• Экс тренер сборной Мозамбика и московского «Динамо» Виктор Бондаренко: «В Бразилии Капелло наигрывает сборную к ЧМ-2018!»

    3-й тур. Группа Н. Алжир — Россия. Экспертиза

    26.06.14 15:20

    Экс тренер сборной Мозамбика и московского «Динамо» Виктор Бондаренко: «В Бразилии Капелло наигрывает сборную к ЧМ-2018!» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    Общий стаж работы Виктора Бондаренко в Африке — более 20 лет. Сборную Мозамбика он выводил в финальную стадию Кубка Африки — 1996, с южноафриканским «Орландо Пайретс» выигрывал Лигу африканских чемпионов, а в ангольском «Кабушкорпе» тренировал Ривалдо. Признавался лучшим тренером Мозамбика (дважды) и ЮАР. Последнее время 65-летний специалист, в 2004 году возглавлявший московское «Динамо», жил в Йоханнесбурге, а сейчас проводит свой отпуск в Москве. В разговоре с корреспондентом «Спорта День за Днем» Бондаренко рассказал, благодаря каким приемам Россия может обыграть Алжир, поразился прогрессу латиноамериканских сборных и вспомнил, как в свое время над ним проводила кровавый ритуал африканская колдунья.

    Алжир может вырвать ничейку

    — Виктор Иванович, ожидали от сборной Алжира такой результативной игры в двух стартовых турах группового турнира?
    — Я еще до старта чемпионата говорил, что с ними будет непросто играть любому сопернику. Алжир достаточно неплохо смотрелся на Кубке Африки — 2013 в ЮАР, и лишь откровенное невезение не позволило команде выйти из группы. В Бразилии против Кореи подопечные Вахида Халилходжича выдали очень сильный матч. По большому счету Алжир не типично африканская команда. Сборная демонстрирует схожий с европейским стиль игры. Больше половины игроков родились во Франции, там прошли свои первые футбольные университеты и теперь играют в Лиге 1. У них хорошая скоростная техника, работа с мячом, быстрые контратаки. В дебютной встрече с бельгийцами Алжир играл вторым номером. Чувствовалось, что ребята немного волновались. При этом играли очень плотно, компактно. Даже таким технарям, как Эден Азар, было тяжело подойти. Провалились только на контратаке — бельгийцы нырнули в разреженное пространство. Но когда Алжир играет собранно, пройти их оборонительные редуты сложно. Нужно рисковать. Или пытаться заработать пенальти.

    — Корея и Бельгия забили Алжиру по два гола. Россиянам такая задача по плечу?
    — Слабости в обороне у африканцев имеются. Но стоит учитывать, что в матче с корейцами Алжир раскрылся во втором тайме, уже имея внушительный запас прочности. На тот момент это было допустимо. С Бельгией африканцы играли здорово до первого пропущенного гола. Потом не хватило физической подготовки. Думаю, подобной тактики они будут придерживаться и в игре против нашей сборной. Ведь в этом матче «Лис пустыни» устроит ничья. И они реально могут эту ничейку вырвать.

    — Для нашей команды это будет означать фиаско. Как избежать позора?
    — Играть первым номером, не бояться атаковать. Чаще применять удары издали, проходы в штрафную с флангов, раскачивание, не стесняться демонстрировать индивидуальную технику. Безусловно, стоит спровоцировать соперника на фолы в штрафной, попытаться заработать пенальти. Все остальное там читается и перекрывается. И конечно, нужно сыграть на контратаках — в какой-то момент специально отдать пространство, отобрать мяч и наказать. Как это, собственно, сделали бельгийцы в случае со вторым голом.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    — В последние дни много критических стрел выпущено в адрес Фабио Капелло: и отказ от Дзюбы, и слишком осторожная тактика на матчи с Кореей и Бельгией, и запоздалые замены, и показной оптимизм. С какими из прозвучавших замечаний вы согласны, а с какими не совсем?
    — Я не хочу критиковать Капелло. Как тренера я его уважаю. Но свое мнение выскажу. После первых матчей у меня создалось впечатление, что мы не играем на мундиале в Бразилии, а… готовимся к чемпионату мира в России! Фабио ставит молодых игроков — за исключением Игнашевича и Березуцкого. Все ребята скоростные. Но в организации игры есть проблемы. Качество хромает, система игры не работает. Я не вижу у наших огонька в глазах. Они не отрабатывают игровые моменты до конца, как это делают их латиноамериканские коллеги. Как будто результат не важен. Я же считаю, что на этом турнире сборной необходимо использовать свои главные козыри: скорость и опыт. И конечно, думать и играть на результат.

    — Многие жалуются на излишнюю закрытость сборной. Когда вы вывели сборную Мозамбика в финальную стадию Кубка Африки, не запрещали своим подопечным общаться с прессой? Действительно, интервью расхолаживают игроков?
    — Здесь очень важно знать и понимать культуру страны, в которой ты работаешь. Загонять в какие-то жест­кие рамки народ, который любит общение, у которого всегда улыбка на лице, явно не стоит. Для местных ребят общение было методом психологической разрядки. Мне нельзя было вводить подобные запреты. При этом все игроки знали, что дисциплина — это одна из главных формул успеха. Ответственность на сборной тогда лежала колоссальная. Мы пробились в финальную стадию Кубка Африки впервые за 12 лет — здесь даже можно провести какие-то параллели со сборной России. Но у каждого тренера свой стиль. Капелло своими методами ничего не достиг со сборной Англии. В сборной России он, судя по всему, внедряет ту же практику. Насколько она эффективна, покажет итоговый результат выступлений нашей команды в Бразилии.

    — Вы еще весной говорили, что в случае невыхода из группы, по вашему мнению, Капелло должен будет уйти. Не изменили свое мнение с той поры?
    — Могу еще раз подписаться под своими словами. Первые две игры сборной в Бразилии просто расстраивают. Согласитесь, не об этом мы мечтали. Я не вижу прессинга, скоростной выносливости и сумасшедшей самоотдачи у наших ребят. Лично у меня много вопросов. Не знаю, сможет ли измениться игра сборной в качественную сторону в поединке с Алжиром, но с таким футболом, который мы видели в матчах с Кореей и Бельгией, нам хвалиться нечем. Выводы относительно работы главного тренера сборной нужно будет делать по итогам чемпионата мира в Бразилии.

    «Твиттер» Ривалдо

    — Как вам выступление в Бразилии африканских команд?
    — Неважно стартовали, начали просыпаться уже во время турнира. Гана неплохой матч выдала. Нигерия не пропускает. На игре Камеруна, скорее всего, сказались глубокие потрясения внутри команды. Потенциал у них хороший, в составе индивидуально очень сильные футболисты. Первый тайм с Бразилией играли чуть ли не на равных. Оборона, конечно, слабенькая. И организации не хватает. Но команда с перспективой.
    Для меня открытием стала Коста-Рика. Да и Мексика, США, Колумбия, Чили, Уругвай здорово прибавили. Такой физической готовности, скоростной выносливости и прессинга, который они показывают, я давным-давно не видел. Кажется, что так можно играть только на допинге! Или, может, это новые методы подготовки, про которые нам еще неизвестно?! Коста-Рика просто восхищает!

    — Вот только судьи поразительно часто ошибаются. Или в Африке в этом плане все гораздо хуже?
    — В каждой стране свои нюансы. В ЮАР есть заинтересованные судьи, которые хотят заработать. В Мозамбике дело не в том, что кто-то предлагал заработать судьям, скорее, ошибки случаются из-за низкой квалификации арбитров. В Анголе много богатых людей, способных повлиять на судью и исход матча.

    — Кстати, об Анголе. Когда узнали, что в «Кабушкорпе» будете тренировать Ривалдо, не возникло опасений, что не сработаетесь со звезд­ным бразильцем?
    — В этом плане не волновался — я ведь тоже не мальчик. У меня играли лучшие футболисты своих стран, местные звезды. Да, Ривалдо был выше их всех. Но сути дела это не меняло. Единственное, за что переживал, — это состояние его здоровья. Все же в 41 год играть в Анголе при таком тяжелом климате непросто. Ведущие команды лиги предлагают высокий темп, жесткую борьбу. Он уже не был готов играть в интенсивном темпе все 90 минут. Я ему все тактично объяснил. Он обиделся.

    — Пошел к владельцу клуба? У нас вроде был подобный прецедент с Роберто Карлосом в «Анжи».
    — Нет. В «Твиттере» написал: «Бондаренко не хочет меня ставить, может, мне закончить?» Я ему сказал, что нужно было со мной поговорить. Ривалдо искренне считал, что его даже в 41 нужно ставить постоянно. У меня было другое мнение. Я отвечал за результат. Он технарь великий, но без скорости никого не обыграешь. В итоге мы поняли друг друга. Я рад, что мне представилась возможность работать с таким мастером.

    — Бывали случаи, когда Ривалдо в домашнем матче сидел на скамейке и болельщики начинали скандировать его имя, намекая, что пора выпускать звезду?
    — До этого не доходило. У нас была договоренность: если чемпион мира не выходил на поле со стартовых минут в домашних матчах — выходил во втором тайме. Мы начинали с жесткого прессинга, была задача забить быстрый гол. А когда Ривалдо выходил, благодаря его технике и мастерству мы лишь увеличивали разрыв в счете.

    — Как часто владельцы африканских клубов пытались давать вам советы по составу на игру?
    — Как правило, ко мне все относились с уважением. Мнение, конечно, высказывали, иногда я даже сам забрасывал удочки. Мне было интересно их послушать. Навязывания не было. Могли лишь вежливо поинтересоваться, дескать, почему не ставлю этого молодого талантливого игрока. Когда я работал в Анголе, привозили таланты из Конго. Очень техничные ребята, но не обучены тактически. Нужно было время для их футбольной адаптации, становления. Я из этого секрета не делал.

    Надежда на праздник

    — Наверное, каждый тренер сталкивался с игроками, которые пытаются сачковать. Африканцы в этом плане к каким уловкам прибегают?
    — Здесь очень многое зависит от тренера. У меня всегда было три принципа: работа на тренировках и в играх, полнейшая самоотдача и желание биться за честь клуба. Когда я приехал в Мозамбик, футболисты ездили на велосипедах, когда уезжал — уже на «мерседесах». По сути, то же самое происходило и в Анголе. Все зависит от работы, от того настроя, который дает тренер. Были игроки, которые у меня не приживались. Я чувст­вовал футболиста: кто отдается, у кого глаза горят, таких всегда поддерживал. Но если человек излишне берег себя, я его убирал из команды.

    — В Египте кого-то убирали?
    — Мне было интересно работать в Северной Африке. Хотя сложностей не избежал. На носу полуфинал Кубка африканских чемпионов, а тут Рамадан. Игроки целый день не едят, подкрепляются только ночью. Мы сделали большой вояж, летели через Францию в Нигерию. Они все это время сидели голодные. Естественно, в таких условиях непросто руководить командой. Особенно когда впервые попадаешь в такую ситуацию.

    — А почему из Египта добирались в Нигерию через Францию?
    — Через Францию надежнее добираться. Если лететь напрямую из Египта в Нигерию, можно где-то зависнуть. Расписание авиарейсов не всегда соответствует действительности. Помню, мы еще из Мозамбика полетели в Нигерию, у нас было пять (!) пересадок. Многие команды, которые играют на международной арене, стараются летать через Европу. Там все очень четко, и точно знаешь, что успеешь к началу матча.

    — А что была за история, когда утром на ступеньках отеля сидели проститутки и требовали денег — дескать, ваши подопечные с ними не рассчитались.
    — Это было на Мадагаскаре. У нас ответственная игра. Просыпаюсь, выходим на зарядку, смотрю, сидят три девицы. К ним подходит мой помощник. Они ему жалуются, что им игроки не заплатили, давайте деньги. Думаю, что за безобразие. Но уже день игры, не хотел поднимать скандал. Думал: сыграем, а там уже будем разбираться. Нужно было как-то разруливать ситуацию. Помощник дает им доллары — не берут, говорят, можем взять только в местной валюте. Ассистент побежал в банк, поменял деньги, отдал. Хорошо, что мы прошли команду из Мадагаскара. А так было бы разбирательство, всем бы досталось на орехи. Помощник тот мой, кстати, умер от СПИДа. Я двух своих ассистентов похоронил — одного в Мозамбике, другого в ЮАР. Но иногда такие случаи могут быть задумкой хозяев, чтобы вывести команду-соперника из равновесия. По типу того, как меня со всем тренерским штабом в Судане хозяева отравили местным свежевыжатым соком. Хорошо хоть шестое чувство сработало — запретил футболистам его пить. Самому же пришлось затем лечь в госпиталь.

    — За время многолетней работы в Африке вам доводилось поучаствовать в колоритных «шаманских» ритуалах?
    — Я тренировал «Мачедже», нам отчаянно не везло в полуфинальной пульке. По ходу матчей имеем ощутимое преимущество над соперниками, но мяч упрямо не идет в их ворота, три матча подряд сыграли вничью. В последнем туре только победа гарантирует нам выход в финальную пульку. «Мачедже» — армейская команда, руководство настоятельно порекомендовало накануне игры с футболистами поехать в деревню к прославленной местной знахарке. Возражения не принимались. Президент клуба был убежден, что команду заколдовали и нас просто необходимо «расколдовать». До сих пор отчетливо помню происходившее. Колдунья завесила окна тряпками, ходила вокруг, что-то бормотала. Затем свернула голову курице. Мне повезло больше — шаманка сделала четыре символических пореза на коленях. Подобной экзекуции подверглись все футболисты. Но, как оказалось, самое интересное произошло дальше: в матче против «Ферровиариу» мы забили победный гол после рикошета — мяч попал в защитника, изменил направление и влетел в ворота. Мы вышли в финальную пульку, а затем стали чемпионами страны. А вскоре я был признан тренером года в Мозамбике.

    — От суровых африканских реалий давайте вернемся к нашей национальной команде. Капелло не так давно отметил, что почти все ведущие европейские и латино­американские сборные занимаются натурализацией игроков, выразив тем самым свое благосклонное отношение к этой идее. Вам вопрос как к специалисту в африканском футболе: кого бы могли порекомендовать Капелло из представителей Черного континента?
    — С ходу назвать фамилии мне сложно. В половине сборных Европы играют африканцы, и среди них немало звезд. Я тоже поддер­живаю идею натурализации. Но совсем необязательно ограничивать себя поисками подходящих кандидатур среди представителей одного континента. Здесь нужно проще смотреть на вещи. Сообразно с тезисом: «используй то, что под рукою, и не ищи себе другое». Возьмите вратаря Маринато Гильерме! Бразилец уже семь лет играет на высоком уровне за «Локомотив», выучил русский язык. Вызывался в юниорскую сборную Бразилии, но так и не был за нее заигран. Конечно, он должен быть одним из первых в этом списке.

    — Вы сейчас в Москве. В Ростов не собираетесь?
    — Обязательно съезжу, проведаю могилки родителей. Очень рад, что «Ростов» пробился в еврокубки, желаю команде удачи. Пока же отдыхаю, набираюсь сил и с большим удовольствием смотрю футбол. По телекартинке все видится просто здорово. Праздник футбола, на котором не хочется быть чужим. Поэтому надеюсь все-таки на нашу сборную. В том плане, что она нам все-таки подарит этот праздник!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров