• Илья Авербух: Мою программу забраковала мама Липницкой

    Серебряный призер Игр-2002 объяснил, почему он прекратил сотрудничество с Евгенией Медведевой
    Илья Авербух: Мою программу забраковала мама Липницкой - фото

    Фото: РИА «Новости»

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    На VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме состоялся показ ледового спектакля «Ромео и Джульетта». Постановщик Илья Авербух назвал его своей самой значимой работой. Корреспондент «Спорта День за Днем» расспросил известного в прошлом фигуриста, а ныне не менее известного продюсера и постановщика о его сотрудничестве с олимпийской чемпионкой Сочи Юлией Липницкой и потенциальной чемпионкой Пхенчхана Евгенией Медведевой, а также современных тенденциях в танцах на льду. Началась беседа все же с «Ромео и Джульетты».

    Медведева ищет беспроигрышный вариант

    —  Как возникла мысль замахнуться на «Вильяма нашего, Шекспира»?
    —  Поклонники фигурного катания знают, что чаще всего медали выигрываются под музыку из «Кармен» или «Ромео и Джульетты». До тех пор пока не появились «Призрак оперы» и «Собор Парижской богоматери», это были самые беспроигрышные варианты. К тому же есть уверенность, что, если ничего не сложится с постановкой, выручит музыка.

    —  Работа над своими проектами мешает вам при постановке программ действующим фигуристам?
    —  Напротив, помогает. «Ледниковые период» вообще могу назвать подарком судьбы. На этих проектах можно было экспериментировать, пробовать различные подходы — и тут же после очередного выхода телепрограммы получать отзывы, которые позволяли идти дальше. Плюс постоянная работа с актерами. Они добавляли свой взгляд на работу постановщика. Все это мне удалось еще и монетизировать. После такой школы было легко работать сначала с Юлией Липницкой, когда ставил ее победные олимпийские программы, а затем с Женей Медведевой. Причем я начинал работать с ними, когда они еще не были чемпионками.

    —  Сочинский триумф изменил Липницкую?
    —  После Олимпиады мы с Юлией практически не общались. Хотя на следующий сезон я начал ставить ей новую программу. Не показала она ее по совершенно удивительной причине: постановка не понравилась… маме. Переспорить ее не смогли ни Юля, ни даже Этери Тутберидзе (тренер Липницкой — «Спорт День за Днем»). Хотя мне кажется, что эта программа очень подходила Липницкой, она в ней выглядела органично. Много времени было потрачено на ненужные споры, и это сказалось на выступлении Юли в первом послеолимпийском сезоне.

    — В нынешнем сезоне от вашей произвольной программы отказалась Евгения Медведева…
    — Уверен, что наше сотрудничество с Медведевой будет продолжаться. Просто в олимпийский сезон все ищут беспроигрышные, как им кажется, варианты. К тому же у претенденток на олимпийское золото появляется множество советчиков. Эта когорта навалилась на 18-летнюю фигуристку. Неудивительно, что Тутберидзе решила оградить свою воспитанницу от дополнительного давления. Хотя, на мой взгляд, поставленная Жене программа очень красивая и позволила бы по-новому раскрыть талант фигуристки. Но «Анна Каренина» от Даниила Глейхенгауза тоже хороша. Она дает возможность Жене предстать в красивом костюме в образе героини, о которой знает весь мир.

     

    Зачем нужен командный турнир?

    — Для победы на Олимпиаде действительно нужна чемпионская программа. Вы не промахнулись вместе с Натальей Линичук при подготовке к Играм в Солт-Лейк-Сити, эксплуатируя в танце тему 11 сентября 2001 года?
    — Нет. У нас с Ириной Лобачевой была вполне чемпионская программа, да и проиграли мы Марине Анисиной и Гвендалю Пейзера всего одним судейским голосом. Причем французскую пару поставили выше судьи из Азербайджана и Украины. После скандала в соревнованиях спортивных пар, где вручили сразу два комплекта золотых медалей, они, возможно, просто побоялись отдать нам победу.

    — Вы вполне могли стать олимпийским чемпионом, если бы в 2002 году в программе Игр был командный турнир по фигурному катанию. Нужен ли он в таком сугубо индивидуальном виде спорта?
    — Принадлежу к числу тех, кто критикует проведение командных соревнований на Олимпиаде. Многие меня упрекают. Мол, сам бы стал чемпионом — не говорил бы так. Конечно, команда, в которой были бы наша пара с Ирой Лобачевой, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Ирина Слуцкая, Алексей Ягудин и Евгений Плющенко в запасе, выиграла бы в Солт-Лейк-Сити у всех с громадным отрывом. Только с появлением командного турнира наступает какая-то девальвация олимпийской победы. Золотая медаль должна быть эксклюзивной. Согласитесь, что странно, когда чемпион в команде, в лучшем случае, оказывается призером  индивидуальных соревнованиях! Получается: на высшую ступеньку пьедестала почета тебя вытащили партнеры. Одно дело — хоккейная сборная, которая вместе прошла путь к победе, и совсем другое — команды по фигурному катанию или санному спорту.

    Танцы должны будоражить. Мы в России так воспитаны

    — Нужна ли в отечественном фигурном катании система контрольных прокатов, после которых все начинают советовать тренеру и хореографу, что и как нужно менять?
    — С одной стороны, такая система мобилизует фигуристов, с другой — все эти советы могут выбить из колеи. Не всегда они доброжелательны, да и идут разговоры в основном в кулуарах. Хотя плюсов у такой системы все равно больше. Когда варишься в собственном соку внутри своей группы, кажется: все замечательно. В результате уже на первых стартах сезона происходит разочарование. Главное, чтобы тренер и спортсмены учитывали мнения многочисленных советчиков, но решения принимали сами.

    — Почему вы не ставите программы танцорам?
    — У меня был очень интересный опыт работы с дуэтом Нелли Жиганшина/Александр Гажи, представлявшим Германию. Ставил для них танец «Зомби», который они сами признали лучшим в своей карьере. От российских дуэтов пока нет предложений, хотя я к ним готов.

    — В современных танцах на льду основоположниками нового стиля объявили французский дуэт Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона.
    — На Олимпиаде ожидается фантастическая дуэль между французами и вернувшимся после небольшого перерыва канадским дуэтом Тесса Вирту/Скотт Мойр. Мои симпатии на стороне канадцев. Мне очень нравится чистота линий французов, но при этом они уже четвертый сезон эксплуатируют фактически один и тот же образ. Еще в этом дуэте не чувствуется какой-то «химии» между партнерами. Есть совершенная техника, но танцы должны не только восхищать, но и будоражить, заставлять сопереживать. В России мы воспитаны именно так. Французы не будоражат, хотя не отметить их блестящую технику невозможно.

    — Видите ли вы перспективы у созданного в нынешнем сезоне дуэта Елена Ильиных/Алексей Шибнев?
    — В танцах пара должна «отстояться», как доброе вино. Мне трудно воспринимать дуэты, которые выскочили, как пробка от шампанского. К тому же уже после нескольких месяцев совместной работы Елена и Алексей поменяли тренера, перейдя из группы Елены Кустаровой и Светланы Алексеевой к Алексею Горшкову. Такие метания мне тоже не близки. Давайте подождем, как новый дуэт проявит себя на чемпионате России. Ведь конкуренция среди танцевальных пар за место в сборной России сейчас очень велика.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров