Когда в российской премьер-лиге в составе московского «Спартака» появился футболист по фамилии Кавенаги, только и разговоров было, что о нем. Еще бы – молодой аргентинец, звезда «Ривер Плейт», на тот момент (да и сейчас этот рекорд никто не перебил) был самым дорогостоящим приобретением. Конечно, сейчас при головокружительных бюджетах тех же «Зенита» или «Динамо» сумма в $12 млн не кажется столь запредельной, но тогда футбольная общественность ждала от спартаковского новобранца за такие деньги как минимум чуда. Как оказалось, не дождалась…
Я помню дебют Фернандо в матче за «Спартак». В 2004 году в августовском матче в Санкт-Петербурге на «Петровском». Красно-белые тогда переживали непростые времена «ухода» Червиченко, появления нового руководства в лице Леонида Федуна, «итальянского эксперимента» с приглашением Скалы, которого команда, мягко говоря, приняла неоднозначно. Одним словом, в смутные времена попал Кавенаги в «Спартак». И в дебютном матче как-то ничем не запомнился, да и вряд ли мог.
«Расцвет» российского витка карьеры Кавенаги, по-хорошему, должен был прийтись на 2005 год, когда в «Спартаке» с появлением на тренерском мостике Александра Старкова все наконец-то более-менее устаканилось. Однако дела у Кави все не шли. В состав он попадал не постоянно, забивал нечасто. Одним словом, все никак не мог найти себя по другую сторону океана. Масла в огонь подливали всевозможные футбольные критики и журналисты, которые ругали спартаковское нападение-2005 на чем свет стоит. Многомиллионному Кавенаги, понятно, доставалось больше всех.
– Это самый нелепый повод для критики игрока – его стоимость, – говорил мне в самом начале года Старков. – Кавенаги – такой же игрок, как и все. Просто он молод, и ему тяжело адаптироваться. Есть масса примеров того, как классные игроки, переезжая через океан, не находили себя. Может быть, он здесь вообще никогда не заиграет…
Потом уже, по ходу сезона, Старкову стало не до проблем аргентинского форварда. Кавенаги оказался предоставлен сам себе, пока вокруг команды гремел гром аленичевского гнева и сверкали молнии гнева старковского. В итоге так и не заигравшему толком аргентинцу пришлось во второй раз переживать в команде смену власти, а вместе с тем и смену отношения к себе – ведь не могут разные тренеры относиться к игроку абсолютно одинаково. Нюансы есть всегда – значительные или нет.
В первый раз тема дорогостоящих спартаковских легионеров была по моей просьбе поднята Владимиром Федотовым, тогда еще и. о. главного тренера, в мае, накануне финала Кубка России.
– В команде должен быть баланс между дорогими легионерами, ветеранами и молодежью, – заявил тогда наставник красно-белых. – От лишних мы будем избавляться…
Уж не знаю, был ли отнесен уже тогда Фернандо Кавенаги к категории «лишних», но к концу нынешнего сезона стало предельно ясно, что дни этого парня в «Спартаке», скорее всего, сочтены.
– Почему не заиграл Кавенаги? Тут проблему надо искать в его голове. Он два года не играл, сидел на лавке. Вы представьте – его все раздражает. Не та пища, не те официанты, не те массажисты, не та Тарасовка, не тот тренер, не те журналисты. У Кавенаги ведь был абсолютно потрясающий период, когда я думал, что он восстановился и будет играть. А потом – бах и все. Как только сыграл не так, получил какой-то стресс – и все старое, что накапливается за месяцы, сразу же «всплывает». Это все психология. Для Кавенаги «Спартак» – не его команда, он здесь уже не восстановится и не заиграет. Ему надо поменять обстановку. Я таких игроков видел в жизни много и не знаю примеров, когда после таких стрессов игрок восстанавливался бы и начинал заново. Хотя мне очень хотелось вернуть Кавенаги в команду, резюмирует Федотов.
Вопрос же с Клементе Родригесом лежит в несколько иной плоскости. Любой спартаковский болельщик вспомнит стремительные проходы юркого скоростного аргентинца по флангу к чужим воротам и назад в свою штрафную. Да, он играл не всегда стабильно, бывало, ошибался. Но всегда попадал в состав. Александр Старков видел у него хорошие перспективы и не давал Родригеса в обиду, когда аргентинского малыша критиковали за излишнюю тягу к атаке.
Из обоймы же он выпал только в этом сезоне. И как-то уж слишком стремительно. Виной ли тому появление в «основе» молодого талантливого Романа Шишкина или корень проблемы надо искать в голове самого Родригеса, но Клементе, скорее всего, вернется-таки в родной «Бока Хуниорс». Пока лишь на правах аренды, так как связан со «Спартаком» действующим контрактом.
Мнения
Владимир Федотов, главный тренер «Cпартака»:
– Боюсь, что у Родригеса в итоге не сложилось в «Спартаке» из-за того, что он в команде не один аргентинец, что здесь был Кавенаги. У них было много общего – возраст, страна, язык, кухня, в конце концов. И когда у одного из них дела не идут – это ничего хорошего не сулит другому. Вот если бы оба стабильно играли, то тогда все было в порядке. Но здесь это никак не получается…
Сергей Шавло, генеральный директор «Спартака»:
– На данный момент Родригес – игрок нашей команды, мне не хотелось бы давать комментарии по поводу его ухода. Да, есть переговоры, «Бока Хуниорс» действительно хочет вернуть Клементе. Но мы пока этот вопрос не решили. У нас еще есть пара недель – до возвращения команды из отпуска.