В преддверии матча СКА с «Салаватом Юлаевым» болельщики обеих команд рассказали корреспонденту «Спорта День за Днем» о самых памятных моментах околохоккейной жизни Питера и Уфы.
Болельщик СКА Александр Зубачев (INF): Поставили в «рамку» «пазик»
— У меня с Башкортостаном три главные ассоциации — хоккей, природа и мед.
— Ты в этом не одинока. Мы часто проводим Всероссийский съезд болельщиков именно там. На природе, в палатках. Поистине — природа на Среднем Урале замечательная. На реке Агидель болельщики регулярно совершают сплавы на катамаранах. Кстати, именно эту реку Шевчук имел в виду в песне «Белая река». Он ведь из этих мест. Так вот, о сплавах. К сожалению, я сам не участвовал, но другие болельщики рассказывают, что это потрясающе! Представьте, когда на плоту по бурной реке на одном плоту сплавляются болельщик ярославского «Локомотива» и магнитогорского «Металлурга» — и при этом гребут в одну сторону!
— Сразу представила, как на одном плоту сплавляются по бурной реке болельщик СКА Машинист и экс тренер «Спартака» Милош Ржига. Как известно, они большие «друзья»…
— Последний съезд в Уфе проходил в месте под поселком Красный ключ. Там источник минеральной воды. Такая вода есть только там и во Франции! Чистейшая минералка — лазурная. Но это так, лирическое отступление. Помню, на том съезде местная администрация на День молодежи пригласила нас поиграть в футбол против местной команды. И когда мы приехали на «пазике», увидели, что футбольное поле, прямо скажем, не «Стад де Франс», и повсюду на нем отметились коровы.
Тогда мы вместо вратаря поставили в «рамку» «пазик». Так сказать, доверили ему место в воротах команды. На удивление, мы не разбили в нем ни одного стекла.
— Сразу вспомнился известный анекдот про то, как сборная России по футболу играла против манекенов, и ко второму тайму проигрывала им 0:10…
— Мы даже потом шутили, что «пазик» играет лучше, чем вратарь нашей сборной по «ногомячу». Где-то у меня даже фотка сохранилась с этого исторического матча.
— За медом обычно ходят на центральный рынок Уфы….
— Зачем? У одного из уважаемых болельщиков уфимцев — Зомы — есть своя пасека. Он никогда без меда не приезжает. Так что у меня на столе круглый год бочонок башкирского меда. Он очень вкусный и полезный. Кстати, о Зоме… Он «в авторитете» на трибуне — всегда с барабаном, «заряжающим» сектор. А еще он готовит безумно вкусный плов. Сам он его называет «Плов от шефа».
— Как часто болельщики СКА выезжают в Уфу?
— Многочисленными такие выезды назвать никак нельзя. Однако, насколько я знаю, на игру СКА с «Салаватом» перед Новым годом собирается на выезд довольно много болельщиков.
— Теперь «Салават» тренирует Игорь Захаркин — тренер, который вместе с Вячеславом Быковым в прошлом сезоне привел армейцев к победе в Кубке Гагарина. Как встретят его в Питере? Ведь он теперь по другую сторону баррикад.
— С большим уважением отношусь к этому тренеру. Благодарен ему. Жаль, что разбился их тандем с Быковым. Первый полет в космос Юрия Гагарина запомнился всем. Так и первая победа СКА в Кубке Гагарина не забудется никогда. Когда Быков недавно приехал в Питер погостить, «Ледовый» очень тепло его приветствовал. Люди аплодировали стоя. Не знаю, как будут приветствовать Захаркина, но я ему точно похлопаю.
Болельщик «Салавата Юлаева» Азамат Шамсияров (Зома): Армейцев встретили конской колбасой
— Вы — тот самый человек, которого лучше всех слышно на стадионе, — «заводящий» сектора. Барабан трудно не услышать. Музыкальную школу окончили?
— Точно. По классу баяна.
— И как у вас барабан оказался?
— Я его у одного мужика «отжал». На улице поговорили. Он говорит: у меня есть барабан и горн. Так и договорились. Атрибутика «пионерии».
— Что главное для «заводящего»? Попадать в ритм? А может, ловить момент, когда надо вовремя нанести удар в «бочку»?
— Главное, чтобы в сердце были написаны зеленым цветом две буквы — «С» и «Ю».
— Когда вы впервые пришли на хоккей?
— Отец первый раз привел на матч в 1979 году. Осознанно же, своими ножками, на трибуну пришел в 1986 году.
— Получается… Сколько там лет? Посчитайте за блондинку.
— Тридцатник.
— Что с тех пор изменилось в болении?
— Многое. Сейчас это модно. Престижно. Милиция больше не гоняет. Раньше считалось: боление — это против партии и против народа. Не раз «для профилактики» в «козелок» сажали. Правда, часа на два, не больше. Но тяжеловато было иногда.
— Когда разрешили активно болеть?
— Сектор организовался в 1990-е. А основа сектора — два ряда, не больше — в 1987–1988-м. На нашем секторе была дочь покойного Сергея Михалева — Маша, которая с большим пониманием относилась к болельщикам. Как сейчас помню, у нее была шикарная коса… Она даже кричалки нам придумывала.
— Вспомните хоть одну?
— «От дворца до восьмиэтажки нету лучше Пстыги Сашки». К Михалеву мы всегда хорошо относились: он привел нас к золотым медалям. Благодарны и Владимиру Воробьеву, подготовившему молодежь, и Рафаилу Ишматову, с которым завоевали бронзу.
— Как восприняли возвращение Захаркина?
— Нормально, нас не так сильно тренеры разочаровывают, как менеджеры команды. Они порой чудят. Я понимаю — просчитывают бюджет команд и прочее… И все-таки хотелось бы хороших игроков не терять, а приобретать. У нас же порой бывает наоборот.
— Как гостей встречаете обычно — хлеб, соль, мед?
— Помню, болельщиков ЦСКА встречали хлебом, конской колбасой, кумысом. И спать на сено уложили.
— Издевались над «конями»?
— Зачем? Просто кормили, поили и спать укладывали. А вообще, мы — дружелюбный народ. Со всеми в хороших отношениях. Не конфликтны.
— А как же ваши «заклятые друзья» из Казани?
— Это все надумано! Честное слово. Нет у нас никакой вражды. Просто дерби. Кто выиграл — тот и на коне. Пока на коне «Салават».
— Сергей Михалев был человеком с хорошим чувством юмора. Иногда меня поражала его самоирония.
— Он был дипломатом. Никогда не шел на конфликты и не реагировал на провокации. А вот Николаев порой на пресс-конференциях такое выдавал… Помню, у нас играли два канадских игрока. Даже не третьесортных. Хуже. Его спрашивают: «Где же наши канадские игроки?» Он отвечает: «Как где? В Канаде!»
— Мне сказали, у вас есть своя пасека?
— Это пасека моего отца.
— Знаю, вы доброй души человек. Медом соперников угощаете. Вот и в Питер бочонок Инфу привозили. Сейчас модно креативить. Вы сорта меда как-то по-новому называете?
— Запомните: мед — он всегда липовый (улыбается).
— Были ли вы когда-нибудь в Питере?
— Да. С фасадной стороны — очень красивый город. С дворовой — порой не очень. Пару раз ночевал у Лехи Генералова (Малдер), и мы гуляли по улице Марата.
— А что насчет плова? Как готовить правильно? Говорят, вы мастер.
— Главное — отмочить рис хотя бы в течение 30 минут. Это главное условие. Ну и с приправами не перебарщивать. Остальное — как в хоккее, главное — с душой.
Болельщик «Салавата Юлаева» Николай Пестов (Пестон): Давно мечтал рвануть в Питер
Николай давно не был в Петербурге — годов с восьмидесятых. И вот буквально вчера он вновь прибыл на питерскую землю, которую, к слову сказать, болельщики других городов порой называют «болотами». Это только в книжках — «окно в Европу». Разумеется, его сразу встретили представители «питерского клана».
— Встретить встретили, а налить не налили, — шутит Николай. Правда, тут же поправляется. — Шучу, конечно. Последний раз был здесь в 1989 году.
— Тогда СКА играл?
— Тогда СКА вообще еще не было (смеется). На земле существовала только одна команда — «Салават». Если честно, не шибко тогда болел за хоккей. Приезжал в Ленобласть, в Лосево. Там постоянно проходили чемпионаты России по туризму, и я ездил на соревнования. С тех пор и не был в вашем городе. Только прилетел, так что ничего не видел. Завтра хочу смотреть город. Пойду на Невский проспект, в Морской музей и так далее.
— Почему вдруг решили рвануть в Питер?
— Очень давно не был тут и давно мечтал. Появилась возможность — поехал. Если говорить о поездках, то самые запоминающиеся — это когда мы играли в плей-офф с Ярославлем. Мы были соперниками, но болельщики очень дружили. Надеюсь, питерцы меня так же встретят.
— Питерские болельщики отличаются от остальных? Культурная столица все-таки.
— У вас два глаза, два уха и один нос (смеется). Остальные — все другие, ваши — особенные.
— Видела, вы на фотографиях все время в судейской майке. Знаете, мне это напомнило историю из моего детства. Моя соседка по даче все время полола грядки в полосатой черно-белой майке. Я думала, у нее нет вкуса. Оказалось, ее муж — судья международной категории Юрий Агапов…
— (Улыбается.) Я уже много лет сужу турнир «Золотая шайба».
— В какие города вам приятнее всего приезжать?
— Очень хорошо принимают в Магнитогорске, Ярославле, Челябинске…