Минувшим летом молодой итальянец Андреа Барньяни навсегда вписал свое имя в историю баскетбола, став первым европейцем, выбранным под первым номером драфта НБА. «Торонто Рэпторс», которых в последнее время в Америке называют «первой командой Евролиги, выступающей в НБА», не испугались предпочесть необстрелянного в американском баскетболе Барньяни звездам студенческого чемпионата NCAA.
В свой дебютный сезон НБА Барньяни входил тяжело. Поначалу его роль больше сводилась к «украшению» скамейки запасных, однако постепенно он начал демонстрировать публике, что руководство «Торонто» не ошиблось в выборе. Высокорослый итальянец прекрасно обороняется и не боится лезть в мясорубку под щитами, его бросок стабилен как из-под кольца, так и со средней и длинной дистанций. Так что в НБА уже заговорили о приходе нового Дирка Новицки.
В раздевалке «Торонто» Барньяни пока старается держаться ближе к более опытным европейцам Хорхе Гарбахосе и Хосе Калдерону. Английский дается Андреа тяжело, и на языке Шекспира и Шакила он говорит с сильнейшим итальянским акцентом, напоминая «бандито-гангстерито» из мультфильма про капитана Врунгеля. При этом по характеру Барньяни скорее похож на педантичного немца, чем на эмоционального итальянца. Войдя в раздевалку «Торонто» после одной из игр, я обнаружил, что большинство игроков уже переоделись, помылись и потянулись на кухню перекусить. И только Барньяни медленно складывал свою форму и одежду в аккуратные кучки. Лишь после того как он закончил приводить в порядок свое баскетбольное и прочее имущество, первый номер драфта-2006 ответил на вопросы «Спорта».
Главное – стабильность
– Андреа, если в начале сезона вы проводили на площадке лишь по несколько минут, то сейчас играете по 20–25 минут за матч. Как проходит адаптация к НБА?
– Действительно, времени на площадке я провожу все больше и больше, но для меня важнее, чтобы прогресс был и в качестве игры. Пока считаю, что мне еще многому надо научиться. Главное, чтобы я смог стабильно играть на высоком уровне. Пока же сплошные перепады. Так что успокаиваться еще рано.
– Каковы основные отличия между НБА и европейским баскетболом?
– Разница, конечно, существенная – прежде всего отличаются правила и манера судейства. Сильно разнятся и стили, в которых играют здесь и там.
– Какая из команд НБА из тех, с которыми пришлось сыграть, произвела самое сильное впечатление?
– Больше всего мне понравился «Даллас Маверикс». Соперники не оставили нам никаких шансов, и это без травмированного Дирка Новицки.
– А кто из малоизвестных в Европе игроков стал для вас открытием?
– Первым на ум мне приходит Карлос Бузер из «Юты». Наверняка, если подумаю, то еще кого-нибудь вспомню, но Бузер мне действительно очень понравился.
В ЦСКА меня не приглашали
– Когда вы начинали в «Бенеттоне», его возглавлял Этторе Мессина. Какое влияние оказал на вас нынешний наставник ЦСКА?
– Мессина сыграл важнейшую роль в моей карьере и многому меня научил. Я до сих пор поддерживаю с Этторе постоянный контакт и прислушиваюсь к его советам. Именно он поверил в меня и стал предоставлять много игрового времени в матчах серии А чемпионата Италии и Евролиги. И этот опыт, безусловно, сыграл определяющую роль в моей карьере. Можно сказать, что своему успеху на драфте я во многом обязан именно Мессине. Слежу за его карьерой в ЦСКА. И судя по тому, что Этторе мне рассказывает, ему в Москве очень нравится. Интересный город, отличная команда, что еще надо?
– Чем отличается его работа в Москве от того, что он делал в Тревизо?
– Ну это две разные реальности. Ведь у ЦСКА, наверное, в десять раз больше денег, чем у «Бенеттона», а значит, и потенциальных возможностей.
– Мессина, кстати, вас в ЦСКА не приглашал?
– Нет. Он прекрасно понимает мою ситуацию.
– Вам несколько раз приходилось встречаться с российскими командами. Какие остались воспоминания?
– Помню, однажды играли с ЦСКА в Москве и уступили одно очко. Отличная получилась игра, и мне очень понравились русские болельщики. Видно, что баскетбол в России на подъеме, и это, конечно, можно только приветствовать.
В Торонто – как дома
– Как устроились в Торонто? Это ведь ваш первый опыт жизни за пределами Италии…
– Торонто – отличный город! Мне здесь очень комфортно, я уже обнаружил множество отличных итальянских ресторанов и большую итальянскую общину. Честно говоря, чувствую себя здесь как дома.
– У вас солидный опыт выступлений в Евролиге. Как вы думаете, кто из нынешних европейских игроков готов к переходу в НБА?
– Таких довольно много. Например, испанец Луис Скола из «ТАУ Керамики». Матьяж Смодиш из ЦСКА готов к американскому баскетболу, то же относится к армейцу Дэвиду Андерсену и Кшиштофу Лавриновичу, который играет сейчас в Казани. Все они – готовые игроки для НБА.
Торонто