• Своя игра

    Клубное телевидение

    07.05.11 18:37

    Своя игра - фото

    Фото: ФК «Локомотив»

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Клубное телевидение по нынешним временам – не роскошь, а средство коммуникации, причем довольно стандартного, если не сказать банального, формата. К этой мысли пора привыкнуть. Серьезная футбольная Европа без этого полезного атрибута не живет, не дышит: оно стало такой же неотъемлемой приметой клубной жизни, как продажа атрибутики или кричалки, без остановки генерируемые творчески настроенными трибунами.

    Но Россия ведь не ищет легких дорог. Поэтому нами, так уж вышло, написан свой собственный, эксклюзивный сценарий развития клубного телевидения. Стоит только более или менее объективно взглянуть на суть вещей, как становится ясно: стадию эфирного ТВ мы благополучно пропустили, зато к развитию клубных интернет-каналов, в принципе, более или менее готовы. Такой алгоритм вполне логичен и легко объясним. Футбол в России до сих пор не стал продуктом, с которым можно смело выходить на рынок, а спрос на российский футбол ограничен многими и многими факторами, и главные из них – качество игры и благосостояние граждан.

    Потенциально прибыльный клуб­ный канал подразумевает, безусловно, серьезные инвестиции, и это только во-первых. Во-вторых (и далее по нарастающей), в дело вступают такие факторы, как творческая составляющая, наличие собственной концепции, рентабельность, конкурентоспособность и тому подобные скучные вещи. За эфирный клубный канал болельщик голосует кошельком, а это, как известно, самая объективная форма голосования. В интернете же все по-другому. Есть клубный сайт, который интересен определенной аудитории. Аудитория читает новости, пишет с утра до вечера комменты, возвеличивает своих и крошит чужих – за все уплачено. И если ей предлагается за те же деньги еще и кино про любимый клуб посмотреть, не сходя с места, – ну что ж, почему бы и нет?

    Большинство клубов российской премьер-лиги достаточно давно обзавелись собственным интернет-телевидением или, точнее, неким его прообразом. Да и для первого дивизиона оно далеко не редкость («Луч-Энергия», например, вслед за размещением видеоканала на портале YouTube открыла недавно интернет-телевидение на платформе ЯTV, сочетающее виртуальную телестудию, универсальный видеоплеер, социальные сервисы и массивный видеоархив). Контент у всех примерно одинаков, нередко – до степени смешения, поэтому поименный обзор встроенных в интернет-порталы каналов теряет всякий смысл. Но для более ясного понимания сути вопроса давайте познакомимся поближе с двумя клубными каналами, отмеченными печатью эксклюзивности, – «Локомотива» и ЦСКА.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

     

    «Локомотив»: были первыми

    – Проект клубного телеканала «Локомотива», смею утверждать, был первым проектом подобного рода на всей территории СНГ, – уверяет шеф-редактор «Локо-ТВ» Артем Бочаров. – 14 ноября 2003 года в эфире «Треть­его канала впервые вышла программа «Впе»ред, “Локо”!». До этого выходили программы «“Спартак” – чемпион!» на шестом канале, на РЕН TВ были программы о «Сатурне», но это были программы каналов, а не клубов. Дали нам пятиминутку, хотя сам по себе хронометраж пилотного выпуска был 26 минут. Да и сами мы прекрасно понимали, что давать 26 минут качественного продукта в еженедельном режиме мы не сможем. Не потянем просто. Пять минут, но абсолютно бесплатно, просто по договоренности! Так не бывает на самом деле, но ведь это было. Как я сегодня понимаю, росли мы достаточно быстро. Скоро получили семь минут, потом, в декабре, когда «Локомотив» вышел в плей-офф Лиги чемпионов, – десять…

    «Вперед, “Локо”!» выходила до конца 2005-го, а в августе 2006 года на телеканале «Звезда» мы запустили программу «Звезда «Локо», которая шла до осени 2007-го. Ну а потом смены концепций и руководства каналов нас расстраивать перестали, потому что интернет к тому времени был уже достаточно развит для того, чтобы переориентировать свои интересы. И мы ушли в сеть. Я и по сей день уверен, что клубное телевидение в его традиционном для развитого ­Запада виде у нас не может быть рентабельным – это первое. А второе и главное состоит в том, что интернет развивается такими темпами, что творить нужно именно в нем и именно сегодня, чтобы завтра не остаться на задворках. Это ведь объективный процесс: все меньше и меньше людей смотрят этот так называемый зомбоящик. И это легко объяснимо. Глотнув однажды воздуха свободы, каждый из нас хочет стать самому себе режиссером. Что желаю – то и смотрю. Хочу смотреть матч – и буду это делать. А если мне нужно интервью – сделаю другой клик. Глубоко уверен в том, что в ближайшее время у эфирных каналов начнутся очень серьезные проблемы. Да они уже начались. А в интернете скорости растут, картинка становится крепкой, аудитория – все более продвинутой. Телевидение уходит в интернет. Какой тогда смысл уходить оттуда тем, кто уже занимает здесь свою нишу? В том числе и нам, сотрудникам канала «Локо-ТВ»?

    Сегодня готов совершенно четко констатировать еще один принципиальный момент: проект «Локо-ТВ», безусловно, интересен и выгоден клубу. Если бы в штатном расписании не было нашей творческой группы и заказы уходили на сторону, затраты ФК «Локомотив» оказались бы на несколько порядков выше, что не отразилось бы ни на качестве продукта, ни на охвате аудитории.

    ЦСКА: своя планета

    – Понимание того простого факта, что уровень общения по линии «клуб – зритель» требует развития, пришло в сезоне 2007 года, – говорит директор по связям с общественностью и информационной политике ЦСКА Сергей Аксенов. – В первоначальном варианте «ЦСКА-ТВ» представляло собой достаточно традиционный формат: послематчевые интервью, пресс-конференции, какие-то маленькие сюжеты ни о чем. В тестовом таком режиме работали, в режиме обкатки. Летом 2008-го мы провели на сайте опрос по теме «Интересно ли вам клубное телевидение?», и 95,6 % пользователей идею поддержали. А в клубе тем временем созрело понимание того, что «ЦСКА-ТВ», уж коль скоро мы его запустили, должно выглядеть немного по-другому. Перед сезоном-2010 было решено создать свою программу, обладающую всеми признаками современного телевизионного продукта и осуществляемую при этом своими силами, без привлечения профессионалов с телевидения. Написали сценарий, обсудили его, сняли и выложили на сайт. Опыт, на мой взгляд, получился вполне успешным, да и профессионалы, поправив нас по звуку и планам, сказали, что в главном все очень неплохо. С той поры прошло немало времени, программе «Планета ЦСКА» пошел уже второй год и она стала стержневым элементом проекта «ЦСКА-ТВ». Возможность размещения программы на официальном сайте не только снимает с клуба финансовую нагрузку, но, и  дает нам свободу творчества: мы не ограничены, в сущности, во времени эфира, сами выбираем сюжеты, назначаем героев, планируем съемки и так далее. Мы создали студию, у нас работают три оператора, и мы стараемся уходить от футбола в чистом виде, потому что его в информационном пространстве и так много. Мне кажется, показать личность важнее, чем показать гол.

    Совершенно точно, в цифрах, знаю, что с того времени, как «Планета ЦСКА» стала в регулярном режиме, раз в месяц, появляться на сайте, его посещаемость ощутимо выросла. Среди всех спортивных ресурсов Рунета мы сейчас где-то в районе второй десяточки, а это очень неплохой показатель. Кроме того, с сентября 2010-го нашу программу берет канал Viasat Sport и крутит в своем эфире три-четыре раза в месяц. У Viasat Sport очень приличная аудитория – что-то около четырех с половиной миллионов подписчиков, насколько я знаю. Наивно думать, будто все эти люди только и делают, что смотрят «Планету ЦСКА», однако зрителей у нас достаточное количество. Новостные, текстовые фрагменты уходят в Twitter и Facebook, программа выкладывается также на YouTube и оттуда растаскивается уже по всей сети, как это сегодня в нашем информационном пространстве принято. Если суммировать все эти направления, получается, что отдача от клубного интернет-телевидения едва ли уступает отдаче от традиционного. А с учетом того факта, что интернет уверенно доминирует в конкурентной среде, возврат к традиционным формам, популярным на Западе, видится сегодня не очень логичным. Правильнее, наверное, динамично развивать то, что уже есть, чем кого-то слепо копировать. Все-таки они там, на Западе, живут немножко в других футбольных реалиях, это нужно ясно понимать.

     


    Статья из еженедельника «Спорт день за днем» №15 (27 апреля – 3 мая 2011 года).

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров