• Андрей Николишин: Если бы не потолок зарплат, Панарина никогда бы не поменяли из «Чикаго». Его там обожали

    Интервью с чемпионом мира — 1993

    22.12.17 21:20

    Андрей Николишин: Если бы не потолок зарплат, Панарина никогда бы не поменяли из «Чикаго». Его там обожали - фото

    Фото: ХК СКА

    В ходе разговора с Андреем Николишиным мы попытались выяснить, что мешает развиваться российскому хоккею, почему чемпиону мира интересно работать скаутом «Чикаго» и чего ждать в НХЛ от Панарина и Анисимова.

    Каспарайтис мог бы спокойно выступать за «Эдинбург»

    — Андрей, летом пришло неожиданное сообщение, что вы будете помогать британскому «Эдинбургу».
    — Один из владельцев клуба — мой близкий друг. А известный советско-украинский хоккеист Дмитрий Христич стал там главным тренером. Я помогал им консультативно, какими-то советами, идеями по выстраиванию взаимоотношений в команде. Я, Дарюс Каспарайтис вот подключался, со своей стороны.

    — Каспер, наверное, мог бы и сам в «Эдинбурге» на лед выходить?
    — Ну, он и так сейчас играет, недавно за сборную Литвы дебютировал. В «Эдинбурге» сейчас, если честно, уровень не очень высокий, и при должном внимании к себе играть там можно достаточно спокойно.

    — И долго.
    — Да. В Британии есть топовые команды. Тот же «Ноттингем» выступал в Лиге чемпионов, но общий уровень невысокий.

    — У британцев есть интерес к хоккею — при их любви к футболу и регби?
    — Британцы — такая нация, которая любит мужские состязания, где есть борьба, столкновения, что-то атлетичное. Настоящее. Хоккей развивается, причем достаточно динамично. Недаром там НХЛ матчи проводила и КХЛ туда засматривается. Рынок очень большой и интересный: и в финансовом, и в спортивном плане. И не забывайте, там очень много наших соотечественников живет. Если там будет клуб КХЛ, то поддержка обеспечена. Плюс это топовая страна в Европе. Не в обиду будет сказано, но это не Словакия и не Чехия — это другой уровень. Организовать там клуб Континентальной лиги было бы здорово. Мы сейчас все движемся на Восток: Китай, Япония, но в Европе все команды тоже конкурентоспособные и интересные.

    — А бросок на Дальний Восток насколько перспективен? У «Куньлуня» пока слабо получается.
    — «Куньлунь» — первопроходец, нет пока массированного захода в Китай. Чем ближе будут зимние Олимпийские игры — 2022 в Пекине, тем больше будет приковано внимания к этой игре. И мы ведь не одни осваиваем хоккей в Поднебесной, НХЛ этим же занимается. И ИИХФ. Сейчас это сумасшедший рынок в плане финансов. Там ведь полтора миллиарда человек живут. Китайцы уже свою футбольную лигу подняли на высокий уровень, предполагаю, что хоккей — это следующее. Я даже считаю, что в Китай надо более активно внедряться. За счет чего ведь получаешь прибыль? Строишь катки, приходит народ, начинаются телевизионные трансляции…

    КХЛ нужно обязательно сокращать, лига раздута

    — При этом в следующем сезоне в КХЛ, скорее всего, уберет еще три российских клуба — «Югру», «Ладу» и «Северсталь». Получается, поднимая хоккей в Азии, мы убиваем российский.
    — Мы его не убиваем, не согласен! Все смотрят на эту проблему как-то однобоко: нельзя убирать три команды, нельзя сокращать лигу... А почему нельзя? Приводят какие-то аргументы, совсем необоснованные. Я считаю, что КХЛ нужно обязательно сокращать, чтобы возросла конкуренция. Лига раздута, не хватает квалифицированных игроков на все команды. Средний уровень нашего хоккея очень упал. Национальная сборная представлена всего двумя клубами, и все. Нету больше хоккеистов. Да, в Тольятти, например, есть хорошая школа, которая воспитала много хороших хоккеистов, но сейчас «Лада» не дотягивает по уровню. Мы хотим все на старых заслугах получить. Будь добр, если ты выступаешь в КХЛ, соответствовать всем стандартам.…Конечно, проблема эта более глобальная: развитие детского хоккея, поднятие его за счет большой конкуренции. А в КХЛ должен быть потолок зарплаты, распределение сильных игроков должно быть равномерное по командам. Кстати, должны существовать и четкие, прозрачные критерии сокращения. И команды, которые «убрали», должны где-то играть, существовать. Следует создавать вторую сильную лигу. Вспомните, какая «вышка» была раньше. А сейчас все превратилось в непонятное соревнование каких-то фарм-клубов, на которых ходят по 150 человек. Как на похороны — только друзья и родственники! У КХЛ должна быть сильная конкурентная лига, и у клубов, которые попали во «второй дивизион», должна быть возможность вернуться обратно.

    У нас нет скаутов, есть только селекционеры

    — Реально у нас уравнять силы клубов КХЛ?
    — Однозначно, и главное — введение потолка зарплат. Драфт? Он должен быть, ведь таким образом выравнивается распределение сильных игроков. Конечно, в том виде, каким он был в КХЛ, он не работает. Все клубы взвыли: растим, воспитываем игрока десять лет, а потом парень выходит на драфт и — кому достанется. Мое предложение: давайте регламентируем — ты воспитываешь игрока, вкладываешь в него определенную сумму. И тебе потом ее компенсируют. Например, хоккеисты из первой пятерки драфта стоят миллион, из второй — 500 тыс. и т. д. Суммы могут быть другие, и пускай все клубы лиги выбирают. Но все равно будет дешевле заплатить миллион за юниора, чем потом покупать игрока за 30-40 млн. К тому же клуб будет нести ответственность за выбранного игрока: и финансовую, и психологическую. Раз заплатили деньги — значит, они на него рассчитывают, и мы не теряем перспективного парня. А клуб, воспитавший проспекта, получает свои деньги и тоже финансово защищен. А конкуренция в лиге растет — лучший юниор уходит в другую команду. Наверное, существуют какие-то нюансы. Но надо сесть и все разработать.

    — Вы же сейчас и в НХЛ работаете.
    — Да, скаутом «Чикаго».

    — Интересно?
    — Очень. У нас практически нет скаутской службы в клубах КХЛ. Есть только в отдельных командах несколько селекционеров, которые отслеживают игроков. Вся скаутская служба КХЛ состоит, чтобы просмотреть статистику на eliteprospect. А если брать отдельно и глубоко скаутство, то это совсем другая профессия. Очень кропотливый труд. Владимир Юрзинов — старший говорил, что определяет игроков по глазам. И так же скаут должен определить игрока не по его статистическим данным, а по таланту и потенциалу, что у него есть. Он должен увидеть, определить и еще доказать своим партнерам по клубу его плюсы.

    В моей работе есть даже немножко психоанализа

    — То есть найти своего Панарина и доказать, что он может стать НХЛ.
    — Да, ведь никто в свое время не смог поверить, что Артемий станет игроком такого плана в НХЛ. Просчет скаутских служб. Вот таких игроков, как Панарин, своеобразные неограненные алмазы, и следует искать… Паша Дацюк, пожалуйста, был выбран в последних раундах. Зеттерберг… В этом и заключается скаутская работа. Первых номеров драфта, таких как Кросби, Мэттьюз, прекрасно видно. Они уже топовые игроки, которые идут на драфт. А найти мальчишку, у которого есть талант, который раскроется позже, — в этом и есть мастерство скаута. Тут даже есть психоанализ. Кстати, в «Чикаго» порядка 20 скаутов. Кто-то на полной ставке, кто-то занят частично. Очень много информации собирается, много обсуждается, аккумулируется. Составить пазл из всех нюансов и найти золотую середину не так-то просто. А надо еще доказать руководству клуба, что «мой» игрок — самый лучший. И все равно, если ты даже нашел талантливого хоккеиста и он потом выстрелил в НХЛ, это не только твоя заслуга, а всей команды.

    — Что-то общее с тренерской работой есть?
    — Очень многое. Но в тренерской работе на тебе довлеет результат. Первое мое ощущение в скаутской работе было: когда остается минуты две до конца игры, то определенное количество людей уходит с игры, неважно, какой счет, — это скауты. Для себя они уже информацию подчеркнули. Их смывает, как волной. И я над ними все время смеюсь. Для меня немножко важны другие аспекты. Мне интересна не только статистика, а как человек поведет себя в какой-то нестандартной ситуации. У нас, как и у тренеров, задача — помочь игроку развить талант.

    Агентов волнует только финансовая составляющая 

    — Считается, что самое сложное — разглядеть характер игрока.
    — Мое мнение субъективное, но я считаю, что характер игрока идет от его воспитания. В семье, в школе, в среде, в которой он общается… Там ты и можешь увидеть, какая личность будет на выходе. Не только в 18, но и раньше можно понять перспективы хоккеиста. Другой вопрос, как это объяснить игроку, его родителям? Сейчас папы и мамы ведут игроков чуть ли не до 25-летнего возраста. Мальчика же верил в мечту, думал, что он Овечкин. Положил столько труда и пота, а ему не дано. А хороший тренер должен игрока чуть раньше подвести к мысли о его будущем. Хотя в свое время тот же Юрзинов меня поставил перед выбором. Я в 17 лет поступил в институт. И он вызвал и сказал: «Давай-ка, парень, выбирай: или учиться, или в команду попадать».

    — Для вас, кстати, тогда был однозначный выбор в пользу хоккея?
    — Да, пришлось учебу отодвинуть на второй план… Так вот, тренер в ответе за результат команды, а над скаутом это не довлеет и не давит. Ему нужно развитие игрока. И он делает все, чтобы игрок рос.

    — На разных чашах весов в хоккее находятся агенты и скауты. Агенты часто мешают хоккеистам?
    — Очень мешают. В КХЛ с этим пластом нам будет очень сложно развиваться. Они вредят игрокам, руководителям клубов. Коммерчески завязанные, ангажированные люди, который на данный день диктуют условия нашей лиге.

    — Но есть мнение, что и в НХЛ агент играет особую роль в карьере хоккеиста.
    — Влияет, но в плане развития. И никак не мешает остальному. У нас же агента волнует только финансовая составляющая. Он пойдет на все, чтобы получить свою выгоду.

    — У вас, кстати, сразу после переезда в НХЛ появился агент?
    — Я еще не уехал в Америку, он уже у меня был. Сперва Марк Гандлер, я его уволил. Затем Дон Мин, тоже уволил…

    — В чем расходились взглядами?
    — С Марком у меня были хорошие отношения, да и с Доном. Но с Гандлером разошлись, потому что он набрал больше количество игроков и всем просто не мог уделять внимание. Естественно, большее время у него занимали топ-игроки. Ведь с их контрактов можно получить больший процент. По прошествии времени Марк понял свою ошибку. Игрокам ведь нужно внимание. Они как дети. Если поговорил, позвонил ему вовремя, поздравил — он растаял и уже твой. А если у тебя 40 человек, ты просто физически этого не успеваешь.

    Из-за двойки не пускал сына на матчи

    — У вас, кстати, дети тоже играют в хоккей. Вы для них строго спрашиваете? (У Андрея два сына и дочка. Старший 23-летний Александр сейчас играет в чемпионате Белоруссии за «Лиду». Младший, 21-летний Иван, после выступления в Канадской юниорской лиге вернулся на родину и сейчас играет в ВХЛ за «Звезду» — фарм-клуб ЦСКА. — «Спорт День за Днем».)
    — Мы постоянно на связи, общаемся. Наверное, с моей стороны даже идет чрезмерная опека. Игра закончилась, и или они звонит, или я. Смотрю все матчи своих детей. Это мое такое внутреннее состояние, я по-другому не могу. Хотя прекрасно понимаю, что у них должна быть свобода, своя личная жизнь. Но все, что касается хоккея, я здесь причастен.

    — Кстати о детях. Вы были топ-хоккеистом. И, наверное, представляете, что ваши дети могут не достигнуть такого уровня.
    — Лет 10-15 назад я был абсолютно спокоен. По этому поводу даже с Сергеем Наильевичем Гимаевым, которого уже нет в живых, ругался. Не пускал сына, когда он играл в ЦСКА, на тренировки, если он получал двойку, замечания в школе. Помню, у него была какая-то важная игра, а я ему сказал, что если он не закроет вопрос в школе, то на матч не пойдет. Слезы, сопли. А Гимаев работал директором школы. Звонит: «Ты чего? Обалдел? Он у нас капитан команды». Говорю: «У него проблемы в школе. Главное — это учеба. Никакого хоккея. Тем более что если он капитан, то должен отвечать за свои действия». Мы тогда поругались с Гимаевым. У меня супруга так же к учебе относится. Мы в этом плане с ней единомышленники. В первую очередь, ты должен быть человеком.

    Молодежь уезжает в Америку, потому что здесь нет возможности для роста

    — Вы, кстати, в свое время были не против, чтобы ваш младший сын уехал в Канаду, в юниорскую лигу?
    — Нет, более того, это я ему посоветовал. Тогда в ЦСКА для него возможностей для развития не было. По выпускному году с клубом победил в чемпионате России. Был капитаном команды, лучшим бомбардиром турнира, лучшего игрока получил. Он перешел в МХЛ, но тогда у «Красной Армии» была главная задача — победа в Кубке Харламова. В 16 лет туда пришел, а там играли 20-летние. И смысл? Мы выбрали иной путь развития, и он поехал за океан. Играл по 20 минут и был очень доволен, что там оказался. Вырос как хоккеист… Роман Ротенберг выступал недавно и заявил, что 800 российских игроков в последние годы уехали в Северную Америку и не смогли там закрепиться. Чушь собачья! Не знаю, кто ему цифры дал! Игроки уезжают за океан, потому что в нашей лиге у них нет роста. Пусть опубликуют цифры, сколько у нас игроков молодежного возраста сейчас выступают в КХЛ. Кроме «лимитчиков». Возьмем этот сезон. В ЦСКА Капризов, в СКА — Рыков, Самсонов — в «Магнитке». А кто еще из прошлогодней молодежной сборной сейчас в КХЛ? Их нет. Сыграли за «молодежку», и дальше провал. Потом они «возвращаются» через два-три года. Почему?! Потому что они не прошли путь развития из молодежного во взрослый хоккей.

    — Но за океаном ситуация такая же. Никто не дает гарантии, что парень из юниорской лиги выберется наверх, в НХЛ.
    — В CHL (Канадская юниорская лига) ты можешь отыграть максимум 5 лет — с 16 до 21. А дальше у тебя есть выбор — ты можешь идти в НХЛ, АХЛ. Но если ты не подписываешь профессиональный контракт и заканчиваешь с хоккеем, ты получаешь возможность на бесплатное обучение в любом университете мира. И его оплачивает CHL. Там ребята четко знают, за что бьются. А у нас люди не попали никуда и никому не нужны — их выгоняют на мороз.

    — Что вы советуете игрокам, которых ведете?
    — Для восприятия всегда хороши примеры. И я объясняю на примере — своем, детей, своих друзей — два-три их пути. Туда пойдешь — так получится, туда — так. А выбор все равно за тобой. Ты сам должен решать.

    «Миннесота» никуда не денется от Капризова

    — Какие главные подводные камни для молодого игрока, который переезжает в НХЛ?
    — Очень важно, в каком раунде ты задрафтован. Если в первом — с тобой подпишут контракт и у тебя будет три года на размышление. Тебе будут давать шанс, чтобы ты заиграл. И тут все от тебя зависит — насколько ты прогрессируешь, насколько ты интересен клубу.

    — Если сейчас в НХЛ «русский фактор», про который говорили несколько лет назад? Кирилл Капризов, например, подписал трехлетний контракт с ЦСКА. И может вообще не переехать в «Миннесоту».
    — В «Салавате» у Капризова был очень маленький контракт. Цифры называть не буду. Он с агентом попросил у армейцев больше денег, а ЦСКА за это захотел дополнительный год контракта. «Миннесота» от него никуда не денется. Но он захотел заработать. Да, Кирилл — сильный игрок, но пока только потенциально.

    — В «Чикаго» расстроились из-за того, что обменяли Панарина?
    — А с ним никто и не хотел расставаться. Вы думаете, его не просто так взяли и отдали. Есть экономическая и финансовая составляющая. Его контракт не вписывался в потолок зарплат клуба. Жесткий. «Чикаго» никогда бы с ним не расстался, если бы не было потолка зарплат. Не подписывать других игроков? А как команду делать? Кейн, Тэйвз, Сибрук — имели многолетние соглашения. И их не уберешь. Менеджмент «Блэкхоукс» все делал, чтобы оставить Панарина, но не получалось. Пришлось менять. Его там любили, обожали.

    — Нестабильное выступление «Чикаго» в нынешнем сезоне связано с трейдом Панарина?
    — Все переживают. Мы же все, включая скаутов, работаем ради Кубка Стэнли. У нас одна задача.

    Анисимов не станет Малкиным, но ниже определенного уровня не упадет

    — Панарин сможет стать системообразующим игроком для «Коламбуса»? Способен ли он поднять клуб в лидеры НХЛ?
    — Я думаю, пока Панарин чуть-чуть не дотягивает. Но он на этой границе. Останется понять, куда качнется маятник! Мне очень нравится Артемий: он характерный, стержневой парень и игрок. Для него этот сезон переломный. Прогнозировалось, что сильно упадет его результативность после трейда в «Коламбус», но этого не происходит. А дальше у Темы только лучше пойдут дела.

    — Зато Анисимов в «Чикаго» в этом сезоне чаще выходит на первый план.
    — В «Блэкхоукс» перемены. И Дебринкэт пришел, и Шмальц — очень сильные, молодые, перспективные ребята. А Анисимов — определенного уровня игрок. Действует очень хорошо перед воротами. Да, он не первый «центр», не градообразующий игрок, и все это прекрасно понимают. Посмотри его голы: подставил, добил, на «пятаке» сыграл. А первый «центр» — это человек, который способен и организовать голевой момент, и его реализовать. А сейчас Артему приходится исполнять роль первого центрфорварда — пока молодежь «Ястребов» еще не доросла. Чисто физически. Уникальность Анисимова в том, что он настолько разносторонний, что может исполнять роль как первого «центра», так и в третьем-четвертом звене. Да, он не сможет стать Лемье, Малкиным, Кросби. Но ниже определенного уровня не упадет.

    — В НХЛ расстроились игроки из-за того, что не смогут поехать на Олимпиаду?
    — Игроки очень. Они достаточно болезненно восприняли это известие, даже, я бы сказал, со злостью. Олимпиада для них спорт, а не политика. Они хотят выиграть в своей жизни все, и так и должно быть у профессионалов.

    Использованы фото: AP


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»