Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.
Это одиннадцатый материал про самую большую коллекцию отечественного искусства в мире, принадлежащую Русскому музею. Предыдущий материал по теме читайте по ссылке.
История отечественного футбола ведет свой отсчет с конца XIX века, когда в Петербурге состоялся первый зафиксированный матч между Кружком любителей спорта и Василеостровским обществом футболистов. Вскоре появились городские лиги, а с 1920-х годов спорт обрел государственное признание. Символом этого времени стали художественные образы спортсменов, которые активно внедрялись в агитационное искусство.
Футбол, стремительно набиравший популярность, стал частью художественного языка. Бьющий по мячу игрок изображался не только на фарфоре, но и в других видах искусства: барельеф «Футболист» Елены Янсон-Манизер украсил станцию метро «Динамо» (1938), а плакат и открытки Густава Клуциса были посвящены первой Спартакиаде. Массовый фарфор отражал новую реальность – спорт становился инструментом воспитания, частью идеологии и повседневной культуры.
Особая роль в развитии спортивной темы в советском фарфоре принадлежит Наталье Данько – ведущему мастеру Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ) и признанному автору агитационной пластики. Ее произведения соединяли утилитарность и художественный образ, превращая привычные предметы быта в символы эпохи.
Скульптура «Физкультурницы» отражает интерес к женскому спорту 1930-х годов. Девушка в форме спортивного общества «Динамо» воплощает новый тип героини – сильной, здоровой и активной. Данько экспериментировала с формой: геометричные постаменты и строгая композиция отсылают к поискам авангарда, а сама фигура трактована реалистически. Таким образом произведение оказывается на стыке художественных направлений, где пластика и идеология идут рука об руку.
Еще один пример того, как спорт проникал в бытовые предметы, – кружка «Зарядка» неизвестного автора. Созданная в начале 1930-х, она восходит к экспериментам Варвары Степановой, разрабатывавшей проекты спортивной одежды. Силуэт человека, выполняющего упражнения, стал частью декоративного орнамента, а сам предмет получил агитационный подтекст: спорт ассоциировался с энергией, бодростью и новым образом жизни.
Особенностью работы Ленинградского государственного художественно-промышленного техникума (ЛГХПТ) и фабрики «Пролетарий» было внедрение механических методов декора – аэрографии, печати по трафарету. Эти технологии упрощали процесс и позволяли выпускать массовую продукцию, доступную широкой аудитории. В отличие от уникальных авторских фарфоров ЛФЗ, кружки и тарелки фабрики «Пролетария», а также Дмитровской и Дулёвской фабрик тиражировались тысячами экземпляров, превращая спортивные мотивы в привычный элемент повседневной среды.
В этих произведениях – от декоративной тарелки и утилитарной чернильницы до простой кружки – ясно видно, как спорт в 1920-1930-е годы становится неотъемлемой частью художественной культуры. Он перестает быть лишь темой для плакатов и монументальных скульптур, а входит в дом, в повседневность, закрепляя новую систему ценностей и формируя визуальный язык эпохи.