• Защитник «Зенита» Вукашин Йованович: Где бы я ни был, хотел бы вернуться в «Зенит»

    Футбол. Персона

    31.01.17 15:09

    Защитник «Зенита» Вукашин Йованович: Где бы я ни был, хотел бы вернуться в «Зенит» - фото

    Фото: «Спорт День за Днем» (Игорь Озерский)

    Автор:

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    В «Зените» есть один-единственный действующий чемпион мира. Правда, играет он не в основном составе, даже не выходит на замену. Сербский стоппер Вукашин Йованович до этой зимы выступал за «Зенит»-2, а сейчас на сборе в Испании доказывал право получить шанс в главной команде. Мирча Луческу подбадривал Вукашина на тренировках, но в «Зените» на позиции центрального защитника появится другой, куда более опытный и именитый серб. Сегодня утром стало известно, что Йовановичу все же придется уйти в аренду — в «Бордо», на полгода. Тем не менее, 20-летний игрок не сомневается — он вернется в «Зенит», которому за многое благодарен.

    Почему ценен Иванович

    — Вукашин, интересная история с вами получается: в 18 лет вы стали чемпионом мира. Видели десятки тысяч людей на улицах Белграда, которые приветствовали победу молодежной сборной Сербии летом 2015-го. Не приходит ли в голову мысль, что самое лучшее, что могло произойти в вашей карьере, уже случилось?
    — Это действительно лучшее на данный момент, что было в моей карьере. Но остается другая мечта — добиться чего-то похожего в составе национальной сборной Сербии. Это больше, чем успех в каком бы то ни было клубе, это было бы неповторимое счастье.

    — Чемпион мира 1974-го года Пауль Брайтнер рассказывал мне, как пересматривал в ночь после финала с Голландией эпизод с пенальти, который отправился бить при счете 0:1, и впал в панику у телевизора, словно переживая за незнакомого человека. А вы когда увидели кадры со своим падением на колени и молитвами в небо после финального свистка, которые стали популярны во всем мире?
    — Когда вернулся в отель после финала. Столько людей мне прислало фото и видео того эпизода! Я ведь после свистка не видел ни камер, ни фотоаппаратов, мой порыв был спонтанным, только спало гигантское напряжение, я дал волю эмоциям. Даже не представлял себе, какой эффект это произведет (Улыбается).

    — Сейчас вы уезжаете во Францию. Ровно год назад вы разрывались между предложениями «Бордо» и «Зенита». Почему в итоге склонились в пользу России?
    — Поначалу в игре был только «Бордо», но «Црвена Звезда» не хотела меня отпускать, потому что ставила задачу попасть в зону Лиги чемпионов. Правда, мне тогда очень помог тренер Миодраг Божович. Я честно рассказал ему, что хочу уйти, и он просил руководство не держать меня.

     

    — Вот почему Божовича так любили и русские игроки!
    — Он прекрасный человек и тренер. Я бы очень хотел еще когда-нибудь с ним поработать.

    — Божович просил отпустить вас в «Бордо», но появился «Зенит»…
    — «Зенит» подключился только в конце января. Трансферное окно скоро закрылось, поэтому остался лишь один вариант — Россия. Честно говоря, я не слишком долго думал, переходить или нет. Меня устраивал вариант с «Зенитом», я рад, что в итоге трансфер состоялся.

    — И все? На клубном уровне мечты не осталось?
    — Ну что вы! Я бы хотел поиграть в Англии, против самых сильных нападающих планеты. Непременно желаю сыграть и в Лиге чемпионов.

    — И какой клуб нравится в Англии?
    — «Челси».

    — Ага, то есть, хотите занять место Бранислава Ивановича?
    (Смеется). «Челси», еще «Ливерпуль». Если не Англия, то два моих любимых клуба — «Боруссия» из Дортмунда и «Наполи».

    — Почему такой выбор?
    — И там, и там — эмоции, болельщики! Италия мне вообще очень нравится. Мне нравится стиль жизни в этой стране, итальянский язык…

    — Вы говорите по-итальянски?
    — Нет-нет. (Смеется). Но, быть может, выучил бы его, если бы поехал туда играть. Много раз бывал в Италии, чувствовал себя там почти своим.

    — Все-таки еще о Браниславе Ивановиче: вы читали новости?
    — Конечно! У него огромное имя в Сербии, капитан сборной. 9 лет отыграл в «Челси», выиграл все, что угодно. Если он действительно придет в «Зенит», для меня это будет очень хорошим событием. Рядом с ним можно набраться бесценного опыта. Потому что Иванович еще и отличный человек, который всегда стремится помогать молодым игрокам.

    Как выпрыгнуть выше


    — После чемпионата мира и полных улиц Белграда вы оказались перед маленькими трибунами малой арены «Петровского». И пока что это — единственная ваша аудитория…
    — Я, конечно же, понимаю, что в основном составе «Зенита» достаточно сильных игроков. Поэтому если принято решение, что я должен играть во второй команде, мне следует его уважать. В принципе, такой вариант подходил и мне, ведь лучше получать практику, а не сидеть на скамейке. Ведь у меня задача, как вы помните, попасть в национальную сборную. А этим летом хочу сыграть на молодежном чемпионате Европы в Польше. Разумеется, иногда бывают в футболе более удачные моменты, бывают менее удачные. Я первый год в «Зените». Нужно было терпеть.

    — Мирча Луческу помогает вам персонально повышать уровень и опыт?
    — Наш тренер действительно помогает молодым игрокам расти, раскрывать лучшее, что в них есть. Возможно, он кому-то кажется немного жестким, но это нормально и это тоже помогает повышать предел возможностей.

    — Что именно Луческу хочет от вас, над каким компонентом работаете?
    — Он хочет, чтобы я интенсивнее тренировался.

    — У вас с этим проблемы?
    (Улыбается) Просит, чтобы я был больше в движении, иногда выпрыгивал выше, чем я это делаю.

    — Ваш бывший тренер в «Црвене Звезде» — Ненад Лалатович — играл у Луческу в «Шахтере». Наводили справки у него?
    — Нет, хотя с Лалатовичем у меня прекрасные отношения — ведь это именно он дал мне шанс в основном составе «Црвены Звезды», когда мне было 18. А вот с Игором Дуляем, другим бывшим футболистом «Шахтера», общался. И он мне рассказал о том, какая нас ждет предсезонка, что будет требовать Луческу и так далее.

    Сумасшедший тренер чемпионов

    — Дерби «Црвена Звезда» — «Партизан» — игроки его воспринимают так же близко к сердцу, как болельщики?
    — Это и правда что-то необычное. Фантастическое. Об этом матче в Сербии начинают говорить за неделю до него, а заканчивают обсуждать спустя неделю. Мне было 19, когда я поучаствовал в первом дерби. И начался тот матч с большой задержкой, потому что полиция долго не могла остановить драку между болельщиками. Мы стояли в центре поля, посреди всего этого и просто ждали, когда сможем начать. Меня словно током пронизывало. Я и сейчас рассказываю об этом, и чувствую, как бегут по коже мурашки. Всего принял участие в двух дерби и помню, что не спал ни до игр, ни после. Не преувеличу, если скажу: каждый мальчишка в Сербии мечтает сыграть в таком матче. А бывало так, что команды в таблице разделяла пара десятков очков, фанаты приходили на базу и говорили: «Обыграйте «Партизан» (или «Црвену Звезду»), и мы все простим!».

    — Страшно было хоть раз?
    — Мне — никогда. Я с детства в «Црвене Звезде», а фанаты очень бережно относятся к своим, «кровным» игрокам. Даже фанаты «Партизана» уважают тех, кто с малых лет верен чужим цветам. Так что мне никогда и никто не угрожал.

    — В 1991-м году «Црвена Звезда» выиграла Кубок Европейских чемпионов, а затем и Межконтинентальный кубок. Вы родились только через пять лет. Для вас эти события имеют значение?
    — Разумеется, это колоссальные успехи для всего нашего футбола, и они имеют значение для каждого. Более того — у нас ежегодно празднуют годовщину той победы над «Марселем», понятно, что в первую очередь речь идет о тех, кто имеет отношение к «Црвене Звезде».

    — Победа на молодежном первенстве мира 2015-го года — тоже неплохое событие. Как вообще это стало возможным?
    — Все дело в нашем тренере — Желько Пауновиче. Это один из лучших специалистов, которых я знаю. Он честен, открыт, прям с игроками, он выстроил эту команду. Паунович — отличный мотиватор. Мы ведь проиграли самый первый матч в группе — Уругваю, 0:1. Игроки были убиты, сидели, опустив головы в раздевалке. Паунович подошел буквально к каждому с определенными словами. Сделал все, чтобы снова вернуть нам уверенность. Я бы сказал, что он — в хорошем смысле сумасшедший.

    — Просим объяснений.
    — Знали бы вы, как он разбирает соперников! До мельчайших деталей, он знает о них все! Потом мы выходим на поле, и нас не удивляет уже ничего.

    — В финальной игре с Бразилией он отправлял вас на поле на 82-й минуте. Что именно велел делать вам?
    — Как раз мне говорил обычные вещи. Потому что старался успокоить и правильно настроить, ведь я в той команде был чуть ли не самым молодым. Просил не бояться и получать удовольствие от игры— что-то такое… На самом деле, те 40 минут, что я провел тогда на поле, были, возможно, тяжелее, чем 90 в любой другой встрече. Темп был очень быстрым, все менялось стремительно (Йованович вышел на поле при счете 1:1, Сербия забила победный мяч в дополнительное время — «Спорт День за Днем»).

    Сборная вместо Владивостока

    Фото Наталии Жидковой

    — Вукашин, чем занимаются ваши родители?
    — Мама, к сожалению, получила сильный перелом ноги, поэтому временно не работает. Отец трудится в фирме, которая занимается фруктами и овощами. Я очень люблю их, правда. И Белград люблю. Я вырос в этом городе, знаю каждый уголок. Для меня он — лучший в мире.

    — Как же вы так уверенно сорвались в Петербург?
    — Последние шесть месяцев перед отъездом я сознательно жил в Белграде один, готовил себя к переезду. В 19 лет действительно не так просто уехать из родной страны, поэтому настроиться хоть как-то было необходимо. Ведь если ты хочешь что-то заработать, если хочешь осуществить мечту играть на высоком уровне, требуется идти на жертвы. Пусть ты не можешь особо пользоваться деньгами, которые зарабатываешь — тебе просто их не на что тратить — зато так здорово знать, что ты помогаешь семье переехать в лучшие условия. Мы ведь жили в очень бедном районе Белграда, где сплошной криминал, нищета. Слава Богу, что появилась возможность вытащить родителей оттуда.

    — «Любимое» занятие иностранных футболистов в России — ездить на выезды…
    — О, да! В Сербии-то самый длинный переезд — 2-3 часа на автобусе. Здесь — это просто какое-то сумасшествие! (Смеется).

    — Что самое сумасшедшее?
    — Мне так и не довелось испытать самое, просто крупно повезло. Я должен был лететь с командой во Владивосток, но, к счастью, пришло приглашение из молодежной сборной (Смеется). Хотя помню, как некоторые игроки мне говорили: лучше получить небольшую травму, чем лететь туда. Кое-кто и четвертую желтую старался получить перед вылетом туда…

    — Ваш тренер Владислав Радимов прекрасно знает, что такое летать во Владивосток играть. И тем не менее: как он реагирует на все это?
    (Смеется). На самом деле — Радимов очень хороший человек. Он так помог мне, когда я только перешел в «Зенит». Владислав всегда находит нужные слова для игроков, чтобы поднять настроение и помочь раскрыть свои лучшие качества. Считаю его оптимальным тренером для молодежи.

    — Если даже вам придется уйти в аренду, наверное, в запасе останется на возвращение приобретенное знание русского языка, так?
    — Я не учил русский с учителем, поэтому, считаю, в беседах с партнерами за год более-менее его освоил. Понимаю лучше, чем говорю, но…

    — …но попробуете сейчас нам рассказать на русском, как вы проводили свой свободный день в Петербурге!
    — Попробуем. (Далее по-русски — «Спорт День за Днем»). Чуть-чуть гуляю по городу, общаюсь с друзьями. К тому же я познакомился с несколькими сербами, которые живут там. Хожу в рестораны, люблю зайти в спа. Петербург очень красивый, мне в нем очень прикольно…

    Альгорфа


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров