Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.
Это двенадцатый материал про самую большую коллекцию отечественного искусства в мире, принадлежащую Русскому музею. Предыдущий материал по теме читайте по ссылке.
Александр Самохвалов, ученик Кузьмы Петрова-Водкина и выпускник училища при Академии художеств, стал одним из ярких представителей советского искусства 1930-х годов. Его полотна, выполненные в духе соцреализма, прославляли новую эпоху, ее энергию и уверенность в будущем. Центральное место в творчестве Самохвалова заняли образы рабочих, строителей и спортсменов – людей, воплощающих силу, красоту и идеалы физического совершенства.
Помимо живописи, художник активно работал в прикладном искусстве. Еще в 1920-е годы он пришел на Государственный фарфоровый завод (позднее – Ленинградский, сейчас – Императорский фарфоровый завод), где создавал росписи и скульптуры. В 1930-х Самохвалов продолжил сотрудничество с фарфоровыми предприятиями, создавая образы советских атлетов: гимнастов, пловцов, легкоатлетов.
«Физкультурник», воплощенный в форме стакана для карандашей, стал примером того, как в бытовых предметах отразился пафос времени – вера в физическую культуру как часть идеала нового человека.
Изготовленная на бронницкой фабрике «Пролетарий», эта чашка – редкий пример того, как спортивная тематика вошла в предметы повседневного быта. С конца 1920-х годов мотивы физкультуры и спорта становятся не просто украшением, а важным идеологическим элементом советского искусства. Художники активно обращаются к образам гребцов, легкоатлетов, гимнастов, представляя их как символы здоровья, молодости и коллективного труда.
Фарфор в это время превращается в площадку для визуальной пропаганды новых ценностей. Фабрика «Пролетарий» активно использовала механические техники декора – аэрографию, трафарет, цветную печать. Эти методы позволяли не только удешевить и ускорить производство, но и сделать агитационный фарфор массовым, доступным широким слоям населения.
Сегодня продукция фабрики «Пролетарий» – это редкость и часть культурного наследия эпохи. Ее изделия можно встретить разве что на антикварных аукционах, но даже простая чашка с изображением спортсмена напоминает о времени, когда искусство и идеология шагали в одном строю.
1937 год стал знаковым для советского спорта: именно тогда активно развивалась идея международных спартакиад – альтернативы буржуазным Олимпийским играм, где должны были собираться трудящиеся всего мира. Массовое физкультурное движение рассматривалось не просто как спортивное явление, а как проявление социальной солидарности и патриотизма.
Стопа «Да здравствует мировая спартакиада» – один из выразительных образцов агитационного фарфора этого периода. На ее стенках – сцены с представителями разных видов спорта: бег, метание, гимнастика, плавание. Художники стремились показать мощь, гармонию и коллективный дух советских атлетов.
Такое произведение сочетало декоративность и идеологический посыл: оно не только украшало стол, но и напоминало о важнейшей задаче времени – укреплении тела и духа ради будущего страны. Через подобные предметы советское искусство говорило с человеком напрямую, приглашая его быть участником большой спортивной и социальной игры.