Информация о санкциях, примененных УЕФА к «Манчестер Сити» в рамках финансового фейр-плей, растревожила весь мир. К этому положению, принятому еще Мишелем Платини, относиться можно по-разному, но оно футбол очищает. А «горожане», надо признать, давно нарывались, при этом не особо пытаясь скрыть гигантские расходы.
В разных странах обострилось беспокойство за свои преуспевающие клубы. В России от принципа финансового фейр-плей все еще страдает «Рубин» (недолго осталось), а попадало под пресс и «Динамо».
Грозит ли что-нибудь «Зениту»? Есть ощущение, что нет, и вот по каким причинам.
Инфраструктура европейского уровня плюс доходы в Лиге чемпионов
«Зенит» в рейтинге самых финансово стабильных футбольных клубов планеты от авторитетной компании Soccerex на весьма почетном 23-м месте (выше всех российских клубов). Причем финансовая стабильность отнюдь не означает склонность к тратам.
Принцип финансового фейр-плей учитывает очень много факторов. Например, наличие своего стадиона. А он у «Зенита» теперь есть и мощно заполняется даже на товарищеских матчах, не говоря об официальных. Это очень серьезная статья дохода. Расходы на клубную академию также учитываются. Известный слоган «один город – одна команда» кому-то нравится, кому-то не очень, но, бесспорно, имеет важную экономическую подоплеку. Вся сувенирная продукция клуба, футболки с фамилиями игроков в очень больших количествах расходятся по многомиллионному Санкт-Петербургу, в том числе и в фирменных магазинах «Зенита».
Участие в групповом турнире Лиги чемпионов не принесло желанного результата, но не сказать, что одно расстройство. Заработанные около 40 млн евро, без сомнения, несколько компенсировали неудачу. Вот вам и трансфер Малкома – считайте, покрыты расходы.
Прибыльные трансферы и дружба с «Сочи»
Потому что, да, именно трансферы чаще всего и вызывают проблемы с финансовым фейр-плей. Приобретение барселонского бразильца обошлось недешево. Но «Зенит» научился не только покупать, но и выгодно продавать. Ведь даже трансфер очень дорого обошедшегося некогда Халка в Китай принес существенную прибыль. ПСЖ приобрел у «Зенита» Леандро Паредеса за сумму, без малого в два раза большую, чем петербуржцы заплатили за аргентинца «Роме». Разница покрыла с лихвой мелкие убытки при продаже, скажем, Матиаса Краневиттера.
Плотное сотрудничество, налаженное в последнее время между «Зенитом» и «Сочи» приносит плоды:
– за Миху Мевлю питерцы выручили 4 млн евро;
– за Эльмира Набиуллина и Дмитрия Полоза – по 3;
– за Ивана Новосельцева и Ибрагима Цаллагова суммарно – 1,5.
Итого 11,5 миллиона евро в кассу клуба, не считая разгруженной зарплатной ведомости.
В тот же период времени «Зенит» отдал 12 млн евро за Дугласа Сантоса и 8 – за Вячеслава Караваева. Вспомним обо всех статьях дохода (стадион, телетрансляции, сувенирная продукция…), учтем и допустимые принципом финансового фейр-плей УЕФА убытки в 45 млн евро, и станет ясно, что «Зениту» ничего не угрожает.
«Зенит» в состоянии быть прибыльным.
Более того, клуб вполне в состоянии завершить финансовый год с прибылью, как это с ним уже бывало.
Очевидно, что трансферная политика «Зенита» экономически просчитана и вполне рачительна.
Ну а способы увеличения прибыли клуба хорошо известны, но нелишне повторить: выход из группы Лиги чемпионов и дальнейшее продвижение по турнирной сетке сулят отменные заработки и как нельзя больше соответствуют болельщицким мечтаниям.
Стоит, правда, помнить, что санкции в отношении «Манчестер Сити» вызваны нарушениями в 2011–2016 годы.
Читайте также
Фото: PSG; ФК «Зенит»