Начну с напоминания. В четверг, 28 декабря в широкий российский прокат выходит баскетбольная историческая драма «Движение вверх», посвященная победе нашей сборной на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене. Она была добыта в противостоянии с американцами, не проигрывавшими никому в течение 36 лет. Спортивная общественность страны замерла. Большая ее часть — в предвкушении удовольствия, меньшая — теряется в догадках. Во что киношники в очередной раз превратят предмет нашей гордости? Москва при этом — в расслабленном состоянии, Петербург — в перенапряжении.
Москвичи рассчитывают на то, что герою матча Сергею Белову (ЦСКА), принесшему своей команде в том матче 20 очков из 51-го, будет уделено наибольшее внимание. Да и как иначе, ведь в основу фильма легла автобиографическая книга самого Сергея Белова «Движение вверх». Петербуржцы уповают на двух ленинградских спартаковцев сразу. На главного тренера сборной Владимира Петровича Кондрашина и нападающего Александра Белова, поставившего победную точку. Между ними — еще один герой того легендарного 3-секундного эпизода — Иван Едешко (ЦСКА), выступивший консультантом фильма. Именно он сделал фантастическую верховую передачу через всю площадку на Александра Белова, забросившего победный мяч. Кто же перевесит? Однако ожидание ответа на этот вопрос перебивает другое сомнение. Не допустят ли создатели фильма вольности в работе с историческим материалом?
Иван Едешко уже высказал в прессе озабоченность в отношении маленького роста актеров. «Какие из них баскетболисты?!» — воскликнул он. В ответ на другие его возражения звучала фраза: «Иван Иванович, это художественный фильм!». Достаточно спорным выглядит утверждение еще одного консультанта картины Александра Белова, сына Сергея. Он посоветовал зрителям, ищущим документальности, посмотреть ту игру в интернете. Тогда зачем смотреть фильм?
Участнику того матча Алжану Жармухамедову (ЦСКА) фильм очень понравился, но некоторые события, показанные в нем, он посчитал выдумкой. Сборная СССР во время визита в США не соревновалась с дворовыми ребятами. И в те времена забивали гораздо меньше мячей в прыжке сверху. К сведению читателей: в финале Олимпиады-72 слэм-данк был всего один, а в фильме их — штук двадцать.
Мэтр нашего баскетбола телекомментатор Владимир Гомельский обратил внимание на то, что Владимир Кондрашин не собирал деньги на лечение сына, а Модестас Паулаускас («Жальгирис») не изъявлял желания остаться в Германии: «Это притянуто за уши. Они не знали его биографии и придумали литовца, который ненавидит Советский Союз». Но все это — лишь частности, которые совсем не замедляют наш ход к кассам кинотеатров. Тем более, что в ноябре фильм приняли на-ура на Московском кинорынке, а неделю назад на гала-показе в кинотеатре «Октябрь» овации звучали во время сеанса постоянно. В финале весь зал дружно встал и аплодировал стоя. К сведению скептиков: плохой фильм так не встречают.