• Декабрьские тезисы Мутко

    Репортаж с пресс-конференции министра спорта РФ и президента РФС
    Декабрьские тезисы Мутко - фото

    Фото: пресс-центр ФЦП

    Не только главе государства свойственно проводить в декабре большую пресс-конференцию. В последнюю пятницу уходящего года спортивный министр — и в одном лице президент Российского футбольного союза — Виталий Мутко почти два часа отвечал на вопросы журналистов, подводя итоги 2015-го и заглядывая за кулисы года наступающего.

    От ФЦП до ГТО

    Пообещав в самом начале брифинга о том, что он постарается сократить вводную часть до формата «в двух словах», чтобы побольше времени отдать общению с представителями СМИ, Виталий Леонтьевич все-таки съехал на привычную колею. Резюмируя закрывающуюся с первым ударом новогодних курантов Федеральную целевую программу развития спорта на 2006-2015 годы, министр беспрерывно говорил минут десять. Затем пресс-конференцию пришлось прервать, потому что «бывают такие телефонные звонки, на которые нельзя не ответить, где бы я ни находился».

    На сегодня 30 процентов граждан страны (примерно 31 миллион человек) регулярно занимаются спортом.

    За те три-четыре минуты, что Мутко отсутствовал, можно было переварить ключевые тезисы вводной части. Например, что уходящий год был в целом позитивным для нашего спорта. Или что на сегодня 30 процентов граждан страны (примерно 31 миллион человек) регулярно занимаются спортом. Или то, что за время действия ФЦП в России построено 1533 спортсооружения.

    Ответив на важный звонок, министр анонсировал новую Федеральную целевую программу — теперь сроком до 2020 года. Одним из ее приоритетов станет строительство спортивных объектов стоимостью не более 100 миллионов рублей каждый. Уже подписаны договора на возведение подобных спорткомплексов в 53 регионах России. Кроме того, особое внимание будет уделено созданию так называемых «точек роста» — центров подготовки национальных сборных по тем видам спорта, которые исторически развиты в том или ином регионе. Также обещано строить ежегодно по 80 футбольных полей, к которым также добавится возведение манежей для нужд самого популярного вида спорта.

    По прошествии двадцати минут Виталий Леонтьевич завершил-таки свой пролог, напомнив, что со следующего года Минспорт начинает внедрять комплекс ГТО — пока в образовательных учреждениях, а с 2017 года каждый сможет сдать нормативы в удобное для себя время. Обязательным комплекс ГТО в школах не будет, но руководители спорта стремятся к тому, чтобы дети сами хотели сдать эти нормативы. Ведь этот тест на физическое развитие школьника дает возможность судить о физическом состоянии всей нации.

    Когда же дело наконец дошло до общения в формате «вопрос — ответ», тематика диалога получилась весьма разнообразной.

    О скандале вокруг ФИФА

    Более транспарентную организацию, чем ФИФА, мне сложно представить.

    — Как вы прокомментируете заявления британских журналистов, что получение Россией права проведения ЧМ-2018 напрямую связано с коррупционными скандалами в ФИФА?
    — Для подобных заявлений нет никаких оснований. То, что говорят о ФИФА, не соответствует действительности. Это сильная независимая федерация, ее бюджет — порядка пяти миллиардов долларов. Более транспарентную организацию мне сложно представить. Наши британские коллеги считают, что они мерила совести и чести. Но давайте вспомним, что за Англию при выборе места проведения ЧМ-2018 проголосовал всего один человек. Я еще могу понять американцев, которым не хватило три голоса для получения чемпионата мира-2022. Кроме того, сейчас на конгрессе ФИФА почему-то представитель Британии не выдвигается на пост главы международной федерации.

    Да, безусловно, в ФИФА накопился ряд проблем. Но она способна самостоятельно реформироваться. 26 февраля пройдет конгресс, на котором, надеюсь, все проблемы будет решены. Будут рассмотрены более десяти предложений по реорганизации ФИФА. Поэтому нельзя попадать под давление британских СМИ, но заниматься проблемой очищения ФИФА, безусловно, необходимо.

    И давайте учитывать тот факт, что везде существует человеческий фактор. Вот я приезжаю на исполком ФИФА, и второй раз подряд там арестовывают представителя южноамериканской конфедерации — мы даже с ними познакомиться не успеваем. И что, ФИФА в этом виновата?

    Уверен, что ФИФА в сложившейся непростой ситуации должна выстоять, поскольку это могущественная организация. Она делает для мирового футбола очень многое, поэтому и критикуема.

    Посмотрите, за что в Швейцарии дают восемь лет. А главу УЕФА на такой срок отстраняют от футбола!

    — Как вы относитесь к отстранению Йозефа Блаттера и Мишеля Платини от футбольной деятельности на восемь лет?
    — С сожалением отношусь, но не могу давать оценки комитету по этике ФИФА, который и принял это решение. Надеюсь, что 26 февраля на конгрессе международной федерации представители этого комитета расскажут, почему были применены такие суровые санкции. Блаттер отдал ФИФА, мировому футболу 40 лет, и его откровенно жаль. То же самое можно сказать и о великом футболисте Платини. Посмотрите, за что в Швейцарии дают восемь лет. А главу УЕФА на такой срок отстраняют от футбола!

    О допинге и реформировании РУСАДА

    — Всероссийская федерация легкой атлетики уже реформируется. Определены 11 позиций, по которым нужно провести реформы. Внеочередная конференция ВФЛА будет проведена 16 января, и ни один представитель прежней федерации не войдет в руководство нового органа. Параллельно временный комитет ОКР во главе с Геннадием Алешиным занимается изучением каждого случая применения допинга. Новые устав и структура ВФЛА будут рассмотрены IAAF, предварительная дата — 27 марта, когда состоится плановое заседание совета Международной федерации легкой атлетики.

    Каждый спортсмен, претендующий на поездку в Рио, должен проходить тестирование не реже трех раз в месяц.

    Нужно понимать, что допинг — не проблема только легкой атлетики, и не только проблема России. Мы готовы на добросовестной основе произвести перезагрузку всей системы. Всегда говорю по этому поводу: поставьте мне знак ОТК — и несите полную ответственность. Каждый спортсмен, претендующий на поездку в Рио, должен проходить тестирование не реже трех раз в месяц.

    По реформированию РУСАДА мы тоже начали работу, сделали дорожную карту. Частично права этой организации уже возвращены, единственная ликвидированная в ее структуре служба — заборщики проб. Вместо них будут работать британские специалисты. Со своей стороны мы ничего не можем контролировать, остается только доверять. Хотел бы добавить, что лаборатория у нас прекрасная, по количеству взятых проб (18 тысяч) она занимает второе место после Кельнской (22 тысячи). Жаль, что нашу антидопинговую систему не оценили, а ведь она по пятибалльной системе заслуживает «шестерки». Ничего, кроме «congratulations», я не слышал по этому поводу.

    Нужно ведь понимать, что когда вы берете большее количество проб, естественно, у вас и больше случаев отстранений спортсменов. Между тем впереди России по показателю положительных проб 53 страны, но там никаких специальных комиссий никто почему-то не создает.

    В общем, проблема допинга — это общемировая проблема. И это проблема личная, ведь никто спортсмена принимать стимуляторы не заставляет.

    О скандале вокруг тяжелоатлета Алексея Ловчева

    — Здесь сложно что-то комментировать, после ЧМ по тяжелой атлетике уже 17 спортсменов временно отстранены. Но когда человеку вручается медаль, а потом начинаются разбирательства, мне это непонятно. Ведь уже прошло какое-то время — что, лаборатория на чемпионате мира некачественно работает? Сейчас вот начали «трясти» российских участников ЧМ по легкой атлетике 2005 года в Хельсинки — кому это надо? Многие люди за эти десять лет и спорт уже бросили, все забыли, а начинаются какие-то проверки. Это какой-то тренд, что ли? Самые незащищенные люди в подобных ситуациях, конечно, спортсмены. Но если у них в голове не будет четкого осознания, что без допинга можно побеждать, то ничего хорошего мы не добьемся.

    Возвращаясь к Ловчеву, подчеркну, что пока не вынесено окончательное решение, будем Алексея всячески поддерживать. У него незадолго до мирового первенства было серьезное повреждение — разрыв связки, и для лечения нужно было использовать препарат, относящийся к числу запрещенных. Вроде бы это было официально декларировано. Теперь нужно ждать вскрытия пробы B и реакции самого спортсмена. Но обещаю, что этот случай мы из поля зрения не упустим.

    А вообще вынужден констатировать, что в связку «личный тренер — спортсмен» очень сложно проникнуть. Отсюда и многие проблемы с допингом.

    Футбольный блиц

    — Вы говорили, что вас очень волнует судьба Игоря Денисова и Романа Широкова, которые лишены игровой практики перед Евро-2016. Будете общаться с руководителями клубов, за которые выступают эти игроки сборной России?
    — Буду.

    — Тренировочный сбор в Швейцарии перед Евро-2016 — окончательный вариант?
    — Нет, это один из вариантов. Леонид Слуцкий вернется из отпуска, тогда все и обсудим.

    — Планируется ли изменение лимита на легионеров на следующий сезон?
    — Будем обсуждать этот вопрос.

    — Возможен ли перенос финала Кубка России с 29 мая на более ранний срок?
    — Да, возможен.

    — Сейчас идут разговоры о возможной натурализации Романа Нойштедтера с перспективой привлечения его в российскую сборную. Вы с самим футболистом эту тему не обсуждали?
    — Нет, с Романом Нойштедтером я не встречался.

    — В ближайшее время возможно возвращение системы «весна — осень» в российском футболе?
    — Нет, этот вопрос сейчас не обсуждается.

    О ситуации в российском баскетболе

    — Первые шаги нового руководства РФБ я бы назвал положительными, главное, что наша федерация уже восстановлена в правах на международной арене. Огорчает только то, что впервые за долгие годы мы не будем представлены в баскетболе на Олимпиаде в Рио. Если говорить о финансовой ситуации, то надо исходить из того, что РФБ — общественная организация, и ее долги — это не долги прежнего руководства как физических лиц. У меня, когда я снова пришел в РФС, еще сложнее была ситуация, и я тоже задавал себе вопросы, как с этим разбираться. Если в этих долгах нет «криминального следа», а только неграмотное использование средств, например, решение провести празднование столетия футбола с широким размахом, то нужно самим пытаться выходить из тяжелого положения.

    Порой нужно еще больше денег вкладывать, несмотря на отсутствие результата.

    Вот я помню, как меня оценивали после Ванкувера-2010: делили затраченные на подготовку к Играм деньги на количество медалей. А порой ведь нужно еще больше денег вкладывать, несмотря на отсутствие результата. Как мы, кстати, и делали с зимними видами спорта: создавали по два-три состава сборных, подтягивали резервы, и это дало результат в Сочи.

    Знаете, в футболе были нередки случаи, когда люди легко банкротили один клуб и тут же на его месте создавали другой — почти с таким же названием. Так вот мы хотим запретить таким людям заниматься менеджерской деятельностью, причем это касается не только футбола и не только клубов. Видимо, настает время серьезно заняться подготовкой менеджеров-управленцев в спорте, которые смогут хорошо руководить федерациями.

    О хоккее

    — После Игр в Сочи вы говорили, что с учетом показанных результатов нашу хоккейную федерацию следует расформировать…
    — Вы не совсем правильно поняли. Мы же в законе записали, что в течение шести месяцев после каждого олимпийского цикла федерация по любому виду спорта обязана провести отчетно-выборную конференцию. Исходим из того, что если у вида спорта нет результата на Играх, который официально указан в плане-прогнозе, то, по идее, руководство этой федерации должно само уходить в отставку. А получается так, что задача не выполнена, конференцию увозят куда-то на Дальний Восток, чтобы туда никто не добрался, и проводят выборы, опять себя любимых избирая. Да еще и накануне поработав с делегатами. И в течение четырех следующих лет начинают насиловать этот вид спорта.

    — Почему для матчей ЧМ-2016 по хоккею в Петербурге будет задействован не 12-тысячный Ледовый, а «Юбилейный», чья вместимость вдвое меньше? Очевидно, что рекорда посещаемости турнира из-за этого нам не достичь. И зачем нужен в Москве «ВТБ Ледовый дворец», если уже есть «Мегаспорт»?
    — За рекордами мы не гонимся. Одна из основных задач — оставлять и наследие после крупных соревнований. Если бы не было чемпионата мира в России, в Петербурге, то «Юбилейный» бы не отреставрировали. А поскольку там российская сборная играть не будет, то и супераншлагов не будет, не в обиду нашим соперникам будет сказано. Кроме того, у «Юбилейного» хорошая логистика, тренировочная арена, чем Ледовый не обладает. Что касается Москвы, то мы хотели дать толчок развитию микрорайона, где сейчас построен «ВТБ Ледовый дворец», созданию Музея отечественного хоккея. В Парке легенд будут построены гостиница, центр водных видов спорта, обустроен весь микрорайон, построены развязки. К тому же «Мегаспорт» на момент подачи заявки на проведение чемпионата мира и принятия окончательного решения по этому вопросу — в мае-июне нынешнего года — еще находился на ремонте. И только в ноябре вернулся в эксплуатацию. Билетная программа была запущена раньше, что тоже не позволяло рассчитывать на «Мегаспорт» как на арену чемпионата мира.

    О проблемных городах ЧМ-2018

    — Вы говорили, что наибольшие опасения при подготовке к ЧМ-2018 вызывают Калининград и Волгоград. Встречались ли вы с представителями этих городов?
    — Да, такие встречи состоялись. Что касается Калининграда, проблема снята. Она заключалась в том, что местное правительство самостоятельно разрабатывало проект строительства стадиона, и это была наша ошибка. Этот проект не смог пройти государственную экспертизу, из-за чего были потеряны время и темпы подготовки. Сейчас новый проект уже разработан и утвержден, проведена его экспертиза, подписан госконтракт и буквально сегодня оплачен аванс, и можно сказать, что активное строительство арены уже идет. По стройплощадке, правда, еще есть вопросы, но они будут решены в рабочем порядке. Подрядчик на этом объекте мощный, серьезный, зарекомендовал себя на Дальнем Востоке, надеюсь, в течение года он войдет в утвержденный график работ.

    В Волгограде непосредственно по стадиону было отставание около двух месяцев, но в ближайшее время оно должно быть устранено. Есть и другие вопросы, в частности, по размещению. Но больше всего нас беспокоит благоустройство самого города, состояние дорожной сети. Хотелось бы, чтобы местные власти постарались решить эти проблемы в том числе и с помощью собственных ресурсов.

    О судьбе Слуцкого

    С середины 2016 по 2018 год сборной России необходим освобожденный тренер. К домашнему чемпионату мира он должен всю работу принимать и вести сам, не перекладывая ее на помощников.

    — Леонид Слуцкий заявил, что после Евро-2016 точно не будет совмещать два поста. Его судьба как тренера сборной будет зависеть от результата, показанного на чемпионате Европы?
    — В спорте все зависит от результата. Но опять же: что мы понимаем под результатом? Это такой философский вопрос. Конечно, есть счет на табло, голы, секунды, медали. А есть результат в виде качества игры. Поражение поражению рознь. Бывает, что соперник объективно выше тебя классом, но по самоотдаче, по организации игры какие могут быть претензии? Все зависит от того, на каком уровне показанного футбола наша сборная будет находиться на Евро, как мы будем выглядеть и как будем играть. Но я могу подтвердить, что в период с середины 2016 по 2018 год сборной России необходим освобожденный тренер. К домашнему чемпионату мира он должен всю работу принимать и вести сам, не перекладывая ее на помощников.

    О манежах, пиве и открытых зарплатах

    — Почему в регионах с холодным климатом не строятся крытые стадионы?
    — Кое-где они у нас есть — например, СКК в Петербурге, но они же не используются! Понимаете, большой крытый футбольный стадион стоит сумасшедших денег. А откуда взять эти деньги, и кто должен строить? Вот сейчас на совете по спорту при президенте РФ мы рассмотрели вопрос возрождения подпрограммы развития футбола, но это же очень сложно осуществить. К примеру, такой манеж, как в Екатеринбурге, стоит порядка полутора миллиардов рублей, а в Красноярске и того больше. Хотя, безусловно, мы держим в уме, что такое решение проблемы проведения футбольных матчей в холодное время года может иметь место. Что касается манежей для клубов первого и второго дивизиона, мы уже со следующего года будем строить их на постоянной основе.

    — Пиво возвращается на стадионы вместе с его рекламой?
    — Я бы не сказал, что это однозначное решение. Правительству поручено еще раз продумать этот вопрос. Он ведь очень непростой, и лично я не могу однозначно сказать, что я за. Мы сделали первый шаг — разрешили рекламу пива на стадионах, но без использования в ней образов людей. А что касается продажи пива, это тонкий момент. Надо здесь все продумать.

    — Как думаете, следует ли сделать открытыми зарплаты наших ведущих спортсменов — футболистов, хоккеистов, баскетболистов?
    — Скажу так: потолки зарплат, наверное, стоит открыть. А личный контракт каждого топ-спортсмена должен остаться в тайне. Время сейчас не самое подходящее, чтобы обнародовать такие цифры. Экономическая ситуация в стране сложная… Наверное, никто не удивится, если в открытом доступе будет зарплата Месси. Понятно, что он и играет на эти деньги. А вот бюджеты клубов, процент, который тратится на заработную плату спортсменов, думаю, нужно открывать.

    Москва


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»