Нападающий «Краснодара» Федор Смолов, ставший третьим в опросе «Спорта День за Днем» на звание лучшего игрока сезона, — главная звезда российского трансферного рынка последних трех лет. За это время он забил в РФПЛ 52 мяча, дважды был лучшим по результативности, а в последнем розыгрыше 28-летнего форварда на один гол опередил Квинси Промес. Именно этой зимой Смолов был как никогда близок к уходу из «Краснодара». Вы ничуть не удивитесь — в «Зенит».
«Спорт День за Днем» рассказывает, как не состоялась главная сделка внутрироссийского рынка, и объясняет, почему фанат Big Russian Boss и английского языка может остаться играть на родине.
Рукопись Чинквини
Январь 2018-го. Москва. На переговоры, которые инициировал «Зенит», приехали генеральный директор «Краснодара» Владимир Хашиг, представители Федора Смолова, среди которых был Герман Ткаченко, несколько юристов. Клуб из Петербурга делегировал двух заместителей спортивного директора (которого пока в «Зените» нет) — Оресте Чинквини и Вячеслава Малафеева, двух менеджеров, которые этой зимой уже забрали у «Тосно» Антона Заболотного, а впереди были переходы игроков «Рубина» — защитника Эльмира Набиуллина и полузащитника Магомеда Оздоева.
За несколько дней до встречи представители Смолова поговорили с владельцем «Краснодара» Сергеем Галицким и получили устное добро на переход игрока. Бизнесмен учел мнение самого игрока и интересы клуба, ведь уже тогда он наверняка понимал: бороться за чемпионство команда не сможет, а в еврокубки попадет и без участия своего главного актива. У Галицкого была одна просьба: «выбить» из покупателя как можно больше. Как минимум 15 миллионов евро.
То, что «Зенит» не собирался много платить, было понятно еще накануне встречи. Но разговор уже в первые полчаса умудрился дойти до абсурда. Чинквини попросил лист бумаги и начал что-то писать. Хашиг и остальные с удивлением смотрели на него. Через минуту он наконец показал рукопись: там не было ни цифр, ни названий подозрительных компаний, через которые некоторые любят проводить деньги. Там были фамилии: Дзюбы, Шатова, Новосельцева, Нобоа, Полоза и других игроков, выступающих в Петербурге. Дальше из уст итальянца прозвучало примерно следующее: «Простите, но сейчас мы очень ограничены в финансах. Вы можете забрать любого из футболистов взамен Смолова». Наступила немая сцена. Гоголевская…
Перед этими переговорами бывший главный тренер «Зенита» Роберто Манчини едва ли не каждый час напоминал спортивному отделу, что ему нужен Смолов. 53-летний итальянец уже тогда понимал, что возможности Заболотного несколько ограничены, а с одним Кокориным и нестабильным Дриусси многого не выиграть. Мистеру очень нравился Смолов, и он просил купить его как никого другого. Говорят, Хашиг, услышав слова Чинквини, молча покинул переговорную. И с соответствующим настроением улетел в Краснодар.
Но не менее интересно события развивались дальше: Смолов, узнав о случившемся, еще больше загрустил. И уже его представители начали разговор с Галицким, пытаясь сбить цену. В Петербурге за этим наблюдали спокойно. Выжидали. В итоге, как утверждает один из источников «Спорта День за Днем», Галицкий пошел на еще большие уступки и согласился продать Смолова в рассрочку — три-четыре примерно одинаковых транша. Сумма первого — 2–3 млн евро, общая — 12. Казалось, вот он — необходимый компромисс. В «Зените» снова взяли паузу. И через несколько дней вновь заговорили про аренду. Такого в «Краснодаре» терпеть уже не стали.
В середине февраля сине-бело-голубые за 10 млн евро взяли двух уже упомянутых игроков «Рубина». Объяснить и как-то оправдать это решение некоторые не могут до сих пор.
Может, в Европу?
Несколько недель назад в «Краснодар» пришло еще одного предложение по Смолову. Обращался «Уотфорд». Англичане предложили 10 млн евро. Клуб совместно с игроком отказались рассматривать этот вариант. Зимой помимо «Зенита» воспитанником саратовского футбола интересовался «Вест Хэм». Это предложение Федор рассматривал тщательнее, но в самом лондонском клубе возникли противоречия между руководством и главным тренером по переходу россиянина. Сейчас в переговорах о будущем игрока взята пауза. Наверное, это правильно, в такой момент лишние разговоры могут навредить. Все ждут чемпионата мира — главного турнира в карьере Смолова. По крайней мере сам Федор.
Предлагаю отбросить дежурные фразы о том, что будущее игрока зависит только от выступления на турнире. Все это чепуха. Смолов может просидеть весь турнир на лавке, а августе за небольшие деньги перейти в середняк АПЛ. Либо забить пару голов и в конце лета гонять мяч в Туле против «Арсенала». На данный момент есть четкое понимание одного: Галицкий готов отпустить форварда, если тот сам попросит. Естественно, за адекватную сумму — не меньше, а лучше больше 10 млн евро. Дальше — вопрос желания самого игрока. Он вроде бы хочет. Но в то же время хочет в команду, которая будет как минимум играть в еврокубках, а как максимум — в плей-офф Лиги чемпионов.
Смолова можно понять. Он точно есть в шорт-листах больших клубов, но, чтобы туда попасть, нужно серьезное желание этой самой «большой» стороны. Успешное выступление на ЧМ-2018, конечно, добавит к его рейтингам (не только в компьютерных играх) несколько пунктов, но они не станут определяющими. Топ-клубы адекватно оценивают уровень российского футбола и риск приглашения игроков оттуда. Поэтому, если Смолов хочет уехать, должен быть готов пойти наперекор личным амбициям.
Сделает ли он это?
Вопрос открыт. В том числе, полагаю, и для самого Федора.
Но лично мне будет обидно, если единственный россиянин со времен бронзовой сборной Гуса Хиддинка, заслуживший игрой приглашение из Европы, там в итоге не окажется. Хотя, возможно, поедут уже другие: Александр Головин, братья Миранчуки — они моложе.
Федор же лавирует на возрастной границе, которую принято считать пиком карьеры. Именно сейчас его время.
И уж очень хочется увидеть его остроумные интервью не только Илье Казакову, но и, к примеру, Гари Линекеру с Джейми Каррегером.