На фотографии, сделанной на ленинградском стадионе имени С.М.Кирова перед матчем с бразильской командой «Васко да Гама», полузащитнику «Зенита» Станиславу Завидонову 28 лет. Сегодня же выдающемуся игроку, одному из лучших полузащитников советского футбола 1950–1960-х исполнилось 75. Матчи с бразильцами в судьбе Станислава Петровича сыграли особую роль.
Завидонов был одним из самых ярких футболистов в истории «Зенита». В какой-то мере его можно назвать выходцем из дворового футбола, а во времена его детства и «Кожаного мяча» еще не было, что, впрочем, не помешало ему стать не только очень техничным полузащитником, но и игроком с широким тактическим кругозором.
Но ленинградские дворы — не Копакабана, из них прямо в команды мастеров не попадают. Увлеченный футболом мальчишка сначала оказался в футбольной школе Смольнинского района, а потом уж были «Трудовые резервы» и команда его жизни — «Зенит», в который Завидонов пришел в 1957 году. Вскоре стал одним из лидеров коллектива, а было это непросто. Тот «Зенит» вообще был командой необычной, неповторимой.
В ней было много ярчайших футболистов, таких как Николай Рязанов, Анатолий Дергачев, Лев Бурчалкин, Анатолий Васильев, Василий Данилов, Вадим Храповицкий...
Связку полузащитников Завидонов — Дергачев называли лучшей в СССР. Это во времена Валерия Воронина и Игоря Нетто! Не на трибунах питерского стадиона называли, а по всей стране, такое признание дорогого стоило.
Но эта команда, оставив яркий след в истории, больших успехов не добилась. Сегодня сложно ответить на вопрос, почему так произошло. Класс сомнений не вызывал: тот «Зенит» мог обыграть кого угодно, обожал отбирать очки у московских клубов и частенько это делал, но концентрации на весь сезон явно не хватало. Команда была дружной, сплачивала таких разных людей, как сорвиголовы Рязанов и Дергачев (любители длительного, широкого загула) и питерские интеллигенты Васильев, Виктор Спиридонов, ставший впоследствии известным ученым, Завидонов.
В сборную СССР из Ленинграда приглашали не очень охотно. Но слишком ярким футболистом был Станислав Завидонов, чтоб и его «не заметить».
В 1959 году он дебютировал в олимпийской сборной. В 1962 году в сборной оказалось сразу три зенитовца (случай по тем временам уникльный) — Завидонов, Бурчалкин и Данилов. Вот тогда-то в матче против легендарного «Сантоса» Станислав Петрович вышел на поле против Пеле. Не просто вышел — опекал короля футбола персонально. И сыграл здорово! Практически выключил Пеле из игры. Свой гол король все-таки забил, но вины зенитовца в этом не было. Что особенно приятно, после матча президент «Сантоса» поблагодарил Станислава Завидонова за корректную игру. Ведь Пеле тогда многие стремились нанести травму, не в силах справиться с ним в честной борьбе.
Матч был, что называется, резонансный. И по итогам года в списке 33 лучших футболистов СССР Станислав Завидонов оказался лучшим на своей позиции.
В этой истории нельзя пройти мимо любопытной детали. «Съевший» Пеле Станислав Завидонов не был полузащитником-разрушителем, тяготевшим к оборонительным действиям. Напротив, ему явно нравилось созидать, очень техничный был игрок, с мячом накоротке, и обыграть мог, и передачу острую отдать, да и пробить издали не гнушался. Но разносторонний был мастер и игровую дисциплину уважал: получил задание тренера персонально опекать Пеле — и выполнил.
А потом была долгая тренерская карьера. Ее пик — должность наставника «Зенита» в 1988–1989-м. Трудное время, смена поколений. Заведомо неблагодарная работа. Ее и провел Станислав Петрович.
Он и сегодня в футбольном строю. И сегодня строен и подтянут. Вот в такой форме — на долгие года!