Петербургский актер и музыкант Александр Дьяченко — настоящий фанат хоккея. Заливал катки в детстве, играл хоккеиста в культовом «Брате-2» и даже занимался некоторое время хоккейным менеджментом в США, а сейчас играет в любительских матчах, в том числе в родном Петербурге. «Спорт День за Днем» узнал у профессионала, почему так трудно снять высококлассное спортивное кино и с чего начинается хоккейная команда.
В США деликатнее, в России жестче
— Среди актеров полно любителей футбола, но хоккеисты встречаются реже. Как вы попали на лед?
— У меня это с детства. Калининский район, Бестужевская улица. Там я жил — на пересечении с Пискаревским проспектом. В те времена еще были настоящие холодные зимы. И катки во дворах. Мы их сами строили, заливали, катались, прогуливая уроки. Сразу после школы — лед, лед, лед! Я был советским ребенком. Для нас хоккей очень много значит. Пожалуй, он был главным времяпре-провождением тогда. А с футболом мы хоккей совмещали. Летом пинали мяч, зимой гоняли шайбу. Позже моя семья переехала в Красное Село, и хоккей в моей жизни «взял паузу». Там были другие виды спорта.
— Бокс, например?
— Нет, дзюдо, ручной мяч, баскетбол… Я, наверное, все на свете перепробовал, а вернулся к хоккею, когда на какое-то время поселился в США. Конечно, профессионалом не стал, оставался любителем, но относился к тренировкам как полупрофессионал. Катался минимум четыре раза в неделю.
— Вы побывали на маленьких американских площадках и наших больших. Где более творческая атмосфера?
— На маленьких динамика выше и, как ни странно, больше затраты сил, но дело вовсе не в размере площадки. Дело в раздевалке! В каждой из них своя атмосфера, которую очень интересно наблюдать. У любой команды свои штучки, прелести и секреты. Как театр начинается с вешалки, так хоккей начинается с раздевалки. В любом творчестве должен быть ответ на главный вопрос: зачем? Ответ хоккеиста — играем затем, чтобы забить гол. Поэтому самое красивое в хоккее — артистично забитая шайба. Высокое умение забивать отличает самых выдающихся игроков.
— Есть актерские байки из гримерных, а из хоккейной раздевалки?
— Что происходит в хоккейной раздевалке — там и должно оставаться! Это мужские дела. Есть команды, которые более чем серьезно относятся к играм. У них всегда царит сосредоточенность, фокусировка на цели. Есть те, где иная, веселая атмосфера. В плане шуток в Америке люди деликатнее, чем в России. У нас шутки жестче! Когда пацаны собираются вместе, кругом боевой дух, тогда хочется заниматься этой игрой. Выезжать в другие города, знакомиться с новыми людьми и командами. Забивать голы и желательно не пропускать.
— Если бы актеры или герои из «Брата-2» были хоккеистами, как бы распределились амплуа? Вратарь, защитник, форвард?
— Ха! Прежде всего герой Виктора Сухорукова, или сам Витя Сухоруков, был бы тренером. Стоял бы на мостике и посылал людей в атаку.
— Потому что он самый умный?
— Скорее, потому что этот герой по своему характеру склонен отсиживаться на тыловых позициях.
— А Данила?
— Данила, разумеется, центрфорвард, причем такой, что успевает организовать атаку и оттягиваться назад, чтобы помочь защитникам.
— И работать на вбрасываниях.
— Безусловно! Он был бы первым у ворот соперника и первым в поддержке защиты. А что касается самих защитников, которые должны выполнять черновую работу… Наверное, это те два украинца, которые стояли в аэропорту и встречали Сухорукова. Они бы ложились под шайбы.
Как сыграть Якушева
— У вас был шанс стать спортсменом, а позже работать в спортивном бизнесе. Не жалеете, что выбрали актерскую профессию?
— Не расходую энергию на сослагательное наклонение. В моей жизни есть хоккей — и это здорово. Это радость. Мне достаточно того уровня занятий спортом, который есть. А то, чем я занимаюсь профессионально, это мое любимое дело и профессия, которая меня устраивает во всех отношениях.
— А хочется сыграть в фильме о спорте, как сейчас делают многие молодые российские актеры?
— Конечно. Все зависит от сценария, сюжета. Для меня важно, насколько эта история «поднимет души» людям. Кого бы я сыграл? Огромная плеяда, перечислять всех нет смысла.
— Но первая роль, которая приходит в голову?
— Александр Сергеевич Якушев. Один из самых авторитетных хоккеистов в мире. Абсолютная икона советского спорта.
— Вам понравилась «Легенда № 17»?
— Что сказать… Кино хорошее, правильное. Главное, что зритель его встретил исключительно тепло, а именно ради этого картина снималась. Тарасов и Харламов не похожи на свои реальные образы. Наверное, это не так уж и важно. Или важно? Не знаю. В любом случае тот же Тарасов — это легенда, особенный образ, нарисованный его цитатами, линией поведения и так далее. Бери все это и играй.
— Почему спортивные фильмы так тяжело даются режиссерам? Казалось бы, спорт сам по себе — картинка. Все события сняты на камеру заранее.
— Нет индустрии спортивного кино как таковой. Не только в России, но и в мире. Есть единичные проекты. Насколько я знаю, Ирина Роднина сейчас делает очень благородное дело, занимаясь организацией фестиваля спортивного кино. Я прекрасно представляю, насколько ей тяжело, потому что спортивного кино так мало. Штучный товар. У режиссеров немного шансов набить себе руку в этом жанре. Обычно им приходится применять некие новаторские подходы. Хочется видеть больше спортивного кино, потому что спортивные темы всегда на острие. Спорт дает главное — героя. Зритель следит за тем, какие герой принимает решения. Как он поступит. В спорте этот момент исключительно обострен.
— Спортсмен — идеальный киногерой?
— Конечно.
— К сожалению, не все в это верят после допинговых скандалов. Как вы утешите российских болельщиков перед Новым годом?
— Я желаю всем душевного спокойствия и здоровья в будущем году и далее. А что касается наших проблем в спорте… Думаю, это временное явление. Все будет зависеть от того, какие результаты мы будем показывать в будущем. Уверен, мы будем гордиться нашими спортсменами. Выйдем на тот уровень, когда весь мир увидит, что наши спортсмены— лучшие в мире. Очень важно гордиться их достижениями.
— Но как же сохранять душевное спокойствие сейчас, когда медали отбирают?
— Сейчас следует думать о новогодних праздниках, мандаринах, елках. Встречать Новый год и поменьше расстраиваться!