После четырехлетнего перерыва в Санкт-Петербурге возобновился мини-футбольный турнир «Петербургская осень», который проходит с 12 по 16 декабря во Дворце спорта «Юбилейный». Всего участвуют восемь сборных: Россия, Италия, Словакия, Белоруссия, Иран, Украина, Португалия, Чехия. Одним из почетных гостей соревнований стал единственный в России чемпион страны по футболу и мини-футболу — Борис Чухлов. В интервью «Спорту» он рассказал, чем сейчас занимается, что думает о засилье в национальной команде по мини-футболу темнокожих спортсменов и почему считает профессиональный спорт злом.
Большой спорт губит человека
— Чем сейчас занимаетесь?
— Нахожусь в свободном плавании. Пока я свободный художник.
— То есть отдыхаете?
— Да, занимаюсь внуком и внучкой.
— Делаете из них спортсменов?
— Они еще маленькие. И вообще я против большого спорта. Если и будут заниматься, то только для общего развития.
— Своим детям тоже запрещали всерьез заниматься спортом?
— У меня две дочки, и им тоже не разрешал. Только для общего развития занимались фигурным катанием и плаванием.
— И почему же вы так относитесь к профессиональному спорту?
— Даже не знаю… Все-таки у меня дочери, и я не знаю, какой вид спорта мог бы им подойти. А вообще большой спорт губит человека.
Турнир никогда не умирал
— Рады, что удалось возродить «Петербургскую осень»?
— Я, несомненно, рад. В принципе, этот турнир никогда не прерывался. Просто он проходил на уровне чемпионата города среди любительских команд. Происходило это перед началом сезона, в августе. То, что теперь ему вернули официальный статус, несомненно, здорово. Посмотрим теперь, как он пройдет. Могу сказать только одно, раз приехали итальянцы и португальцы — это уже здорово. Значит, они помнят об этом турнире. Они с удовольствием откликнулись на наше предложение. У Ирана тоже очень сильная команда.
— Как оцениваете шансы сборной России на победу в этом турнире?
— Честно говоря, я ни разу не видел, как играет «молодежка». Самому интересно сейчас посмотреть на них. Молодежь у нас очень хорошая. Четыре года назад мы выиграли чемпионат Европы. В каком сейчас состоянии находится команда, не знаю.
Созвонились с ребятами из «Зенита»-1984 и выиграли чемпионат
— Как произошло, что вы перешли из футбола в мини-футбол?
— Я тогда играл в Финляндии. После окончания сезона в 1991 году я вернулся домой, и меня пригласили поиграть на первом чемпионате города по мини-футболу. Победитель ехал на неофициальный чемпионат России, который проходил в Москве. Мы созвонились с некоторыми ребятами из чемпионского «Зенита»-1984 и с ходу выиграли городской чемпионат. Поехали в Москву, где мне предложили попробовать свои силы в мини-футболе уже на более серьезном уровне. Сказали, что есть спонсоры, заинтересованные в создании мини-футбольной команды под названием «Дина». Так я там и оказался. Тогда многие футболисты пробовали играть в мини-футбол. К нам на просмотр приезжал даже Мишка Бирюков (бывший голкипер «Зенита». — «Спорт»), но он уехал со словами: «Извините, но это не мое».
— В чем сложность перехода из футбола в мини-футбол?
— В первую очередь это, конечно же, другой мяч. Во вторую, не хочу никого обижать из большого футбола, но тут нужно уметь быстрее думать, быстрее принимать решение.
— Этот спорт тогда был в диковинку или что-то подобное уже было в СССР?
— Для нас это был необычный вид спорта. Тогда никто не верил, что мини-футбол будет прогрессировать и вырастет до такого уровня, на каком он находится сейчас. Чтобы мы набирались опыта, президент «Дины» Сергей Козлов регулярно вывозил нас в Италию и Испанию, где уже несколько десятилетий проходили чемпионаты по мини-футболу. Мы сразу стали выигрывать практически все турниры, в которых участвовали. Все были в шоке. В 1992 году мы заняли второе место на чемпионате Европы и попали в финальную часть чемпионата мира в Гонконге. Никто не ожидал, что за год Россия сделает такой большой шаг в мини-футболе.
Отрицательно отношусь к натурализации спортсменов
— Довольны тем, как развивается мини-футбол в России сейчас?
— Конечно, особенно на Урале. В Питере дела обстоят немного похуже. Все-таки у нас нет таких фанатов мини-футбола. Есть команда «Политех», которая все время бьется в низах чемпионата. На Урале понимают, что в большом футболе они не смогут конкурировать, поэтому активно развивают мини-футбол. В Норильске, Екатеринбурге, Тюмени просто шикарные залы. Питеру очень далеко до этого. Обидно. Мы пробовали что-то здесь организовать. Нам предложили назваться «Динамо», якобы под это название есть спонсоры. Мы так и сделали, но денег так и не увидели. Такое ощущение, что у нас есть один «Зенит», куда вкладываются деньги, и больше никому ничего не надо. Когда еще Фурсенко был президентом «Зенита», я обращался к нему с просьбой взять их название для нашего мини-футбольного клуба. Под это имя мы могли бы найти спонсоров, но нам отказали, хотя мы просили только название.
— Сможет ли мини-футбол когда-нибудь конкурировать с большим футболом?
— Не сможет. Но если бы мини-футбол включили в Олимпийские игры, прогресс был бы сумасшедшим. Но так как Англия и Германия — одни из ведущих стран — не играют в мини-футбол, то этого и не происходит. Дошло до того, что даже пляжный футбол хотят включить в программу Олимпиады.
— Как вы объясните такой парадокс, что мини-футбол в России раскручен меньше, но на международной арене успехи у него гораздо выше, чем у большого футбола?
— Просто у нас за сборную играет много темнокожих футболистов. Я отрицательно отношусь к натурализации спортсменов. У нас достаточно своих талантливых ребят, которые способны так же побеждать, как это делали мы в свое время. Но, видимо, это дань моды: «нет расизму». Да и потом этим же занимается не Ассоциация мини-футбола, а клубы. Они же привозят к нам иностранцев, они же их здесь натурализуют.