• Заслуженный тренер России Николай Воробьев: «Нет никаких предпосылок для победы «Зенита» в Лиге чемпионов»

    Спросите у…

    05.01.15 23:09

    Заслуженный тренер России Николай Воробьев: «Нет никаких предпосылок для победы «Зенита» в Лиге чемпионов» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    Вместе с тренером Николаем Воробьевым «Зенит»,брал все без исключения трофеи в российской истории. Николай Васильевич попрощался с командой в январе 2012-го, в мае «Зенит» выиграл чемпионат России — 2011/12. С тех пор у сине-бело-голубых с трофеями полный ноль. Да и творческий отпуск чемпиона СССР — 1984 явно затянулся. Впрочем, Воробьев в курсе всех событий и готов для «Спорта День за Днем» разложить все по полочкам. Наш разговор состоялся в перерыве одного из матчей Мемориала Гранаткина, куда экс тренер «Зенита» по традиции пожаловал в первые постновогодние дни.

    Хотелось бы увидеть Германию, Италию, Бельгию, Украину

    — С удовольствием посещаю матчи турнира, — говорит Николай Васильевич. — Мне интересны матчи юношеских сборных. Все-таки я достаточно поработал с молодыми футболистами (в 1990-е годы Воробьев был тренером в СДЮШОР «Зенит», в УОР-1. — «Спорт День за Днем»), хорошо знаю эту тему. Кроме того, в матчах юношей всегда можно разглядеть тенденции современного футбола.

    — Не слишком ли размыт состав участников?
    — На мой взгляд, 18 команд — много. Ведь количество не всегда определяет качество. Все-таки Мемориалу Гранаткина очень не хватает таких сборных, как Германия, Италия, Бельгия. Очень жаль, что в Петербург не приехала сборная Украины, которая всегда привозила хорошие команды в этом возрасте. С другой стороны, появляются команды-открытия, как год назад Япония. Ко всему прочему, болельщикам сложно уследить за всеми событиями на турнире. Слишком много матчей. С моей точки зрения, восемь сильных юношеских сборных — оптимальное число участников.

    — Во все времена в сборной России хватало представителей «Зенита», воспитанников питерского футбола. Сейчас в первой команде игроки «молодежки» Скопинцев и Проничев, а в России-2 аж восемь представителей Северной столицы! Что их ждет в будущем? Аренда, ФНЛ? Ведь по умолчанию пробиться в «основу» «Зенита» молодые игроки не могут уже больше десяти лет!
    — Не очень понимаю: кто это «постановил»? Я работал в тренерском штабе «Зенита» девять лет и могу с ответственностью говорить, что никто молодежь не гнобил, а наоборот давали им шанс заиграть в главной команде. Такая же ситуация, как мне кажется, происходит и в современном «Зените». 18-20-летние футболисты привлекаются к тренировочному процессу, их вызывают на предсезонные сборы. Просто следует понимать: юношеский и взрослый, профессиональный футбол — две большие разницы. Ничего нельзя делать искусственно. Наоборот, молодежь должна прокладывать дорогу в жесткой конкурентной борьбе.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    — Согласен. Но как конкурировать с легионерами, например, 18-летнему Рамилю Шейдаеву, если за первую половину сезона форвард получил от Андре Виллаш-Боаша тридцать минут игрового времени в трех матчах?
    — Шейдаев тренируется с «основой». Это, как я и говорил, определенная степень доверия. Наблюдал за этим игроком в матчах «Зенита»-2. У него просматриваются как достоинства, так и недостатки. Главное — голы! Бывает, форварда захваливают, а потом смотришь статистику: сколько он забил? Один мяч за сезон. А кто же в таком случае должен забивать? Это прямая обязанность нападающего! Шейдаеву в этом смысле есть с кого брать пример — с Александра Кержакова.

    — Правда, последнее время Кержаков больше выяснял отношения с тренером через социальные сети, чем подавал пример бомбардирского искусства Шейдаеву. Вообще это правильно — выносить на публику свои обиды и недопонимание?
    — Не знаю всей ситуации, поэтому не готов комментировать.

    — Но вы не станете отрицать, что Кержаков играет мало?
    — Верно. И все же выскажу свое мнение. Футбольный коллектив — тонкая материя. Здесь существуют интересы не только команды, но и отдельных личностей. Однако тренер — единственный человек, который отвечает за результат. Другое дело, что Кержаков сделал для «Зенита» очень много…

    —… Хотите сказать, что Виллаш-Боаш должен идти на какие-то уступки форварду?
    — Нет. Речь идет о понимании каких-то ситуаций. Все остальное должно определяться в тренировочном процессе.

    — В 2006 году Кержаков покинул «Зенита» на фоне конфликта с Диком Адвокатом
    — Параллелей с нынешней ситуацией проводить не стоит. Я тогда работал в команде. Саша очень хотел уехать в Европу, а Дик, только что возглавивший «Зенит», предъявлял игрокам очень жесткие требования. Не все их сразу восприняли. Сейчас, как я понимаю, Кержаков никуда не собирается уходить из «Зенита». Поэтому нужно успокоиться и работать в межсезонье.

    В Лиге Европы нужно ставить максимальные задачи

    — Кстати, о межсезонье. Едва оно стартует, как во всех источниках начинается выброс информации, слухов, как хотите — так и называйте. Наверняка, слышали о масштабной зенитовской распродаже?
    — Не верил и не верю этим слухам. «Зенит» все-таки довольно прочно стоял на ногах последние годы. Да, экономическая ситуация не самая благоприятная. Но это не повод распродавать команду. Полагаю, к февральским матчам Лиги Европы никто из лидеров не покинет «Зенит».

    — В июне заканчиваются контракты у Анатолия Тимощука, Данни и Андрея Аршавина. Уже сегодня они могут вести переговоры с любыми клубами. Как думаете, руководству «Зенита» следует активизироваться, чтобы продлить контракты с этими футболистами?
    — По поводу Данни, мне сложно понять какие планы у руководства и тренеров. Возможно, кого-то видят на его место? Опять же появится шанс у молодежи. Аршавин и Тимощук? Понимаете, все мы проходили этот период. Время на месте не стоит. Сперва ты молодой и перспективный, потом наступает период расцвета, а затем, не успеваешь оглянуться, как становишься ветераном. Такие качества, как скорость и выносливость, сложно поддерживать с возрастом. Виллаш-Боаш выбирает игроков, способных отыграть все 90 минут.

    — Хотя, положа руку на сердце, ни Аршавин, ни тем более Тимощук не выглядели слабее своих конкурентов.
    — «Зенит» участвует в разных турнирах. Одно дело игры с аутсайдерами и командами второй половины таблицы премьер-лиги. Совсем другое — Лига чемпионов.

    — Традиционный вопрос: «Зенит» на семь очков опережает ближайшего преследователя в чемпионате России, а команду нещадно критикуют. В чем противоречия?
    — Думаю, речь идет об игре! В команде, мне кажется, нарушен баланс. Оборону удалось укрепить, здесь прибавилось надежности. Но вот в атаке команда смотрится неубедительно. Любой болельщик вспомнит стиль «Зенита» за последние десять лет. Он был направлен на атаку. Так происходило и при Петржеле, и при Адвокате, и при Спаллетти. Пять человек всегда участвовало в атакующих действиях. Сейчас команда окончательно перешла на игру в два опорных полузащитника, и наметился крен в сторону обороны. В Европе это результата не принесло.

    — Европейская кампания еще далека до завершения. Первая мысль, когда узнали итоги жеребьевки 1/16 финала Лиги Европы: опять повезло?
    — ПСВ — не худший вариант на этом этапе. Кого мог выбрать жребий? «Рому», «Севилью», «Тоттенхэм», Ливерпуль», «Вольфсбург». Хотя акцент я бы делал на подготовке «Зенита». Первые официальные матчи сезона в феврале всегда несут определенные нюансы. За девять лет работы в тренерском штабе, четыре межсезонья мы готовились к еврокубкам. И, скажу вам, форсированная подготовка кардинальным образом отличалась от обычной. Тем не менее, первый раунд «Зенит» всегда проходил. Вспомните «Русенборг», «Вильярреал», «Штутгарт», «Янг Бойз».

    — Есть, к слову, еще один щекотливый момент. Лигу Европы вроде бы называют и «второсортным турниром», и «утешительным», «Зенит» же стремится в топ-десятку, в гранды… Не кажется ли вам, что команде может просто не хватить мотивации продвигаться выше и выше?
    — Опять же, кто называет? Журналисты? Мне эти разговоры непонятны. Лига Европы, а раньше Кубок УЕФА, — престижнейший турнир. Я не могу забыть финал 2013 года, когда «Челси» в сверхдраматичном матче обыграл «Бенфику», забив победный мяч на последней минуте. Сколько эмоций, сколько страсти было у англичан. Надеюсь, их вы относите к топ-клубам? «Челси» на тот момент был действующим победителем Лиги чемпионов и бился за победу в Лиге Европы! Еще доводилось слышать задачу: дойти до четвертьфинала Лиги чемпионов! А затем, что, проиграть?! Куда престижнее выиграть Лигу Европы и навсегда войти в историю, как сделала наша команда в 2008-м. Уверен, сегодняшний «Зенит» должен ставить максимальные задачи в еврокубке!

    — Максимальные задачи… В следующем году исполнится десять лет, как Газпром финансирует футбольный клуб. Но «Зенит» очень далек от победы в Лиге чемпионов. Хотя руководство декларировало такую цель.
    — Выскажу свое мнение, на данный момент нет предпосылок для победы «Зенита» в Лиге чемпионов.

    Тренер играет черными фигурами

    — Каждый человек загадывает желание в новогоднюю ночь. Прежде всего, здоровья — себе и своим близким. Вы что-то загадали помимо этого?
    — Понимаю куда вы клоните (улыбается). Не скрою, хотелось бы вернуться к тренерской работе. Но… Я бы провел параллель с шахматами. Тренер всегда начинает партию черными фигурами.

    — А белыми?
    — Первый ход всегда делает руководство, проще говоря, — работодатель.

    — Что хотите со мной делайте, но не поверю в отсутствие предложений у заслуженного тренера России!
    — Предложения были. Однако от работы я хочу получать еще и удовольствие! Так вот, я задавал себе вопрос: «Уверен ли ты, что в такой-то команде будешь получать удовольствие?»

    — И что же?
    — Ни разу не смог ответить положительно.

    — Может быть, вопрос в географии? Ждете предложений из Петербурга?
    — Отнюдь. Я же работал в Тюмени (в 2001-2002 годах. — «Спорт День за Днем») и сейчас спокойно бы отправился в другой регион. Питер — город маленький (улыбается), здесь не так много рабочих мест.

    — У вас продолжает действовать тренерская лицензия PRO?
    — Да, лицензию я продлил на три года. Так что могу работать главным тренером в любом российском дивизионе, включая и премьер-лигу.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров