
Футбол. Персона
Говорят, где родился, там и пригодился, но у коренного москвича, экс защитника сборных СССР, СНГ и России Андрея Чернышова, похоже, иная планида. После столичных «Динамо» и «Спартака» он играл в Австрии, Греции, Бельгии...
Стал тренером, и все поразительным образом повторяется. Молодежная сборная России, «Спартак», а затем широчайшая география: Грузия, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Саудовская Аравия, Кувейт, теперь вот Сербия, «Спартак» (!) из Суботицы.
Интеллигентный, широко, разносторонне образованный 47-летний специалист. Почему-то в России такие невостребованны.
— Андрей, пресса пестрила сообщениями о вашем скором назначении на пост главного тренера сборной Черногории. Прикинем шансы?
— Не стоит. Их уже нет. Я два дня вел переговоры с Деяном Савичевичем (главой Футбольного союза Черногории. — «Спорт День за Днем»),  все было вполне реально, но... у меня есть обязательства перед  руководством клуба «Спартак» (Суботица), а не все в жизни измеряется  деньгами. Эти люди, тепло меня принявшие, не хотели бы со мной  расставаться. Конечно, предложение было заманчивым, в том числе и с  финансовой точки зрения. Но я обещал оставить «Спартак» в высшей  сербской лиге и чувствую себя обязанным решить эту задачу. Надеюсь, и  Деян меня понял. 
— В любом случае приглашение возглавить серьезную европейскую сборную это приятно.
—  Согласен. Было и еще одно аналогичное. От одной бывшей союзной  республики, ныне, естественно, независимого государства. Но повторю, не  хочу нарушать взятые на себя обязательства. 
— А в маленькой Суботице хорошо работается?
—  Да, очень! Условия созданы отличные, клубное руководство оперативно  решает все футбольные вопросы. В январе тренируемся на отличном  искусственном поле. В конце месяца выезжаем на сбор в Македонию. Мне  нравятся мои ребята, очень хорошие игроки. Мы с моим помощником Милошем  Крушчичем, известным по выступлениям за «Ростов», как только приняли  команду, сразу же обратили внимание на потенциал футболистов. У них не  было взаимопонимания с прежним тренерским штабом, разлад царил в  команде, и мы первым делом постарались ребят объединить. В составе два  чемпиона мира среди юниоров, это говорит о многом. У нас вообще ставка  на местную молодежь, преобладают собственные воспитанники. Здесь хорошие  школы. В России, наверное, не все знают, что за эту команду играли,  скажем, Неманья Видич и Никола Жигич. 
— В «Спартаке» сейчас есть футболисты, которых вы могли бы порекомендовать в российские клубы премьер-лиги?
—  Уверен, что есть, фамилий не назову. Пожалуйста, пусть представители  российских клубов приезжают, смотрят наши матчи, сами решают. А нашей  молодежи не хочу пока выдавать никаких авансов. Им рано чувствовать, что  многого достигли. Но три-четыре парня, способных усилить клубы  российской премьер-лиги, у нас есть. 
— Ваш клуб не относится к грандам, но инфраструктура европейского уровня?
—  Вполне. Стадион, вмещающий 20 тысяч зрителей. Два тренировочных поля с  натуральным покрытием и одно с искусственным, последнего поколения,  высочайшего качества. Финансовые возможности не позволяют комплектовать  команду так, чтобы она могла бороться за высшие места. Постараемся  выправить эту ситуацию за счет работы с молодежью. 
— Стадион заполняется на матчах?
— К  сожалению, нет. Призываем болельщиков приходить, поддерживать команду.  Но они торопятся на стадион, лишь когда приезжают «Партизан», «Црвена  звезда». 
— Вы сами не жалеете, что выбрали среди имевшихся вариантов именно этот, приняли приглашение из Суботицы?
— Я, напротив, очень доволен. И отношением ко мне руководства, доверием. И самой работой, она интересная. 
— На каком языке общаетесь с футболистами?
— (Удивленно.) На сербском, естественно. 
— Уже выучили?
— Конечно! Убежден, работая  в стране, необходимо знать ее язык. Я играл в Австрии и общался на  немецком. Жизнь заставила овладеть арабским. Английский — это понятно.  Сейчас вот сербский. 
— Как в Сербии отреагировали на неудачу сборной (в своей отборочной группе Евро-2016 сербы заняли четвертое место, пропустив вперед Португалию, Албанию и Данию)?
— Сложный вопрос, пока непонятно. Тренера Радована Чурчича ведь оставили. 
— В отличие от Дика Адвоката, также возглавлявшего сборную Сербии.
— У Чурчича ведь собраны были очень хорошие игроки, из очень сильных европейских клубов. Болельщики расстроены, конечно. 
— Отмотаем немного назад. Что помешало «Торпедо», где  вы работали спортивным директором, задержаться в премьер-лиге? Деньги,  то есть их отсутствие?
— В первую очередь, конечно, финансовые  проблемы. Я же хочу выразить благодарность «Торпедо». Работа была  насыщенная, интересная. Очень благодарен президенту клуба Александру  Тукманову, его критики просто не представляют себе, что он делает для  «Торпедо», это невероятно! Было бы получше с деньгами, мы бы сохранили  прописку. Команда была неплохая. В нее охотно шли интересные футболисты,  игроки национальных сборных. В последнем туре были несколько  неожиданные для нас результаты. 
— Появление Леонида Слуцкого у руля нашей сборной для вас неожиданностью не стало?
— Отнюдь! Он лучший тренер России, все закономерно. Ему только удачи пожелать. 
— Пока она ему сопутствует. Прибавила со Слуцким сборная. С чем вы это связываете?
—  Новый тренер, приходя в команду, не может за короткий срок изменить  физическую подготовку, тактическую... Зато психологию может! Чего Леонид  Викторович и добился. Изменил психологический климат в команде, повлиял  на настрой каждого футболиста. 
— Как вы оцените группу, в которую угодила наша сборная при жеребьевке чемпионата Европы?
—  Надо четко понимать, что класс команд в европейском футболе  выравнивается, и рассуждать на тему о том, кто сильнее, кто слабее,  сегодня бессмысленно. Группа у нас достойная, соперники очень серьезные,  не стоит заранее говорить, что Англия — фаворит, а вот Уэльс — нет.  Посмотрим, как все сложится. Перед бразильским мировым первенством  многие радостно заявляли, что Корея, Алжир — проходимые команды.  Напомнить, чем это закончилось? 
— Спасибо, я помню.
— Сейчас готовиться серьезнейшим образом необходимо к каждому сопернику, изучать его манеру игры, тактику, мелочей нет. 
— Высшее достижение сборной России на европейских  первенствах — полуфинал 2008 года. На ваш взгляд, по составу, по  подбору исполнителей сегодняшняя команда готова хотя бы повторить тот  результат?
— Я считаю, что в России очень хорошие,  квалифицированные футболисты. Причем таковых немало. И этой сборной по  силам добиться высоких результатов. Вернемся к обсуждению роли тренера. 
— Вернемся.
— Я убежден в том, что  психология выходит сегодня на первый план. Очень многое зависит от  настроя. Это зона ответственности главного тренера. У игроков сборной  России хорошая тактическая выучка. Не сомневаюсь в том, что физические  кондиции в нужное время будут на уровне. Если команда будет должным  образом готова психологически, она сможет не только повторить, но и  превзойти свой лучший на данный момент результат. 
— До возобновления чемпионата России времени еще  немало, что-то может измениться, но вот как вы сейчас считаете: есть у  «Зенита» шансы обойти ЦСКА?
— Шансы есть всегда. А у «Зенита» они  и вовсе неплохие, потому что и армейцы, скорее всего, будут терять  очки. Опять же, психология сыграет решающую роль. Многое в этой борьбе  будет зависеть от веры игроков в себя, от заряженности на борьбу, от их  мотивации. 
— Вот в этой области у «Зенита» и были проблемы.  Но они касались лишь матчей национального первенства, в Лиге чемпионов  команда демонстрировала предельную самоотдачу и преодолела барьер  группового этапа. Что вы ждете от петербуржцев в плей-офф?
— В противостоянии с «Бенфикой» «Зенит», без сомнения, выглядит фаворитом. Если будет играть, как в группе, должен пойти дальше. 
— Очень уж много было споров по лимиту на  легионеров, особенно Андре Виллаш-Боаш усердствовал. Вы — российский  специалист с европейской карьерой, ваше мнение на сей счет особенно  интересно.
— Висенте дель Боске однажды отметил, что отсутствие  лимита в испанской примере совершенно не помешало ему собрать очень  сильную сборную, выигравшую чемпионат мира. Лимит — искусственное  ограничение, а такие всегда во вред. Сильный футболист всегда пробьется.  Возьмем ЦСКА 2004 года. Команду готовил португальский специалист Артур  Жорже. Играл в ней левый полузащитник из Бразилии Феррейра. Но это же не  помешало талантливому и трудолюбивому парню из глубинки Юрию Жиркову  пробиться в основной состав. Это пример, на мой взгляд, довольно яркий. 
— И этот пример весьма кстати. Вчера стало известно, что Юрий продолжит карьеру в «Зените».
— Очень хорошо! Жирков, без сомнения, в «Зенит» впишется, усилит команду. Юра — один из лучших футболистов России. 
— Ваша судьба, выходит, «Спартак», просто приковывают вас команды с таким названием.
— Да, так уж получается. Но милее-то мне «Динамо». 
— Нелегкие времена переживает ваша любимая команда.
— Сменилась клубная философия. 
— Философия? Или финансовые возможности нынче не те, что были прежде?
—  Как бы то ни было, дорогостоящие футболисты покинули клуб и продолжают  покидать. Но у Андрея Кобелева, с которым мы вместе начинали в  динамовской школе, все должно получиться, желаю ему удачи.  
— Андрей, положа руку на сердце, есть желание вернуться в Россию, в премьер-лигу на хороший уровень, принять амбициозный клуб?
—  Хочется, очень хочется поработать дома с серьезной командой, но имидж  мне в России подпортили некоторые люди. Хотя все футболисты, с которыми я  работал, отзываются обо мне хорошо. 
