Готовясь к локауту, который может начаться уже летом, миллионеры от баскетбола учатся экономить. Затягивать пояса получается пока далеко не у всех.
Брендон Дженнингс, разыгрывающий защитник из «Милуоки Бакс», заработал в прошлом году немалые для первого сезона в Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) деньги – $ 2,2 млн. Казалось бы, 21-летний молодой человек с такими доходами может себе позволить какую-нибудь крутую тачку, которые так любят спортивные звезды. Однако Брендон ездит на скромном Ford Edge, который стоит всего-навсего $ 26 тыс., и немало этим гордится.
Атакующий защитник «Нью-Йорк Никс» Роджер Мэйсон – младший недавно признался, что продал дорогой Bentley и теперь ездит на… подержанном Cadillac Escalade.
Когда форварду Джеймсу Джонсу из «Майами Хит» нужно поддерживать форму во время отпуска или залечить травму, он не нанимает за большие деньги личного тренера или физиотерапевта, а бесплатно пользуется клубными специалистами.
Эти и немало других примеров вовсе не причуды баскетбольных звезд, а новая мода, набирающая силу благодаря профсоюзу игроков АИНБА – Ассоциации игроков НБА.
«Приближается локаут, – объясняет свой незвездный поступок Джеймс Джонс,– и я не собираюсь платить большие деньги человеку только за то, что он будет мне час делать массаж».
«Вероятность локаута очень высока, – соглашается с ним исполнительный директор профсоюза игроков Билли Хантер. – Я оцениваю ее в 99 % и готовлюсь к локауту, потому что иного выхода не вижу».
Дровосеки из НБА
Срок действия вступившего в силу с 30 июля 2006 года коллективного соглашения между НБА и АИНБА истекает в 00:00 часов 30 июня 2011 года, задолго до начала сезона-2011/12. Большинство специалистов сходятся во мнении, что владельцы лиги объявят в этот день локаут, потому что разногласия между ними и игроками кажутся (сейчас, по крайней мере) непреодолимыми. Главный вопрос в данный момент заключается даже не столько в том, состоится ли локаут, а сколько в том, как долго он продлится.
Лига и профсоюз игроков в четвертый раз оказываются в подобной ситуации. Первые два локаута можно считать пробой сил – в 1995 году чемпионат останавливался на три месяца, а в 1996-м – на чисто символические пару часов. А вот в сезоне-1998/99 баскетболистам пришлось отдыхать без малого семь месяцев – 204 дня.
Так же, как три предыдущих раза, камнем преткновения в нынешних отношениях между владельцами лиги и игроками являются деньги. Так же, как десять с небольшим лет назад, стороны придерживаются диаметрально противоположных взглядов на дележ доходов НБА (денег от продажи билетов, инвентаря и сувениров, прав на телетрансляции и т. д.). Баскетбольные чиновники считают, что игроки получают неоправданно высокие зарплаты, а баскетболисты, естественно, уверены, что им платят мало.
Свое отношение к давнишним спорам о зарплатах Патрик Юинг, президент профсоюза игроков во время прошлого локаута, выразил следующей крылатой фразой: «Да, мы много зарабатываем, но мы и много тратим».
Ограничения на фонд заработной платы в НБА введены еще в 1984 году, но в них, как и в каждом законе и правиле, имеются лазейки, которыми пользуются команды, чтобы превысить разрешенный лимит. Одна из них – «исключение Ларри Берда», названная в честь знаменитого баскетболиста, который первым воспользовался послаблением, разрешающим клубам тратить неограниченные суммы на заключение новых контрактов со своими игроками. Если же клубы превышают лимит, то платят за превышение налог в сумме 100 % превышения.
Руководство НБА тревожит, что клубы НБА несут большие убытки.
«Мы платим игрокам по 57 центов с каждого доллара, – говорит заместитель президента НБА Адам Силвер, – и, несмотря на рекордные продажи билетов и рост других доходов, несем большие потери. В прошлом сезоне наши убытки составили примерно $ 380 млн, а в этом мы их прогнозируем в размере $ 340–350 млн. Изменить законы экономики невозможно. Мы не можем платить игрокам такие огромные зарплаты».
По действующему коллективному соглашению минимальный размер оплаты труда для новичка лиги составляет $ 762 195, а МРОТ спортсмена, играющего четвертый год (именно четыре года считаются средней продолжительностью карьеры баскетболиста НБА) – $ 915 852. Суммарный же фонд зарплаты игроков НБА достиг в прошлом сезоне $ 2,1 млрд.
О каких суммах идет речь, можно судить по следующим примерам. Тони Паркер, которому всего-то 28 лет, недавно продлил контракт с «Сан-Антонио Сперс» на четыре года. Его сумма составила $ 50 млн.
Президент НБА Дэвид Стерн считает, что 57 % доходов, получаемых игроками, чересчур много. Действительно, отчисления игрокам в НФЛ и НХЛ ниже, чем в НБА.
НБА предлагает понизить минимальные размеры оплаты труда разных категорий баскетболистов и объясняет, что даже при 30-процентном снижении (идеальном, по ее мнению) они будут получать значительно больше средних американцев и останутся очень богатыми и при этом очень молодыми людьми.
Сокращение зарплат, конечно, самый простой и радикальный, но не единственный способ экономии. Можно еще сократить, например, количество команд и количество игр. Тогда значимость каждого матча повысится, увеличатся доходы от продажи билетов. Однако руководство лиги не хочет идти по этому пути, потому что считает необходимым увеличивать число игр и число клубов.
В отличие от НФЛ, в деятельности которой на первом месте всегда стояли клубы, НБА с самого начала своего существования делала ставку на игроков. Поэтому сейчас позиция ее руководства выглядит по меньшей мере двусмысленной, так как лига полностью зависит от маркетинговой ценности своих звезд. Создается впечатление, что функционеры рубят сук, на котором сидят.
Не стоит забывать и того, что НБА только-только пришла в себя после локаута 1999 года и новый простой, особенно если он сильно затянется, может оказаться для нее роковым.
Жизнь по дешевке
Профсоюз игроков предпринимает меры, чтобы в случае неподписания коллективного соглашения, когда его члены перестанут получать зарплату, им так же, как большинству их коллег во время последнего локаута, не пришлось, чтобы расплатиться с долгами, продавать дома, лимузины и прочее имущество. В лиге, где нормой являются алмазные серьги величиной с голубиное яйцо и где чемоданы не считаются чемоданами, если на них не стоят буквы LV (Louis Vuitton), сейчас стараются привить мультимиллионерам вкус к экономной жизни.
Примером нового отношения к деньгам в НБА считается Брендан Райт, форвард «Голден Стейт Уорриорз», который, несмотря на годовую зарплату $ 11 млн, имеет всего лишь один BMW и один дом в Нэшвилле, штат Теннеси, в котором живут его родные. Экономит он на всем, в т. ч. и на питании, предпочитая дорогой ресторанной еде дешевые «вкусные сэндвичи». В том случае, если он начнет много тратить, финансовые советники обязаны, по его словам, поставить его на место и ограничить расходы.
«Дешевая жизнь, – уверен Брендан, – самая лучшая жизнь».
Но Райт является одним из немногочисленных игроков НБА, которые понимают грозящую опасность. Типичным же представителем НБА можно считать Джея Джея Хиксона из «Кливленд Кавальерс». Когда 22-летнего форварда спросили, как он готовится к локауту, он ответил: «Я совершенно не умею экономить».
Большинство баскетболистов, выходцев из бедных негритянских семей, едва сводивших концы с концами, не строят планов на черный день и живут днем сегодняшним. Они так же, как 11 лет назад, не знают или не хотят поверить, что после того, как перестанут поступать чеки с зарплатой, счета по многочисленным закладным на недвижимость и машинам, купленным в рассрочку, будут приходить с завидной регулярностью.
Чтобы локаут не застал членов АИНБА так же, как в 1999 году, врасплох, Билли Хантер уже второй год рассылает им листовки с настоятельным советом сокращать расходы. Разыгрывающий защитник из «Лос-Анджелес Лейкерс» Дерек Фишер, по совместительству президент профсоюза игроков, рассылает коллегам по электронной почте подкасты о надвигающемся локауте. В подготовленной профсоюзом инструкции миллионерам советуют, как экономить деньги. Например, не покупать, а снимать жилье, что обходится значительно дешевле; отказаться от покупок дорогих машин вообще или хотя бы приобретать их меньше и т. д.
Атакующий защитник «Нью-Джерси Нетс» Джордан Фармар из тех, кто знает цену каждому центу, потому что не хочет жить как те, «кто зарабатывает миллионы долларов и при этом живет от зарплаты до зарплаты». Едва ли не первой финансовой операцией Фармара стала покупка нескольких домов и квартир в Лос-Анджелесе, чтобы «деньги работали».
Несмотря на то, что предсказать исход борьбы между НБА и АИНБА невозможно, одно ясно уже сейчас: в этом, как и в любом другом спортивном конфликте, победителей не будет. Будут только проигравшие, так как и болельщики, и спонсоры за месяцы простоя баскетболистов могут охладеть к этой замечательной игре. Это станет и для владельцев лиги, и для игроков катастрофой, потому что делить тогда будет просто нечего.