• Край черной полосы

    18.09.09 00:25

    Край черной полосы - фото

    Фото: ПФК ЦСКА / Аксёнова А.

    Не успел евросезон толком стартовать, а от шестерки российских представителей остались только ЦСКА и «Рубин». Да и они в первых же матчах получили по хорошей зуботычине. Посмотришь на эти результаты — и впору с криком «Караул!» за голову хвататься. А может, не стоит так остро и так стремительно реагировать? Неудачи российских клубов в еврокубках стали предметом дискуссии в редакции «Спорта».

    Мнение Сергея Бавли

    Российский клубный футбол развивается по синусоиде. Что, в принципе, нормально. Но уж больно глубокая амплитуда, и хочется верить, что сейчас мы наблюдаем нижнюю точку, за которой должен последовать подъем. Будет ли он — тема отдельной беседы. Пока констатирую бесспорный для меня вывод: пали наши клубы избыточно низко. Попытаюсь разобраться в причинах этого, хоть печальные эмоции после серии поражений не лучший советчик.

    Причин много. Едва ли не главной из них представляется отсутствие добротной по количеству и качеству когорты отечественных тренеров. И, что еще того страшнее, нехватка возможностей для их появления. Российские топ-клубы, как топ-модели, ориентированы исключительно на Запад (только клубы оттуда привлекают, а девушки туда стремятся).

    Топ-клубы сосредоточены в двух столицах. И если в Белокаменную прорывается молодой наставник, зарекомендовавший себя на периферии (таковой Москва полагает и Латвию в случае с Александром Старковым), то он попадает под невиданный пресс общественного давления и оказывается в положении сапера, работающего до первой ошибки.

    Дик Адвокат в «Зените», помнится, позволил себе перевести в дубль Андрея Аршавина (подумать страшно!), Александра Анюкова и Игоря Денисова. Не намерен сейчас обсуждать справедливость решения, констатирую лишь, что Нева не вышла из берегов и вообще ничего страшного не произошло. Станислав Черчесов предпринял аналогичную меру в отношении Егора Титова и… вскоре лишился рабочего места.

    Спору нет, тренеру необходимо доказывать свое право на работе в элитном клубе. Сделать это вне столиц чрезвычайно сложно, если учесть, что большинство периферийных команд довольно регулярно потряхивает финансовая лихорадка. Но иногда, впрочем, удается. И тогда счастливчик перебирается в Москву, где ощущает себя как герой телепроекта «За стеклом», на которого все глазеют и ждут, когда же он наконец облажается. В такой обстановке обмануть ожидания практически невозможно, и тогда общественность с плохо скрываемым удовлетворением дружно заявляет: «Да это типичный первый парень на деревне, только для провинции хорош! Что и требовалось доказать». А требовалось?

    Руководство отправляет осрамившегося наставника в отставку (обратно на периферию или в профсоюз Гершковича), после чего спешно подыскивает именитого иностранца, требуя незамедлительно преподнести результат на блюдечке с каемочкой. Так тормозится развитие отечественной тренерской школы.

    Мнение Антона Морозова

    За стремительным скачком, который Россия совершила в последние годы, последовал откат. На первый взгляд, статистика убийственная: мы потеряли всех представителей в Лиге Европы, начали с двух поражений в Лиге чемпионов. Причем соперников уровня «Барселоны» и «Челси» мы пока в глаза не видели.

    Со скорбью читая список потерь, самое время признать наш клубный футбол не соответствующим высокой планке и не ходить на стадион. Заодно можно не смотреть матчи премьер-лиги по телевизору и сосредоточиться на сборной — она-то нас последнее время больше радует. Но тогда позвольте спросить, откуда эта сборная взялась? Аршавин, Павлюченко, Быстров, Жирков, Игнашевич и другие — это что, натурализованные бразильцы? Да нет, в сборной у нас все свои. Выросли в Питере и Тамбове, в Москве и Волгограде. Да и выступает большинство наших «сборников» в российских клубах.

    А откуда взялись два Кубка УЕФА? Ведь их ЦСКА и «Зениту» не подарили. Получается, что вчера у нас клубный футбол был, а сегодня его нет… Но так не бывает. Зато у всех бывают не только неудачные матчи, но и неудачные сезоны. Разумеется, «в каждой губернии свой масштаб». И что является для итальянца, приученного к победам, трагедией, мы, привыкшие в основном пребывать у подножия трона, воспримем как прорыв. Ведь сколько на Апеннинах в прошлом году было разговоров о кризисе клубного футбола, когда ни один итальянский клуб не вышел в четвертьфинал Лиги чемпионов и Кубка УЕФА. А как должны были причитать немцы, когда «Зенит» по дороге к Кубку УЕФА разгромил «Байер» и «Баварию»?

    По одному сезону выводов о кризисе в клубном футболе делать нельзя. Это что угодно: урок, наказание, неудача, стечение обстоятельств, в худшем случае — начало черной полосы. Кризис — явление системное. Примерно такого порядка, как мы наблюдали в российском футболе лет 10 назад. Тогда наши клубы вылетали из еврокубков от кого попало. Или, если хотите, кризис клубного футбола — это изгнание английских команд из международных турниров на пять лет из-за хулиганства болельщиков.

    Кстати, о тренерах. Вот что точно не является причиной наших неудач — так это отсутствие своих кадров. Как раз в те годы, когда в нашем элитном дивизионе тасовали колоду из 16–18 отечественных специалистов, тогда и был настоящий кризис. Уже давно в Англии работают французы и итальянцы, в Испании — немцы и голландцы, и никто не жалуется на недостаток национальных кадров. Не жалуются в этих странах и на кризис клубного футбола.

    Хотя провалы бывают у всех. И нигде, кроме России, не начинают рвать на себе остатки волос при первых же неудачах. Может быть, не за горами и конец черной полосы?


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»