Соперник «Зенита» по третьему квалификационному раунду Лиги Европы на первый взгляд не должен удивлять российского болельщика. Однако если копнуть чуть глубже, чем географическое расположение «Динамо», то вылезет немало забавного, своеобразного или очень похожего на зенитовское.
Выкопал картошку — продавил лимит
У Диего Марадоны в Белоруссии есть серьезный конкурент. Председателю совета директором брестского «Динамо» предстоит помериться харизмой с президентом «Динамо» минского. Юрий Чиж по всем фронтам постарается не уступить чемпиону мира — 1986.
До ареста представителями КГБ за неуплату налогов он лидировал в многочисленных рейтингах частных предпринимателей Белоруссии. Сам играет в футбол, обладает нетривиальным талантом управленца. О первом многозначительно рассуждал нынешний главный тренер киевского «Динамо» Александр Хацкевич, не раз игравший с Чижом в футбол.
–Может, техники и мастерства иногда недостает, но страсть и энергия все это компенсируют. Юрий Саныч очень не любит проигрывать,— рассказывал тогда главный тренер сборной Белоруссии.
Нелюбовь к поражениям президент «Динамо» берет с собой на руководящую должность. Будучи достаточно влиятельным гражданином своей страны, чтобы в выходные косить траву и копать картошку с Александром Лукашенко, Чиж инициировал и продавил новую версию лимита.
–Я хочу чего-то добиться в Европе. Мне нужны легионеры! — пусть и не стуча ботинком по трибуне, заявлял функционер.
Легионеров ему дали. Тогда, в 2015 году, эту часть регламента значительно перелопатили, дапредоставив клубам больше свободы. Белорусская пресса писала, что на тот момент «Динамо» в противовес БАТЭ платило иностранцам значительно больше, нежели белорусам. В Борисове придерживались обратной тактики.
Вмешательство «темных сил»
Вопрос стратегий двух лидеров белорусского футбола весьма показателен. БАТЭ, выигравший 12 титулов подряд, к такому успеху шел поступательно. С самого момента перерождения клуба руководители старались выстраивать структуру на перспективу. Основательность подхода привела команду к таким достижениям, что председателю правления клуба Анатолию Капскому пришлось сделать своеобразное заявление.
— Знал бы, что клуб зайдет так далеко, назвал бы его ФК «Борисов»,— улыбался Капский.
Пока борисовчане ехидничают, в «Динамо» не знают вкуса чемпионства с 2004 года. Семь серебряных и три бронзовых комплекта наград — все, чем клуб сумел поживиться во внутреннем чемпионате.
Многие видят причину как раз в Чиже. Мол, пока в БАТЭ стабильность, и за все время после перерождения клуба в 1996м командой рулили всего шесть тренеров (правда, в 2018м в тренерском кресле уже побывало три разных специалиста), Чиж отметился тремя десятками увольнений с 1999го, когда и пришел в клуб.
Любопытно, что в отличие от бывшего президента «Палермо» Маурицио Дзампарини, тоже любившего «вдруг» сменить тренера, Чиж с новыми наставниками не повторялся. До недавнего времени, когда во второй раз в воду Свислочи вошел Сергей Гуренко.
С новой попытки у обладателя звания «почетный железнодорожник» даже получилось практически прервать гегемонию БАТЭ. Но отмена технического поражения борисовчан в матче со «Слуцком», стоила Минску чемпионства в 2017-м. При равенстве очков у первых двух команд трофей по дополнительным показателям поехал по более привычному пути, а Гуренко оставалось только говорить о вмешательстве в белорусский футбол «темных сил».
— Я не считаю, что БАТЭ — честный чемпион,— не стал скрывать экс полузащитник «Локомотива».
Мауриньо и Гуренко-младший
Раньше «темными силами белорусского футбола» именовали как раз Чижа. Но в последние годы он немного ушел в тень. По крайней мере в сравнении с былыми масштабами. После ареста в 2015-м «Динамо» старается совместить попытки добиться чего-нибудь в Европе и не потратить при этом много денег. Для сравнения, самый дорогой трансфер в истории клуба — 380 тысяч евро за бразильского вингера Мауриньо — в последние годы не имел шансов пасть. 200 тысяч за боснийского форварда Нусмира Файича — редкое исключение из случаев, когда «Динамо» берет футболистов исключительно свободными агентами или в аренду.
Так что пришел в команду и Артем Гуренко — сын главного тренера. После неудачной попытки пройти просмотр в «Локомотиве» и опыта игры в чемпионате Литвы хавбек осел под крылом отца. Гуренко-старший рассказывал, что сыну десять лет назад было непривычно смотреть на папу в синей форме после пяти лет, отданных красно-зеленым цветам. Теперь и сам Артем носит привычную динамовскую расцветку.
Помимо так и не сверкнувшего в российской премьер-лиге Гуренко-младшего в составе «Динамо» есть еще несколько знакомых лиц. Десять лет отдал ФНЛ и РПЛ Георгий Наваловский (игрок сборной Грузии), выходил в составе «Динамо» на финал Кубка России — 2012 Игорь Шитов, вместе с «Кубанью» отрабатывал принцип лифта между двумя лигами Максим Жавнерчик.
Но в первую очередь следить в составе «Динамо» нужно за вернувшимся из Киева на правах аренды полузащитником Никитой Корзуном и лучшим бомбардиром команды в Лиге Европы хавбеком Урошем Николичем. Любопытно было бы посмотреть на некогда не сумевшего дорасти до обоймы «Рубина» Антона Сароку, но 26-летний форвард этим летом уехал покорять чемпионат Бельгии.
Туалетная архитектура
Не только футболистами минские динамовцы роднятся с российским футболом. Открытый после реконструкции стадион «Динамо» в народе часто сравнивают со стадионом «Санкт-Петербург». Виной тому тяжелая судьба реконструкции дома сборной Белоруссии.
Началась она в 2012-м и должна была продлиться не более двух-трех лет, чтобы успеть подать заявку на проведение финала Лиги Европы — 2018. К радости граждан Лиона, белорусский проект не сумел составить конкуренцию городу на Роне.
Из 44-тысячного стадиона в Минске сделали 22-тысячник со статусом Национального олимпийского стадиона. Решение добавить легкоатлетические дорожки, как и мысль подогнать арену под четвертую категорию УЕФА, появились уже в процессе реконструкции. Как итог после шести лет строительства и 200 млн долларов Александр Лукашенко объявил арену открытой.
По словам архитекторов, им удалось выполнить главную задачу, заметно усложнившую работу,— сохранить исторический фасад открытого еще в 1937-м стадиона. Правда, некоторые решения, в частности расположенные уголком друг к другу писсуары, все же вызвали недоумение у любителей на досуге сходить на футбол или легкоатлетические соревнования.
Пока забить стадион, которому в 2019-м предстоит принимать вторые Европейские игры, у «Динамо» не получалось. 13 тысяч на игре с «Дерри Сити» (1:2) — лучшая цифра официального футбольного матча после реконструкции арены. На «Зените», впрочем, ждут аншлаг. Больше двух билетов в одни руки велено не продавать. Желающих увидеть петербургских звезд на фоне одного из самых противоречивых клубов восточной Европы достаточно.