• Черная дата

    13.08.06 12:20

    Черная дата - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    На последний месяц лета приходится черная дата в истории советского футбола: 11 августа 1979 года в 13 часов 35 минут по московскому времени в небе над Днепродзержинском столкнулись два самолета ТУ-134. На борту одного из них находились 17 футболистов ташкентского «Пахтакора», направлявшихся на матч чемпионата СССР в Минск. Всего в авиакатастрофе погибли 178 человек – 13 членов экипажей и 165 пассажиров…

    Команду не утаишь

    В те времена в Советском Союзе не разбивались авиалайнеры, не шли ко дну корабли и не сходили с рельсов поезда. Катастрофы, естественно, имели место, однако партия предпринимала все возможные меры, чтобы информация, способная бросить тень на державу, не стала достоянием широкой общественности. Но как утаишь шило в мешке, если пропала целая футбольная команда?

    Прошло немало времени, прежде чем стали известны подробности. Самолет, следовавший рейсом Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск, выполнял последнюю часть перелета. В 13.11 лайнер взял курс на Минск. Чуть раньше, в 12.53, из Воронежа вылетел ТУ-134А, следовавший по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев.

    Следствие сразу определило: причина авиакатастрофы – человеческий фактор. Диспетчеры не разобрались в сложной ситуации, пилоты из-за плохой метеорологической обстановки просто не могли видеть друг друга. На высоте 8300 метров молдавский самолет вынырнул из облаков и врезался в минский, отсек ему часть крыла и хвостовое оперение и сразу же взорвался. Его обломки находили в радиусе двадцати километров в районе села Николаевка. Пилот минского лайнера, несмотря на повреждения и разгерметизацию, еще какое-то время планировал, но на высоте 4500 метров самолет вошел в пике и разбился в районе села Елизаветовка.

    Диспетчера Владимира Сумского осудили на 15 лет. Уже после освобождения он признался, что ситуация в районе катастрофы сложилась непростая из-за многочисленных переносов и перекроек маршрутов: в срочном порядке расчищали дорогу Брежневу, отправлявшемуся на отдых…

    Как рассказывают местные жители, в лесу, где упал самолет с футболистами, до сих пор не растут деревья. Кто-то из родственников погибших установил на месте падения мемориальное надгробие и оградку. В союзные времена сюда приезжали из Ташкента почтить память, но потом из-за введения границ и тотального удорожания цен на билеты перестали…

    Учитывая форс-мажорные обстоятельства, Федерация футбола СССР приняла беспрецедентное решение, разрешив ташкентцам сформировать новую команду, которой на два сезона гарантировали место в выс­шей лиге. За это время новому коллективу предстояло встать на ноги и окрепнуть. Многие советские клубы делегировали в Ташкент своих футболистов. Трагедия обошла стороной только двоих из «Пахтакора»-79 – главного тренера Олега Базилевича и голкипера Александра Яновского.

     

    Царствие им небесное

    – Мне говорили, что я родился в рубашке, – рассказал Александр Аркадьевич, – но погибли мои друзья. Представляете, сразу не стало всех! Всех до одного! До сих пор 11 августа для меня – самый черный день в году… По чистой случайности не оказался в том самолете. Получил травму и должен был играть за дублирующий состав. Резервисты улетали днем раньше, и я с ними. Помню, отыграли, ждем, когда основа появится. А их все нет и нет. Администратор звонит в аэропорт, там отвечают, что рейс задерживается…

    – Были предчувствия, что произошло неладное?

    – Были и с каждым часом усиливались… Помню, что не сразу поверил в страшное, надеялся, что произошла нелепая ошибка, но потом… В общем, от того «Пахтакора» остались только мы с Олегом Базилевичем. Он тоже с командой не полетел, так как по семейным обстоятельствам отправился в Киев.

    – Как складывалась ваша дальнейшая судьба?

    – Остался в «Пахтакоре». Тогда команде дали три года на восстановление. То есть полсезона 79-го, а потом еще два разрешили играть в высшей лиге, несмотря на место, которое займем. Многие игроки по доброй воле приехали в Ташкент: Глушаков, Нечаев, Якубик, несколько человек из тбилисского и киевского «Динамо». В 1980-м мы вошли в десятку, а в следующем году повторили лучшее достижение «Пахтакора» – стали шестыми. Правда, когда истек отпущенный нам федерацией срок, вылетели. Но здесь дело не в футболе. Как раз в тот момент начало раскручиваться громкое «рашидовское дело», и республике, естественно, было не до команды. Я вернулся в родной Владикавказ, где живу и работаю до сих пор.

    – Часто вспоминаете 1979 год?

    – Разве от этих воспоминаний можно избавиться? И рад бы, да не получается… Хорошая у нас команда была, дружная. Ребята в основном молодые, амбициозные. Царствие им небесное…

    ХХ век. Трагедии в небе

    >> 1949 год

    Самолет, на котором «Торино» возвращался домой из Португалии, разбился о горный склон рядом с Турином. Погибли 18 футболистов, в том числе и капитан команды Валентино Маццола, журналисты, официальные лица и английский тренер Лесли Ливсли. К тому времени «Торино» четыре раза подряд становился чемпионом страны, а на момент трагедии лидировал в чемпионате, опережая преследователей на четыре очка. Сезон закончила юношеская команда «Торино», которая стала чемпионом Италии.

    >> 1958 год

    Самолет с «Манчестер Юнайтед» на борту потерпел аварию при взлете в мюнхенском аэропорту. Погибли восемь футболистов, три руководителя клуба и восемь журналистов. МЮ возвращался домой после игры с белградской «Црвеной Звездой», которая закончилась вничью (3:3) и позволила английскому клубу выйти в полуфинал Кубка европейских чемпионов.

    >> 1961 год

    При столкновении самолета с горой Лос-Ластимас погибли 24 члена команды «Грин Кросс», которые летели из Сантьяго в Осорно на матч Кубка Чили.

    >> 1969 год

    Погибли девятнадцать игроков и руководителей клуба «Стронгест» («Сильнейшие»), самой популярной команды Боливии. Их самолет разбился в Андах, когда команда летела в Ла-Пас.

    >> 1979 год

    Семнадцать игроков ташкентского «Пахтакора» погибли по пути на очередной матч национального чемпионата.

    >> 1987 год

    Сорок три человека – игроки, руководство и болельщики «Альянсы» (Лима) – погибли, когда команда возвращалась домой после очередного матча национального чемпионата. Самолет упал в море в шести километрах севернее перуанской столицы.

    >> 1993 год

    Погибли 18 футболистов сборной Замбии. Команда летела на встречу со сборной Сенегала в рамках отборочного турнира чемпионата мира. Самолет упал в море рядом с Габоном.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров