• Экс вратарь «Зенита» Руслан Мухамедзянов: Талантливые футболисты в академии есть. Им надо просто доверять

    10.02.17 18:38

    Экс вратарь «Зенита» Руслан Мухамедзянов: Талантливые футболисты в академии есть. Им надо просто доверять - фото

    Фото: ВКонтакте

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    «Зенит» с трудом набрал четырех доморощенных футболистов для заявки на Лигу Европы, что вызвало новую волну споров о качестве воспитания молодых игроков. Пример Руслана Мухамедзянова, который, по мнению заслуженного тренера России Владимира Павловича Савина, мог стать первым номером «Зенита», — наглядное доказательство невнимания «Зенита» к молодым дарованиям. Савин до сих пор считает Мухамедзянова одним из лучших воспитанников, десять лет назад ни в чем не уступавшим своему одногодку Михаилу Кержакову. Почему же талантливый голкипер рано завершил карьеру? Получат ли шанс в главной команде Обухов и Рудаков и почему большинству воспитанников академии не удается перейти из юношеского футбола во взрослый? Эти и другие вопросы обсуждаем с экс голкипером дубля «Зенита» Русланом Мухамедзяновым.

    «Зенит» рано или поздно повернется лицом к своим воспитанникам

    — Я давно закончил карьеру, но спорт остается в моей жизни, — говорит Руслан Мухамедзянов. — Мне иногда кажется, что футбола у меня даже слишком много! (Смеется.) Все мои работы так или иначе связаны с любимой игрой: я выступаю за команду «Ажио-Асаб» в чемпионате Санкт-Петербурга по мини-футболу, тренирую детей в филиале академии «Зенита», работаю с юношами в СДЮШОР № 1 Адмиралтейского района, преподаю на кафедре теории и методики футбола Университета имени Лесгафта.

    — В матче с «Петербургом-04» вы забили великолепный гол ударом от своих ворот. Вратарская работа по-прежнему доставляет удовольствие?
    — Конечно, но иногда задумываюсь о том, как бы повернулась карьера, если бы стал полевым игроком (улыбается). Забитые голы? Надеюсь, не последний, в прошлых сезонах мне удавалось три-четыре раза поражать ворота соперников, но вообще для мини-футбола это нормальная история.

    — Можно ли утверждать, что вы нашли себя в работе с детьми?
    — Безусловно. Работа с детьми доставляет огромное удовольствие! Результат? Пока говорить рано, покажет время.

     

    — Вы, детский тренер, наверняка знаете ответ на вопрос, куда пропадают сотни воспитанников петербургского футбола, не добираясь не только до «основы» «Зенита», но и в целом до профессионального уровня.
    — Я могу лишь сказать, что Академия ФК «Зенит», частью которой я себя ощущаю, ведет правильную и плодотворную работу по подготовке футболистов высокого уровня. Уже сейчас на виду футболисты «Зенита-2»: их приглашают клубы РФПЛ, их подключают к тренировкам главной команды. Понятно, что конкурировать с игроками основного состава им трудно, однако я уверен: рано или поздно на поле в составе «Зенита» будет выходить много собственных воспитанников.

    Решил, что бессмысленно стучаться в закрытую дверь

    Ваш первый тренер Владимир Павлович Савин утверждает, что если бы не проблемы со здоровьем, вы бы сейчас были первым номером «Зенита». Согласны с такой оценкой?
    — Нет, не согласен. Да, из-за серьезного повреждения правого плечевого сустава я испытывал сложности с вводом мяча, но это не основная причина того, что я не реализовался в профессиональном футболе и не смог перейти из юношеского футбола в мужской.

    — Говорили, что у вас еще были проблемы со зрением.
    — Тоже нет. В современной медицине подобные сложности решаются посредством ношения контактных линз. Я играл в линзах и никакого дискомфорта на поле не испытывал.

    — Так что же произошло?
    — Молодой вратарь должен обязательно привлекаться к тренировкам главной команды. Все, что было заложено в футбольной школе, необходимо оттачивать на максимально высоком уровне. Если же в свои 17—18 лет голкипер работает исключительно с дублем, он перестает прогрессировать. Увы, со мной получилось именно так. Сессии с «основой» у меня случались, лишь когда Вячеслав Малафеев и Камил Чонтофальски уезжали в сборные. Выхожу на поле вместе с Радимовым, Горшковым, Денисовым — и в мои ворота залетает буквально все! Я растерян, не понимаю, как можно играть на таком уровне! Проходит неделя, к седьмой, восьмой тренировке адаптация завершается, я чувствую себя гораздо увереннее, перестаю пропускать — но после окончания паузы на матчи сборных возвращаюсь в дубль. В итоге за сезон с основным составом удавалось поработать считаное количество раз. Самое важное, ключевое для молодого вратаря время оказалось упущено.

    — Именно поэтому вы выпали из футбольной орбиты в 2007 году?
    — Есть выражение «попасть в обойму». Вратарская позиция специфична: главное — ловить то, что летит в тебя, по возможности выручать. Многие вратари премьер-лиги примерно одинакового уровня, поэтому важно просто поймать волну и не ошибаться. Мне, повторюсь, этого не удалось. Позиция «Зенита» была такова: Миша Кержаков — первый номер дубля, мне же необходимо искать другую команду. Тогда мне было всего 19 лет, единственной перспективой была вторая лига.

    — Как складывались дальнейшие события?
    — У меня заканчивался контракт с «Зенитом», но интересовавшиеся мной клубы были обязаны заплатить за меня солидную компенсацию. Можно было дожидаться 23-летнего возраста и уйти свободным агентом, однако в таком случае пауза без футбола затягивалась бы надолго. Мне даже приглашения съездить на сбор приходилось дожидаться по полгода. Поэтому и решил для себя, что дальше бессмысленно стучаться в закрытую дверь.

    — Можете упрекнуть себя в отсутствии мотивации, недостатке характера?
    — Я долго анализировал эту ситуацию и пришел к выводу, что в 17-18-летнем возрасте рядом с футболистом должен находиться человек, который будет помогать буквально во всем: советовать, поддерживать, объяснять нюансы. Убежден: юноша должен просто выходить на поле и играть, но никак не решать, в каком клубе продолжить карьеру и как поступить в том или ином случае. Я ни о чем не жалею. Сейчас мне 30, футбол остался в моей жизни, приносит мне не только удовольствие, но и доход. У меня есть база, хорошие перспективы, интересная работа. Как бы все сложилось, реши я искусственно продлевать карьеру? Не знаю.

    — У вас был агент?
    — Был. Не сложилось.

    — За несколько лет профессиональной карьеры успели создать себе финансовую подушку безопасности?
    — Нет, конечно. Максимальная зарплата, которую получал в дубле, составляла пятнадцать тысяч рублей.

    — Как складывалась ваша конкуренция с Михаилом Кержаковым?
    — У нас были нормальные рабочие отношения. Рад, что Миша, поколесив по России, вернулся в «Зенит».

    — Смотрю вашу статистику: в 2005 году в пяти матчах вы пропустили восемь мячей, в 2006-м в четырнадцати играх — шестнадцать. Что запомнилось за два сезона в дубле «Зенита»?
    — Ну, сезонов было четыре, если быть точным, просто доверили играть только в двух. У нас была неплохая команда. Миша Кержаков играет в «Зените», Алан Касаев и Борис Ротенберг выступают за «Локомотив», Илья Максимов — за «Арсенал», Олег Самсонов отметился в нальчикском «Спартаке», «Крыльях» и «Краснодаре». Были матчи и хорошие, и неважные. Запомнился, например, дебют в 17-летнем возрасте, ознаменовавшийся победой над дублем «Спартака» со счетом 4:3. «На ноль» отстоял с «Амкаром» на «Смене». (1:0. — «Спорт День за Днем».) Случались и неудачи — как, например, в поединке с «Москвой». 2:4, привезенный гол. Словом, всякое бывало.

    В Петербурге сильная вратарская школа

    — Вернемся в день сегодняшний. «Зенит» с трудом набирает четырех доморощенных футболистов в заявку Лиги Европы. Почему, на ваш взгляд?
    — Аршавин, Малафеев, Денисов, Быстров пришли в «Зенит» из «Смены» в тот момент, когда у клуба не было больших денег. Им дали шанс — и ребята им воспользовались. Сейчас экономическая ситуация другая, однако, убежден, сегодняшним воспитанникам академии тоже надо доверять. Увы, на данный момент «Зенит» не может себе этого позволить, поскольку нацелен исключительно на достижение результата. Давайте здраво взглянем на ситуацию: допустим, перед вами, тренером «Зенита», стоит задача выиграть чемпионат России. Неужели вы поставите в состав 17-летнего парня без опыта выступления в премьер-лиге, который может совершить результативную ошибку? Нет, конечно.

    — Замкнутый круг?
    — Нет. Тренеру надо рисковать, верить в ребят. Иметь карт-бланш от руководства клуба. Талантливые футболисты в академии есть. Им надо просто доверять.

    — Какое будущее ждет молодых вратарей «Зенита» — Игоря Обухова и Максима Рудакова?
    — Хочется верить, что со временем и Обухов, и Рудаков заиграют в основном составе «Зенита». Максим, кстати, является моим студентом — он вместе с Джамалом Ходжаниязовым учатся на четвертом курсе Университета имени Лесгафта. Данные, которые есть у Рудакова, позволяют с оптимизмом говорить о его будущем. Верю и в Игоря Обухова, которого не раз видел на футбольном поле. Пусть ребята пройдут по пути Миши Кержакова и через аренды, выступления в ФНЛ и премьер-лиге дорастут до «основы» «Зенита». Надеюсь, у них все получится. Вратарская школа в Санкт-Петербурге, одним из корифеев которой является Владимир Павлович Савин, очень сильна!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров