Что Шерлок Холмс и князь Трубецкой искали в питерском Спорткомитете
27 августа мы все дружно отметили День кино. Это не только прекрасный праздник, но еще и отличный повод поговорить на тему «Кино и спорт». Впрочем, сегодня постараемся избежать расхожих штампов, героями очерка будут не актеры, режиссеры или сценаристы. И даже не каскадеры.
В центре внимания — серьезное правительственное учреждение: Комитет по физкультуре и спорту Санкт-Петербурга. Да, не удивляйтесь, в главной роли — Спорткомитет.
Внимание, мотор! Начали.
Для начала надо пояснить, что историческое здание, расположенное в Петербурге по адресу: Миллионная улица, 22, где и трудятся спортивные чиновники, — уникальный архитектурный памятник.
Еще в 1737 году был возведен этот каменный в стиле позднего петровского барокко особняк для графа Апраксина. Через тридцать лет по проекту самого Антонио Ринальди здание перестроили.
Хозяевами дома в разное время были Апраксины, Евдокия Борисовна — жена герцога Бирона, Платон Зубов — фаворит императрицы Елизаветы, министр внутренних дел Кочубей, князья Долгорукий и Куракин, Потемкины. Последним частным владельцем особняка стал князь Амабелек-Лазарев. Поистине незримая история города на Неве...
Специально для нас экскурсию по великолепным залам и историческим интерьерам проводит известный петербургский журналист, сотрудник пресс-службы Спорткомитета с четвертьвековым стажем Олег Вдовин.
— Это правда, режиссеры любят наш особняк, — с нескрываемой гордостью рассказывает Олег Николаевич. — Здесь снимали такие культовые ленты, как «Звезда пленительного счастья», «Пиковая дама», «Эзоп», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается», «Левша», «Онегин», «Последний поворот», одну из серий про Джеймса Бонда «Золотой глаз». Всех фильмов и не упомнишь. Да вы и сегодня, когда шли в Спорткомитет, наверняка видели, как прямо у входа снимают новый фильм — «Дуэлянт».
— При этом я практически уверен, — продолжает Вдовин, — что киношников привлекает не только уникальный антураж, но и особый мистический дух, тайны и загадки, которые хранят стены, комнаты, лестницы особняка. От пожилых сотрудников комитета еще лет двадцать назад довелось слышать, что в одном из кабинетов долгое время стоял ломберный стол, на котором играл в карты сам Пушкин.
В эту легенду можно поверить, ведь дом великого русского поэта, расположенный на Мойке, хорошо виден из окон Олимпийского зала Спорткомитета.
Особенно прекрасно здесь выходят у режиссеров костюмные, исторические драмы. А как иначе? Центр города, рядом Эрмитаж, всюду царит имперский дух.
Не зря же Владимир Мотыль еще в 1975 году именно в Спорткомитете снимал одну из ключевых сцен своей романтической саги «Звезда пленительного счастья». На парадной лестнице нашего особняка происходил арест князя Трубецкого.
Многие сотрудники или спортсмены, спешившие в тот день на работу, как вкопанные останавливались у будочки вахтера. Прямо в вестибюле в расшитом мундире и золотых эполетах стоял... артист Алексей Баталов, прекрасно исполнивший роль князя Трубецкого. Услышав эту историю от старших товарищей, специально несколько раз пересмотрел «Звезду». И теперь практически каждый раз, поднимаясь по нашей лестнице, думаю о декабристах.
Мимо особняка на Миллионной, естественно, не мог пройти и режиссер Игорь Масленников, работая над легендарными «Приключениями Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Немного обидно за Спорткомитет, ведь создатель Шерлокиады обратил внимание на особняк графа Апраксина лишь в последней серии — «Двадцатый век начинается»!
Распутывая сложное дело, связанное с международным шпионажем, Холмс и Ватсон отправляются в дом полковника Валентайна, брата внезапно умершего политика Уолтера.
Надо ли говорить, что исследователи творчества Конан Дойла не раз наведывались в Спорткомитет и буквально под микроскопом изучали залы, куда ступала нога великого сыщика. Итогом исследования стала заметка на сайте шерлоковедов — 221B.Ru:
«Дома на Мойке и Миллионной разделяет двор, куда и выходит большое окно комнаты, в которой Холмс и Ватсон дожидались Валентайна. Раньше здесь находилась библиотека, а теперь это рабочее помещение комитета, в котором сидит около десятка сотрудников, отделенных друг от друга полупрозрачными перегородками. Вся мебель и скульптуры, видимые в кадре, — местные, их можно теперь найти в других комнатах особняка. Большое дерево за окном не сохранилось. Несмотря на иллюзию кино, коридор за спиной полковника вовсе не примыкает к библиотеке, а находится вообще в соседнем здании».
Это так! Внимательный зритель может разглядеть, как за плечом полковника, к слову, блестяще сыгранного великим танцором Марисом Лиепой, видна скульптура в стиле рококо «Слепая девочка».
Сегодня это мраморное изваяние очень хорошо знакомо... спортивным журналистам. Ведь многие чемпионы и тренеры предпочитают давать интервью для прессы именно на его фоне.
Одним из самых красивых помещений Спорткомитета по праву считается Египетский зал, который также не раз становился объектом пристального внимания кинематографистов и телевизионщиков.
Поэтому, когда в 1981 году ленинградский режиссер Олег Рябоконь («Али Баба и сорок разбойников», «Физики») решил создать эпическую драму «Эзоп», то он уже не сомневался, куда «поселит» философа Ксанфа с его очаровательной женой Клеей.
Прямо в Египетском зале снимались две кульминационные сцены. Первая, где Ксанф дарует своему рабу свободу, и вторая часть, когда Эзопа приговаривают к смертной казни. Надо ли говорить, что в дни съемок почти все сотрудники комитета приходили в Египетский зал, чтобы хоть краем глаза посмотреть на признанных звезд советского кино — Александра Калягина, Валентина Гафта, Олега Табакова и, конечно же, очаровательную Любовь Полищук.
С «Эзопом» связана еще одна любопытная история. Олег Вдовин напоминает, что раньше Федерация футбола Ленинграда располагалась как раз в особняке на Миллионной, стена к стене с Египетским залом. И когда проходили расширенные заседания или важные конференции, то футболисты выносили стульчики прямо к дорическим колоннам.
Согласно еще одной легенде, в один прекрасный день Юрий Андреевич Морозов, выйдя из Федерации футбола, столкнулся нос к носу с Калягиным.
Постояли, поговорили. Тогдашний тренер «Зенита» очень расстроился, узнав, что Эзоп болеет за «Спартак».