• Обладатель Кубка мира 2011 года Петр Свидлер: «Пусть Каспаров остается на пенсии»

    01.06.12 16:13

    Обладатель Кубка мира 2011 года Петр Свидлер: «Пусть Каспаров остается на пенсии» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Вишванатан Ананд сохранил чемпионскую корону, жена Бориса Гельфанда (кто не знает, соперник индийского шахматиста) плакала на ступеньках... Таковы сухие итоги очередного матча за звание чемпиона мира, проходившего в Москве. Как долго продлится царствование Ананда и каких высот в шахматах мог достигнуть футболист «Зенита» Игорь Денисов, корреспондент «Спорта» выяснил у питерского гроссмейстера Петра Свидлера.

    Зачем нужен былинный богатырь?

    — Ананд стал чемпионом мира по трем разным форматам. В 2000 году — по нокаут-системе, в 2007-м — выиграл круговой турнир, несколько раз побеждал в одиночных матчах. Выходит, что он сейчас сильнейший шахматист планеты?
    — Не совсем так. Нисколько не принижаю его достижений, он — заслуженный чемпион мира. Но сильнейший шахматист планеты — это более комплексная штука. Сам Ананд не станет утверждать, что является лучшим турнирным игроком. В следующем чемпионском цикле будут принимать участие все шахматисты, которых люди хотели бы видеть. Тот же норвежец Магнус Карлсен. Тогда и поговорим на эту тему.

    — Ананд — вегетарианец. Может, это ему как-то помогает?
    — Вне всякого сомнения, помогает! Но только в жизни, а не в борьбе за чемпионский титул.

    — Почему с 2007 года никто не может его подвинуть с шахматного трона?
    — Видимо, играет сильно. Ананд провел три тяжелейших матча и все выиграл. Рано или поздно его гегемония прекратится, но пока он — заслуженный чемпион мира.

    — Если Гарри Каспаров решит вернуться, он сможет победить Ананда?
    — Каспаров не вернется. Зачем ему это надо? Есть другие кандидаты и кроме него. Речь ведь не о том, что никто и никогда не сможет обыграть Ананда. И для этого надо вызывать с пенсии и политической деятельности былинного богатыря! (Смеется.)

    — Какой шахматный поединок может сейчас собрать самый большой призовой фонд?
    — Карлсен против кого-то.

    — Крамника?
    — Ну почему сразу Крамник? Против того же Ананда. Вообще самый зажигательный матч по шахматному содержанию — это встреча Карлсен — Аронян. Но сразу произойти он не может. Только через один цикл (оба шахматиста сыграют в марте 2013 года в турнире восьми претендентов за право сыграть с Анандом. — «Спорт»).

    — Ананд и Гельфанд играли в Третьяковской галерее. Допускаете мысль, что следующий чемпионский матч может пройти в Эрмитаже?
    — Я не думаю, что они будут непрерывно происходить в России. Конечно, все возможно, но надо учитывать личные взаимоотношения той же галереи со спонсорами. Господин Филатов, который организовывал матч в Москве, — настоящий ценитель искусства. У него есть какие-то контакты с галереей, и думаю, что без его личного участия ничего бы в Третьяковке не состоялось.

    Шахматы не нужны на Олимпиадах

    — Слышал, что один раз вы играли в шахматы с полузащитником «Зенита» Игорем Денисовым. Не хотите снова сесть с ним за шахматную доску? Может, сыграть какой-нибудь полушуточный матч для популяризации шахмат в Петербурге?
    — Не думаю, что популяризация шахмат напрямую зависит от того, сколько раз я сыграю с Игорем Денисовым. Мне, кстати, было интересно с ним играть. Он вообще очень любопытный человек. Если бы он всерьез занялся шахматами, то за два-три года свободно стал бы кандидатом в мастера. А дальше... Мне сложно судить об этом всего по трем партиям, которые мы сыграли. Но у меня нет никаких сомнений, что у него есть способности к шахматам.

    — У вас есть рецепт, как бороться с большим количеством ничьих?
    — Никаких специальных рецептов нет, и по этому поводу я сильно не переживаю.

    — Справедливо, что чемпион мира определяется на тай-брейке, в случае ничьей после 12 партий?
    — По сравнению с системой, когда чемпион мира сохраняет свое звание при ничьей, нынешняя гораздо лучше. Нравится мне и нынешняя формула определения участников главного матча. Я люблю играть в круговых турнирах.

    — Вы верите, что шахматы могут стать зимним олимпийским видом?
    — Нет. Чиновники из Международного олимпийского комитета не раз говорили, что им не нужны новые виды спорта. И уж тем более шахматы.

    — Но президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов утверждает, что вопрос с включением шахмат уже практически решен.
    — Не все, что говорит господин Илюмжинов, сбывается. Моя жизнь от этого не поменяется, но для шахмат новый статус был бы полезен. Тогда и государ ственная поддержка была бы на другом уровне.

    — Сейчас шахматам не хватает денег и внимания?
    — Ни того, ни другого никогда не бывает много. Очевидно, что стало бы больше.

    — Это позволило бы вернуть в Россию шахматную корону?
    — Здесь нет прямой связи.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров