• Улыбки в непогоду

    История с фотографией

    23.09.09 01:44

    Улыбки в непогоду - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Южный дворик стадиона имени Кирова… О нем мы будем вспоминать часто. Незабываемая и непередаваемая атмосфера. Посмотрите на улыбающиеся лица, а ведь 16 сентября 1987 года, в день матча 1/32 финала Кубка УЕФА между «Зенитом» и «Брюгге», пасмурной была не только погода. Настроение у питерских болельщиков было неважнецким, «Зенит» плелся в хвосте турнирной таблицы, бельгийцы же выглядели грозной силой.

    Вряд ли за час до начала матча эти улыбающиеся знаменитости уже знали, что Борис Чухлов и Юрий Желудков забьют два мяча в ворота гостей, а Михаил Бирюков останется «сухим», и даже великий форвард сборной Бельгии Ян Кулеманс не сумеет в тот день ничего сделать. И послематчевая пресс-конференция превратится в бенефис молчаливого наставника «Зенита», великолепного в прошлом стоппера Владимира Голубева, который на недоуменную реплику своего бельгийского визави Хенка Хоуварта: «Не понимаю, как команда с такой игрой может быть аутсайдером», — невозмутимо ответил: «Вас заманивали».

    Геннадий Орлов, Кирилл Лавров, Вячеслав Колосков и Анатолий Васильев в тот момент, когда их запечатлел фотокорреспондент, ничего этого еще не знают. Просто они привыкли верить в свой (для троих питерцев) «Зенит» даже в самые сложные для него периоды.

    Мэтру российского спортивного телерепортажа Геннадию Орлову любовь к «Зениту», как и его предшественнику Виктору Набутову, не мешает быть объективным. Глубинное понимание игры техничным, интересным футболистом, мастером спорта в сочетании с подлинно питерской интеллигентностью и внутренним (не смоделированным, без единой фальшивой нотки) артистизмом и сегодня возвышают его над российскими коллегами, среди которых, к слову, немало одаренных комментаторов, но… До высот Мастера они пока не дотягивают. Слушать Орлова — всегда учеба. У заведующего кафедрой футбола Университета физкультуры и спорта имени П.Ф. Лесгафта, естественно, можно и нужно учиться футболу (тавтология умышленная). А еще — умению передать эмоциональный накал страстей без истошных воплей и пачкающих русский язык бессмысленных и постоянно меняющихся жаргонных словечек, якобы демонстрирующих близость комментатора к футбольному закулисью. Умению покритиковать игрока, не обидев его. Доброжелательности и пониманию, что футболисты — главные герои разбираемого действа, что им трудно, а иногда и попросту больно.

    Поэтому Геннадий Сергеевич так легко находил общий язык с другим знаменитым петербуржцем, пламенным болельщиком «Зенита» Кириллом Юрьевичем Лавровым. Народный артист не пропускал матчей любимой команды и сам нередко выходил на поле. Он был одним из организаторов традиционных ежегодных матчей между сборными легендарного БДТ и журналистов нашего города. Матчи протекали весело, но борьба в них была нешуточной. Шутки начинались после финального свистка. Вспоминаю, как за команду артистов дебютировал совсем тогда молодой и на тот момент мало кому известный Юрий Демич. Юра — спортивный парень, в молодости неплохо игравший в хоккей, выглядел здорово и отметился дублем. После встречи кто-то из журналистов поддел Кирилла Юрьевича: «Подставных выставляете, видно же, что профессионал». Великий артист отреагировал мгновенно: «Можешь проверить, мы его вчера перед игрой гардеробщиком в театре оформили» — и обаятельно расхохотался. А артиста Демича вскоре узнала вся страна.

    Кирилл Лавров навечно в памяти народной. Но хорошо, что помнят о нем и как о человеке, преданном футболу, болельщики, в Петербурге проводится турнир его памяти.

    Анатолий Николаевич Васильев служил питерскому футболу всю жизнь. Напористый, заряженный на ворота форвард шел по краю, немного сутулясь, и болельщики прозвали его Горбач. Он был вожаком «Зенита» 1960-х, и клич «Горбач, давай!» частенько раздавался над стадионом. Он вел за собой команду. Потом тренировал, много лет возглавлял городскую федерацию футбола. Дружил с Юрием Андреевичем Морозовым, настоял, чтобы молодому тренеру, интересно работавшему с ленинградским «Динамо», доверили «Зенит». Затем поддержал другого молодого тренера — Павла Федоровича Садырина. Вообще горой стоял за своих, питерских. В тех, первых зенитовских победах, одержанных в 1980-е годы, немалая заслуга Анатолия Николаевича Васильева.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»