• Экс нападающий «Зенита» Андрей Николаев: «Хочется пожить для себя»

    22.02.12 01:55

    Экс нападающий «Зенита» Андрей Николаев: «Хочется пожить для себя» - фото

    Фото: Алена Яшина / «Зенит»

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Карьера бывшего нападающего питерского «Зенита» Андрея Николаева складывалась довольно непросто — помотавшись по городам и весям от Риги до Новокузнецка, с трудом восстановившись после травмы крестообразных связок, 29-летний футболист принял решение завершить карьеру. От профессионального спорта Андрей пока решил отдохнуть, хотя с удовольствием ждет приглашений на административные должности. О жизни после большого футбола, успехах бывшего партнера по дублю Игоря Денисова, тренерской карьере и противостоянии «Зенита» с «Бенфикой» Николаев рассказал в интервью корреспонденту «Спорта».

    Тренером себя не вижу

    — Андрей, почему же все-таки решили закончить с футболом?
    — После выступлений в Латвии я вернулся в Россию, 2008 год провел в Новокузнецке, 2009-й — в «Волгаре-Газпроме». Потом подписал контракт с «Нижним Новгородом», после чего получил ту злополучную травму «крестов». Операция, которую мне сделали в Москве, оказалась неудачной. Я потерял почти 8 месяцев, пока пытались понять, в чем причина. Пришлось оперировать заново в Германии, а к тому времени я уже два года ничего не делал в плане футбола. Так что уже не было смысла что-то искать… К тому же мне ведь уже не 20 лет, так что надо время свое занимать как-то по-другому. В конце прошлого года решил закончить. Тяжело трудоустроиться человеку, который два года не играл, а ехать во вторую лигу — только себя мучить.

    — И чем же занимаетесь сейчас?
    — Пытаюсь осуществить пару проектов, которые никак не связаны с футболом. Если удастся это сделать, то все, я думаю, будет нормально, достойно буду жить. Но сейчас пока все упирается во властные структуры. Если все получится — отлично. Если нет — буду думать.

    — Почему проекты не связаны с футболом? Пытались ли делать что-то футбольное?
    — Я пытался поспособствовать открытию в Ломоносовском районе филиала зенитовской Академии, потому что, например, в Гатчине такой филиал есть. Зондировал почву, но у нас такое твердолобое правительство муниципальное, что они ничего не дадут сделать. Поэтому я это дело забросил. Что касается работы тренера — я ведь окончил Лесгафта по этой специальности, — мне кажется, просто не смогу возиться с детишками. Наверное, не мое призвание. У меня есть хорошие друзья, которые работают сейчас в Академии «Зенита», но они намного раньше начали этим заниматься, лет с 23, так что у них все получается. К тому же в по­следнее время накопилось столько негативных эмоций, связанных с футболом, что от профессионального спорта хочется немного отдалиться. То есть смотреть и наблюдать интересно, а самому хватает участия в каких-то мини-футбольных турнирах. Хочется пожить для себя. У меня и в семейной жизни не особо складывается — второй раз женился, через полгода развелся. Пока не могу отойти от этого, понять, почему так произошло. Очень спонтанно все было. Но я особо по этому поводу не переживаю, стараюсь больше думать о делах, о работе, каких-то проектах.

     

    Нужно иметь связи

    — Так расскажbте о каком-нибудь из них...
    — Есть в Гатчинском районе молодежная организация, которая занимается досугом школьников, молодежи. И вот хотелось бы, чтобы такая же организация появилась в Ломоносовском районе, а потом, возможно, и по всей области. Просто пока я вижу, что здесь не хватает людей, которые действительно хотели бы этим заниматься, в основном все сидят на своих насиженных местах.

    — Поработать в структуре какого-нибудь футбольного клуба не думали? На административной должности?
    — Да, такие мысли были. Но для этого ведь нужно иметь какие-то определенные связи. Я вот разговаривал с Федором Лунновым (начальник команды в «Зените». — «Спорт»), которого давно знаю. Но что он мне может предложить? Также пролоббировать меня тренером в зенитовскую Академию, не больше. Других больших связей у меня нет, а без них никуда не сунешься. К тому же я с сентября этого года хочу пойти получать второе высшее образование. Возможно, юридическое или экономическое, чтобы иметь представление о том, чем заниматься. Ведь если есть какие-то мысли, идеи, их надо подкреплять знаниями.

    — С кем-то из бывших партнеров по «Зениту» отношения поддер­живаете?
    — Близко общаюсь только с Валькой Филатовым. Еще, наверное, с Максом Астафьевым, с Костиком Лобовым, с Димкой Акимовым. А так больше ни с кем. Поздравить с днем рождения — можно, а вот чтобы пересечься, пообщаться — такого нет. Да я в этом особо и не нуждаюсь. Эти люди сейчас, в нынешнем «Зените», для меня как будто с другой планеты. И я не особо горю желанием общаться.

    — Тем не менее в клубе бы вы поработали?
    — Да, поработал бы там дейст­вительно с удовольствием. Честно говоря, мне было бы не зазорно занимать должность того же администратора. С перспективой развития карьеры. Но надо реально смотреть на вещи — этого очень сложно достичь, в «Зенит» не пробиться, потому что там сейчас такой штат работников…

    У Канунникова не будет миллиона шансов

    — Вообще впечатляет вас путь развития нынешнего «Зенита»?
    — Еще как. Я разговаривал с ребятами, которые сейчас работают в Академии, занимаются с мальчишками. И мне очень по­нравилось то, что поменялась сама стратегия — каждый год в детских командах меняются тренеры, и прицел делается не на то, чтобы в данный момент в детско-юношеском футболе все выиграть. Задача стоит — воспитывать в ребятах личности. Чтобы годам к 15–16 это были сформированные игроки, каждый мог бы решать определенные задачи, а не представлять вместе среднестатистическую команду без ярких исполнителей. Эта голландская система очень хороша, в ближайшем будущем должны появиться первые плоды.

    — Плоды работы — это, наверное, свои воспитанники в основном составе клуба?
    — Именно так. Потому что я, например, не помню «своих» в «Зените» после Аршавина, Кержакова и так далее, которые бы заиграли.

    — Сейчас вот появился Максим Канунников…
    — Да, он очень перспективный футболист, но я думаю, у него не будет столько шансов доказать свою состоятельность, как у того же Сани Кержакова. Его ставили, ставили в состав, и он вырвался в футболисты высокого класса. Сейчас в команде не та ситуация, чтобы давать молодому футболисту миллион шансов. Если он воспользуется своей нынешней возможностью, останется в команде и будет прогрессировать — тогда да. А если так не получится, то для него та же ссылка в Томск будет гораздо эффективнее, чем если бы он полировал скамейку здесь, в Петербурге.

    Потери Данни не заметил

    — Какой «Зенит» вам нравится больше — тот, который был у Дика Адвоката, или тот, который сейчас строит в Петербурге Лучано Спаллетти?
    — Наверное, мне больше нравится команда Спаллетти. Команда стала более агрессивная, более независимая от какого-то одного футболиста. Как от Аршавина при Адвокате, например. В частности, потерю Данни по игре с «Бенфикой» я не особо и заметил. Есть другие игроки, такие же креативные, могут в каком-то конкретном эпизоде «выстрелить». Я, честно говоря, ожидал худшего. Не знаю, как будет дальше, но пока мне все нравится. То есть нет таких шараханий, как были раньше, когда пачками покупались какие-то непонятные футболисты, сейчас все более точечно. Да и кандидаты рассматриваются уже совсем другой категории, такие как Красич, например.

    — Существует такое мнение, что, после того как у «Зенита» появились большие деньги, у команды пропала некая душевность, которая была в клубе при Морозове, Петржеле… Вы такое мнение разделяете?
    — Нет, я так не считаю. Это просто развитие футбола. Взять ту же «Барселону». Что говорить о деньгах в этом клубе — они там сумасшедшие. И «Барса» может показать очень красивый, содержательный футбол, как зачастую и бывает, так и наоборот — может не показать его. Но что после этого им говорить — вы некрасиво играете? То есть ситуации бывают разные. И я не считаю, что в последнее время люди как-то испортились. Мне вот в последние два-три года очень нравится, как играет Игорь Денисов. Думаю, сейчас он входит в пятерку лучших игроков центра поля во всей Европе. Но такого футболиста у Властимила Петржелы не было — был другой Игорь Денисов, подающий надежды, который не получал огромные деньги. И он так не играл. То есть тогда играла в основном команда, потому что по большому счету ничего другого «Зениту» не оставалось. И всем надо было играть и доказывать свою состоятельность. В итоге большинство людей из той команды этого добилось. Согласитесь, те же Малафеев, Кержаков, Аршавин, Денисов, Быстров, Власов в какой-то мере… Много игроков из той команды, у которой не было денег, но были задачи прогрессировать и доказывать, выросли за счет этого в больших мастеров. И сейчас они этот уровень только подтверждают, даже с учетом того, что получают огромные зарплаты.

    Конкурентов у «Зенита» не будет

    — Вы ходите на «Петровский», болеете за бывший клуб лично?
    — Я просто еще не был в городе при нормальных погодных условиях. Сейчас меня приглашали сходить на матч с «Бенфикой», но я, честно говоря, побоялся идти. Потому что такой мороз, а я не настолько фанат, чтобы идти и мерзнуть на стадионе. Конечно, я с друзьями с радостью посмотрел игру на большом экране, получил удовольствие. Если летом или весной будет возможность попасть на стадион, буду туда ходить с большой радостью. А сейчас лучше дома посижу, честно (смеется).

    — А вот у нас, журналистов, выбора не было, пришлось идти и мерз­нуть…
    — Ну это же ваша работа! Если бы мне надо было исполнять свою работу, я бы с удовольствием делал это и в мороз. А вот как обычного болельщика тяжело себя заставить. Хотя на самом деле приглашали, и даже в день матча было не так холодно, но уже было поздно что-то менять, я отказался сразу, потому что накануне стояли морозы минус 25!

    — Тем не менее как вам зимний футбол в исполнении «Зенита» и «Бенфики»?
    — Меня поразило как раз то, что зимнего футбола как такового вообще не было, а был добротный матч середины сезона. Я не говорю про «Бенфику», которая сейчас на сумасшедшем ходу в своем чемпионате. А «Зенит» на самом старте сезона показал отличную физическую готовность. Уж не знаю, форсировали ли подготовку, это уже дело тренера. Но меня очень обрадовало то, что команда находится в таком прекрасном состоянии. Если ребята так хорошо подготовились к завершающей части чемпионата, то конкуренты в борьбе за золотые медали у них вряд ли будут. Хотя и так в этом сложно сомневаться.

    — Чего ждать от ответного матча с португальцами? Возможно ли повторение событий игры с «Порту» в декабре, когда питерцы чудом оставили свои ворота в неприкосновенности и вышли тем самым в плей-офф Лиги чемпионов?
    — Я смотрел тот матч, помню, он мне тоже очень понравился. Не думаю, что «Зенит» в ответной игре с «Бенфикой» будет уходить в оборону. Скорее всего, наши будут играть в свой футбол, рассчитывать на тех, кто будет к 6 марта в строю. К тому же там, в Лиссабоне, будет совсем другая атмосфера, другой футбол. Это на «Петровском» матчи «Зенита» всегда получаются веселыми, а там атаковать все равно будет больше «Бенфика», «Зенит» же будет создавать моменты в контратаках. Такая уж у португальцев философия — нестись вперед. «Зениту» нужно этот натиск сдержать в первые минуты. А потом самим попытаться создать что-то и реализовать. Так что не думаю, что питерцы будут отстаивать ничью.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров