
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.
Предыдущий материал по теме читайте по ссылке.
В прошлый раз мы начали изучать олимпийские виды спорта по коллекции Музея фарфора и шахмат, и делать это можно еще очень долго!
Изысканные сервизы на спортивную тематику — вы могли себе такое представить? Во времена СССР такие изделия особенно хорошо удавались ленинградскому ЛФЗ (ные Императорский фарфоровый завод). Пусть Олимпиада-1980 Москве — досталась вечному сопернику, на берегах Невы делали роскошные кубки и сувениры, посвященные отечественному спорту.
Как вам, например, изображение футбола и даже баскетбола в античном стиле? Разумеется, этих видов спорта не было на древнегреческих Олимпиадах, но если бы были, их бы наверняка изображали именно так.
Или Олимпийский Мишка в традиционном цветочном орнаменте, какой обычно изображают на фарфоровых тарелках. Медведя как только не обыгрывали, но с букетом чемпиона он выглядит, пожалуй, наиболее гармонично.

Впрочем, у ленинградских мастеров были достойные соперники по всей стране. Вот, например, Лыжница с Каунасского комбината «Дайле», который славился статусной сувенирной продукцией.

Эта статуэтка изготовлена по знаменитой модели художницы Леокадии Белвертайте — одна из самых известных работ мастера была посвящена зимнему спорту. Таких лыжниц изготовили множество в различных цветах и с разными чертами лица.
В этой вариации каждый может увидеть свою любимую знаменитость, хоть бы и современную. Согласитесь, есть что-то и от Вероники Степановой? Нам кажется, что больше всего она похожа на олимпийскую чемпионку Инсбрука Алевтину Колчину.
Фарфор на редкость удачно имитирует снежный наст. Даже странно, что этот мотив используется не слишком часто. Видимо, фарфоровая посуда все-таки слишком сильно ассоциируется с теплом и жаркими странами.

Жуликов в спорте тоже никто не отменял, вопреки всем усилиям, их не убавляется. Тема читерства в современных шахматах — самая насущная. Вот и Остап Бендер отметился в этой сфере.
У Великого комбинатора не было ни смартфона, ни нейросетей, ни даже простейшей рации. Он жульничал в шахматах за счет ловкости рук, виртуозного воровства фигур с доски и психологического давления на оппонентов. Правда, быстро попался, но это и с современными читерами бывает.
Как бы то ни было, Бендер случайно стал чуть ни самым знаменитым литературным шахматистом, да и подзаработать на шахматах тоже умудрился. Поэтому его присутствие в этой коллекции честно заслужено.

Современные спортивные кубки делаются из металла, потому что спортсмены обожают их ломать, но в 20-м веке к трофеям относились трепетно. Поэтому были уместны вот такие кубки победителям. В современном мире он прожил бы где-то с полчасика, если бы заботливые работники музея не приобщили его к здешней коллекции.
Если в СССР обожали олимпийские виды спорта, то в Великобритании всегда фанатели от футбола. Британская фирма «Веджвуд» прославилась в мире фарфора почти как «Ксерокс» в типографии, став синонимом отрасли в целом. Однако частные английские мастера тоже делают удивительные вещи.
В коллекции музея имеется небольшая тарелка с логотипом футбольного «Лидса» и другие необычные британские артефакты. Самые брутальные футбольные фанаты годами бережно хранят забавные хрупкие вещи — старые билеты, программки… Непрактично, но дорого сердцу, что поделать.
Между спортом и искусством гораздо больше общего, чем кажется. В музее ты это понимаешь глубже, чем где-либо еще.