• Покажите нам футбол!

    ТВ-кухня. Полемические заметки о спортивном телевидении

    20.08.15 03:29

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    На последнем собрании Российской футбольной премьер-лиги, где обсуждались итоги 5-го тура, «прогремела» и такая информация: матч «Спартак» — ЦСКА, показанный в пятницу на Первом канале, побил рейтинг программы «Время». Это, конечно, хорошо. С другой стороны, в том же Петербурге впервые за последние годы не показывают ни на одном телеканале матчи «Зенита», по поводу чего возмущаются многие граждане.

    И вообще ситуация с показом спорта в стране странная. Столько было разговоров о том, что болельщика надо «подсадить» на платные трансляции тех же футбольных матчей. И вдруг новость: создается канал «Матч ТВ», там трансляций будет завались!

    Замкнутый круг

    Спортивный болельщик, живущий в России, — как тот кресть­янин, который не знает, куда податься. В смысле, какую кнопку включать на телеприемнике, чтобы «поймать» ту или иную трансляцию, тот или иной матч. Одно время спорт начали показывать на «России 2», сделали канал общедоступным. Выяснилось, что никому он (спорт) особо не нужен, рекламы не собрать, стали показывать по этому каналу фильмы с участием Стивена Сигала и всякие передачи по животных и способы выживания в лесу.

    Потом нам долго объясняли, как важно «увести» футбольные трансляции на платное ТВ, создали для показа матчей чемпионата «Наш футбол» на базе «НТВ-Плюс», стали «фигачить» там матчи чемпионата России один за другим, чтобы уместились в несколько дней все восемь. Говорили: надо заплатить около двухсот рублей, и весь российский футбол у тебя в кармане. На деле оказалось, что надо все-таки потратиться на приобретение базового канала цифрового ТВ, к нему «прикрепить» «Наш футбол», и тогда можно смотреть. Ну или в Интернете. Многие там смотрят — кто с оплатой, кто пиратским способом.

    Дело в том, что наш народ исторически приучен: за «ящик» платить не нужно. Вот, скажем, за телефон население всегда платило, за телевизор — нет. Попробуй эту традицию уничтожь.

    Но времена изменились. За воду мы нынче платим, чего раньше представить было нельзя. И на машине подвозят только за деньги, а не по доброте душевной. Не говоря уже про подорожание всего и вся.

    И мы — те, кто любит футбол, — прониклись мыслью: надо платить. Надо наш футбол как-то выручать! Иначе на что жить клубам? С кого деньги брать, как не с потребителя продукта? На Западе все клубы так живут, продажи телетрансляций (в розницу разным каналам или оптом одному) — чуть ли не основная статья доходов. В развитых странах — это десятки миллионов валюты. В нашей стране в лучшем случае такую сумму дадут всей лиге за несколько лет. Она уж распределяет между клубами. И те, конечно, недовольны: мало платят! Смотрите, как на Западе! На ТВ им говорят: вы играть сначала научитесь, как на Западе, о цене поговорим. Клубы говорят: это вы плохо показываете. Замкнутый круг.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    Лукавят и те и те. Клубы наши, конечно, играют так, что смотреть на это невозможно — не то что платить. А ТВ не предлагает народу хороших, удобных сервисов, не «продвигает» продукт. Надо рекламировать услугу так, чтобы потребителю, условному Иван Иванычу, оставалось деньги из кошелька достать. А не думать о том, чтобы лезть на стену девятиэтажного дома и устанавливать там платную тарелку, которая обзор соседям загородит. Это же не хлеб, без которого не прожить, а футбол российский, без которого прожить вполне можно.

    Как итог — интерес к футболу достиг рекордно низкой отметки, он безразличен 73 процентам населения России. И это за три года до проведения домашнего чемпионата мира!

    Воспитание зомби

    Что делать? Конечно, создавать спортивный телеканал. Общедоступный и бесплатный. С участием лучших производственных и творческих сил, под руководством Тины Канделаки. Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!

    Каким будет новый канал и что на нем будут показывать, пока никто не знает. Но скандалы уже начались. Василий Уткин не хочет работать с Канделаки, та обещает сделать такой канал, что все побегут в спортзал и начнут «преодолевать себя», пранкеры разыгрывают обоих, заодно и Геннадия Орлова, и вот уже градус интереса к спорту в обществе подскочил. Трансляция матча «Спартак» — ЦСКА бьет рекорды на Первом.

    Спортивное телевидение в России действительно нужно поднимать — зря обижается Уткин. И делать это должны профессионалы — зря обижается Тина Канделаки, недавно начавшая ходить на футбол. Нужны не только трансляции с интересными комментариями, но и звезды в студии, красотки в декольте, сумасшедшие болельщики, эпатирующие эксперты, яркие сюжеты, необычные темы для обсуждений. Нужен новый взгляд на спорт. Нужно обсуждать его так, чтобы стены в студии дрожали от эмоций, и показывать так, чтобы зритель забывал обо всем на свете, включив спортивный канал. Такова природа спорта — он способен «проглотить» человека, сделать из него зомби (в хорошем смысле).

    Но такого человека надо воспитать. Сколько на это уйдет времени? Никто не знает.

    И никто не знает, как все-таки будут жить клубы без телевизионных денег. Конечно, их будут им выделять. Но «сверху». А «наверху», как мы знаем, деньги рано или поздно заканчиваются. Приучать зрителя платить за спортивный телепродукт, делая его интересным, все-таки нужно. Хотя бы на будущее.

    Другого способа развивать профессиональный спорт не придумано. Если видеть в нем, конечно, зрелище, а не пропаганду.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров