• Бывший игрок «Зенита», московского «Динамо» Владимир Долгополов: «Вальбуэна для «Динамо» значит больше, чем для «Зенита» Халк»

    Спросите у…

    10.09.14 00:08

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    (Фото: РИА «Новости»)

    Незадолго до матча «Зенит» — «Динамо», который состоится на «Петровском» в субботу, мы решили побеседовать с чемпионом СССР 1984 года в составе «Зенита», защитником ленинградской команды Владимиром Долгополовым, который в конце восьмидесятых отыграл пару сезонов за московское «Динамо».

    Черчесов строит игру под француза

    — Можно сказать, что на «Петровском» встречаются фавориты в борьбе за титул?
    — Нет, пожалуй. Еще весь сезон впереди. По игре рано говорить. Хотя понятно, что такие серьезные команды, как «Динамо» и «Зенит», тратящие немало на игроков, ставят перед собой самые серьезные задачи. Чемпионство дает дорогу в Лигу чемпионов.

    — Если охарактеризовать козыри соперников, что можно сказать?
    — У «Зенита» состав неплохой. Правда, мне часто звонят коллеги, бывшие футболисты, специалисты, и говорят, что «Зенит» пока не классная команда, а набор хороших футболистов. Посмотрим. Трудно делать выводы по первым турам: вспомните, с кем играли. У «Динамо» в неплохой форме Кураньи. Может поспорить «на втором этаже» с Ломбертсом, Гараем.

    — А Вальбуэна?
    — Это мастер! Людям в голову попадает (смеется). В сборных просто так не играют — тем более в европейских. Француз — хорошее приобретение для «Динамо». Уже влился в коллектив. Отлично исполняет «стандарты». Много двигается. Думаю, Черчесов под него строит игру.

    — Тяжело таким шустрым, техничным противостоять?
    — Ну, как сказать… Я тоже небольшого роста был — маленький и техничный (смеется). Более рослого форварда легче остановить. А против маленьких — да, тяжело. Вспомните, форварды были — Газзаев, Гуцаев. Пока мяч отнимешь, замучаешься. Да тот же Аршавин. Я против него, к счастью, не играл, но другим, думаю, несладко приходилось. Или возьмите, например, защитника сборной Германии Лама. Раньше там Фогтс такой же был, персонально играл с Кройфом, голландцем. Маленькие ребята — резкие, координированные. А если еще и голова работает… Вальбуэна опасен тем, что «стандарты» не только исполняет, но и зарабатывает их.

    — Наверняка игрокам «Зенита» дадут команду не фолить возле штрафной без надобности.
    — Ну, это уж как получится.

    Я редко уступал в воздухе

    — Зато у «Зенита» есть Халк. Что у него там со здоровьем, не слышали?
    — А что Халк? Халк в последнее время больше падает, чем играет. Как говорится, чем больше шкаф, тем громче (смеется). Но это шутка. Халк — хороший футболист. Но слишком от него зависеть не стоит.

     

    — «Динамо» больше зависит от Вальбуэна, чем «Зенит» от Халка?
    — Думаю, да. Помимо того что француз техничный и все остальное делает, он еще и более командный игрок.

    — «Динамо» забивает по схеме: Вальбуэна навешивает — защитники Самба, Дуглас или Кураньи наносят удар головой. Как с этим бороться?
    — Ну как… Или не давать навешивать, или строго играть персонально. Ломбертс и Гарай могут противостоять динамовцам в штрафной. Хави Гарсия тоже может, хотя он еще не набрал оптимальную форму, недавно только трансфер состоялся.

    — А Гарай играет на полную катушку?
    — Давайте дождемся серьезных соперников. На чемпионате мира Гарай понравился. Грамотный игрок. В финале, правда, травмировал немца, но это чисто случайно — как защитник говорю. Аргентина была не в своей тарелке. А так могла и выиграть.

    — Почему не в своей тарелке?
    — Потому что все зависит от Месси. Когда Месси готов, все играют хорошо — и «Барселона», и Аргентина. Когда нет…

    — Ну да. Португалия без Роналду на днях Албании проиграла.
    — Тут согласен с Сашей Бубновым: футболисты из таких бедных стран, как Албания, мечтают вырваться из нищеты. Поэтому на поле лезут из кожи вон.

    — Вы, когда играли в центре защиты «Зенита», верховую борьбу у форвардов выигрывали?
    — Во время угловых стоял у передней штанги. У нас Алексей Степанов был, который должен был выигрывать эту борьбу, и он выигрывал ее. Я тоже редко уступал, несмотря на рост. Меня тренеры хорошо выучили. Я был очень прыгучий. В какую точку мяч прилетит, мог рассчитать. Необязательно для этого знать физику и математику.

    — Головой забивали?
    — Я всего четыре гола забил, головой — «Жальгирису». У меня фотография есть — выше всех выпрыгнул (смеется). В наше время было правило: защитник отвечает прежде всего за оборону, атакой другие занимаются. Потому что бегать туда и сюда сил не хватит.

    — Но вы же подключались к атаке.
    — Ну, я быстренький был, техничненький. Пас мог отдать. Сейчас защитников, умеющих отдать пас (например, первый), мало. Игнашевич разве что. Раньше — да, были.

    — Бубнов, Чивадзе...
    — Ну, я олигархов не беру (смеется).

    Концентрация нужна даже ночью

    — Самба и Дуглас, защитники «Динамо», — опасность в чужой штрафной. А у своих ворот они насколько надежны?
    — Немного тяжеловаты, но ребята знают что делают. Никому не уступят. Станислав Черчесов — вратарь, знает, что такое оборона. Но важны не личности, а организация игры в обороне. Она начинается с нападающих. Каким бы ты ни был индивидуально сильным, без грамотной игры партнеров обезопасить ворота не получится.

    — Может, Кержакова под высоких защитников «Динамо» выпустить?
    — Тренер решит. Мы не можем знать, в каком состоянии Кержаков, какая тактика будет. Рондону, по-моему, тоже вес надо сбросить. Если «Зенит» сделает акцент на подачи с фланга, конечно, Кержакову в штрафной делать нечего.

    — У «Динамо» есть проблема с вратарями? Их трое, но не поймешь, кто первый номер.
    — Ну, если Березовский играет в 40 лет, наверное, есть какая-то проблема.

    — Черчесов удачно играет с «Зенитом»: «Амкар» ничью на «Петровском» добыл, «Динамо» выиграло. В чем тут дело?
    — Теряется концентрация у игроков «Зенита». Не знаю, почему так происходит. Все-таки не за двадцать копеек ребята играют. За деньги, которые они получают, можно и ночью концентрироваться (смеется). Нельзя ощущать себя великими на поле, с кем бы ты ни играл. Любой — даже 16-летний мальчишка — может выйти и переиграть тебя.

    — Весеннее поражение от «Динамо» — дополнительный стимул для «Зенита»?
    — Мне кажется, матч с «Динамо» — хорошая подготовка к игре с «Бенфикой» в Лиге чемпионов (16 сентября. — «Спорт День за Днем»).

    — Даже так?
    — Не для того покупаются такие футболисты, чтобы довольст­воваться победами в чемпионате России. Есть и другие цели. К тому же можно использовать ротацию. С «Динамо» могут сыграть Файзулин, Шатов, тот же Анюков. Не знаю, почему его редко ставят. Смольникову еще работать и работать. Здоровье из него прет, техника хромает.

    — Для Денисова, Ионова, Березовского матч на «Петровском» — особенный?
    — Ионов в последних играх показал себя. Еще же Губочан против «Зенита» может выйти, учтите (смеется). Главное, что встретятся команды хорошего уровня. А то надоело смотреть, как по десять слабакам забивают.

    Бышовец меня забрал, чтобы никому не достался

    — Будем надеяться, никто из болельщиков не выбежит на поле.
    — Хотелось бы! Пусть болельщики поддерживают свои команды, переживают, но зачем устраивать беспредел? Зачем бить футболистов? Они-то в чем виноваты?

    — Если вернуться в 1980-е годы, как вам игралось за московское «Динамо» после «Зенита»?
    — Ну, я не по контракту, в армию туда пошел. Со многими динамовцами в молодежной сборной много матчей отыграл. Добровольский, Харин, Уваров, Лосев… Мы хорошо друг друга знали. Хотя лучше бы пошел в минское «Динамо» — там меня больше ждали. Но Анатолий Бышовец забрал, чтобы никому не доставался (смеется).

    — Как вы с ним?
    — Тяжелый человек.

    — Значит, в «Динамо» чувствовали дискомфорт?
    — Никакого дискомфорта! Повторюсь, ребята меня знали, хорошо приняли. Просто у меня к Москве отношение такое… Как только выхожу из поезда или самолета, сразу хочется обратно в Питер (смеется). В «Динамо» порвал заднюю мышцу бедра, долго лечился. Бышовец не хотел в состав ставить. Потом съездили в Англию, сыграли там с «Дерби Каунти» и «Норвич Сити», местная пресса написала: «Владимир Долгополов и Александр Бородюк — игроки европейского уровня». Возвращаемся в Москву, меня сразу на поле выпускают (смеется). Мне, кстати, перевел эту заметку Леша Еременко, который за «Динамо» играл. Мы дружили. Сыновья Еременко — Ромка и Алексей, можно сказать, на моих глазах выросли. Потом Леша уехал в Финляндию, гражданство там получил. Те финты, которые сейчас Ромка показывает, — это все от отца. Он даже косолапит так же, как батя (смеется).


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров