В 2004-м Дэвид Блатт появился в Санкт-Петербурге. Его пригласили возглавить новую команду «Динамо». Известный баскетбольный организатор Владимир Родионов, устав от равнодушия властей родного ему Саратова, рискнул перевезти с Волги на берега Невы команду «Автодор», в свое время боровшуюся с ЦСКА за золотые медали чемпионата России. Вопреки прогнозам скептиков новорожденная команда, занявшая в Суперлиге место «Автодора», получилась боеспособной. Блатт собрал в ней игроков высокого классса — белорус Владимир Веремеенко, американцы Келли Маккарти (выступающий сейчас за сборную России) и Эд Кота, серб Огнен Ашкрабич, хорват Мате Милиша. Многие из них шли в команду именно «под Блатта».
Блатт проработал с питерским «Динамо» всего один сезон. В российской Суперлиге команда вышла в четвертьфинал, в котором уступила «Химкам» в серии из пяти матчей. В Евролиге ФИБА динамовцы установили рекорд, одержав 20 побед в 20 матчах. В финале подопечные Блатта в Стамбуле переиграли БК «Киев» со счетом 85:74 и стали обладателями почетного трофея.
Летом 2005 года наставник подписал контракт с «Бенеттоном» из Тревизо и в первый же сезон выиграл чемпионат Италии. В сезоне-2006/07 Блатт работал в турецком клубе «Эфес Пилсен». В марте 2006-го он возглавил сборную России. И вернул нам радость больших побед. Евро-2007 — заслуга Блатта. Он по крупицам собирал сборную, чего не мог собрать — доводил до ума, чего не мог довести до ума — компенсировал эмоциональными установками в тайм-аутах. Да и сейчас российская сборная, оставшись без главных звезд, все же нашла свою игру на первенстве континента и вышла-таки в плей-офф. Причем не в качестве «бедного родственника», а вполне так себе уверенно.
Симпатичная была командочка — баскетбольное питерское «Динамо». Феерический взлет — победа в Евролиге ФИБА и столь же быстрая кончина по причине острой финансовой недостаточности. Творец победы и создатель команды — вот этот самый улыбающийся Дэвид Блатт. Улыбается он всегда. То ли характер такой, то ли научили в Принстоне улыбчивости «израильского специалиста».
Израильтянином Дэвид стал в довольно зрелом возрасте и в достаточной мере случайно. Он с детства бредил баскетболом, мечтал, естественно, юный максималист об НБА. Учился в знаменитом университете Принстона, но дальше студенческих команд дело не пошло. И тут на носу Маккабиада. Дэвид, у которого баскетбольная карьера явно не складывалась, очень кстати вспомнил про еврейскую бабушку и попал в американскую команду, отправлявшуюся в Израиль. Бабушку Дэвид вообще всегда вспоминает кстати. Возглавив сборную России, Блат по прибытии в Белокаменную тут же вспомнил, что та самая еврейская бабушка родом-то из России, указав, правда, городом ее рождения Умань, что на Украине. Но географию бывшего Союза он за эти годы, вероятно, изучил. Тогда же Блатт, отыграв на Маккабиаде, получил приглашение в израильский клуб «Галиль-Эльон». Клуб скромненький, играл по бюджету, то есть боролся за выживание. Выжил. Но со скандалом. Выжили и главного тренера. Поговаривают, что улыбчивый Блатт…
Мало ли что поговаривают. Достоверно известно, что будущий наставник сборной России со следующего сезона не только принял «Галиль-Эльон», но и вывел его в лидеры израильского баскетбола. А дальше карьера пошла по нарастающей.
Еще достоверно известно, что Блатт никогда не отключает телефон и всегда доступен для журналистов. Одному из нас он однажды сказал: «Можешь звонить мне в любое время, я всегда работаю». И уточнил: «Когда ем — тоже». Выпускник Принстона всегда одет как подлинный денди, всегда оптимистичен, всегда готов пообщаться. Так и не удалось выяснить, спит ли он иногда, потому что действительно всегда подходит к телефону. Всегда подчеркивает, что обожает жену и своих дочерей. Журналисты всегда подмечают, что трепетное отношение к жене не мешает ему заглядываться (о большем ничего не известно) на оказывающихся рядом красавиц.
И еще он, как правило, добивается успеха. Вот так, с неизменной улыбкой на устах. А то, что «Динамо» не стало, не беда. Нам и «Спартака» хватит на наш большой город, был бы он только чемпионом.