Депутат Госдумы и олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова в беседе с корреспондентом «Спорт День За Днем» Игорем НАЗАРЕНКО прокомментировала повышение возрастного ценза в фигурном катании.
Разговоры о повышении возрастного ценза в фигурном катании велись несколько лет. Одним из катализаторов данного решения выступил допинговый скандал с 15-летней Камилой Валиевой на ОИ-2022. Тогда спортсменку допустили до участия в соревнованиях из-за ее статуса несовершеннолетней.
За повышение возрастного ценза проголосовало 100 членов конгресса ISU, против – 16, два человека воздержались.
Возрастной порог будут увеличивать постепенно – в следующем сезоне возраст останется прежним (15 лет), в сезоне-2023/24 поднимется до 16 лет, а в сезоне-2024/25 – до 17.
–Как вы относитесь к поднятию возрастного ценза в фигурном катании? Не видите ли в этом решении политической подоплеки?
–Во-первых, я не вижу здесь политической подоплеки. Другие страны начали возмущаться еще давно и не из-за того, что сейчас происходит. А все из-за того, что уровень в ряде дисциплин, например в женском фигурном катании, намного выше, чем у всех остальных. И никто не может до нас допрыгнуть, в прямом смысле слова.
Не вижу здесь политической подоплеки благодаря тому, что они сделали постепенный переход: сначала 16, потом 17. Это никак не отразится на девочках, которых мы сейчас видим. Они так и пойдут по той программе, которая есть. Будут сложности для подрастающего поколения.
Но тут другая дилемма для международной федерации. Или нужно будет запрещать исполнять какие-то элементы в 15 лет или не оценивать их. Хочешь прыгать четверные – прыгай, но мы тебе не поставим завышенные баллы. Если упадешь – извини, будет считаться одинаково, как и при падении с тройного прыжка. Если технический комитет примет такое решение, юные спортсменки не будут идти на риск.
Если они этого не сделают, то получится так, что 15-тилетние будут делать прыжковые программы сложнее, чем 17-летние и 20-летние. И тогда к юниорскому чемпионату мира в женском фигурном катании будет больше приковано внимание, чем ко взрослому. Маленькие девчонки будут делать феноменальные вещи, а болельщику всегда хочется увидеть спорт высших достижений, высший результат.
Если ISU к этому готова, то будет такая реалия. И в этом ничего страшного нет, потому что мы будем спокойно выигрывать юниорские соревнования и этим же возрастом выходить во взрослые и демонстрировать хороший результат.
–Это решение может продлить карьеру возрастным фигуристкам, типа Елизаветы Туктамышевой?
–Туктамышева – просто умница при том, что находится в критическом возрасте для фигурного катания. В мировой практике не так много спортсменок, которые могли бы так долго выступать на таком уровне. Она демонстрирует, что такие возрастные, в понятии фигурного катания, спортсменки могут конкурировать за счет артистизма и стабильности.
Но несомненно, в таком возрасте физиологически тяжело прыгать столько четверных. Все равно в 17 лет девчонки будут прыгать высоко. И в 18 лет будут делать это легче, чем 24-летние.
Также Журова рассказала, что конькобежному спорту повышении верхней планки юниорского возраста пошло на пользу.
–Мне в свое время повезло в том плане, что международная федерация конькобежного спорта увеличила возраст до 19 лет в шорт-треке и конькобежном спорте. И это было супер, потому что у нас более поздний вид спорта. Не успевают у нас дети сформироваться в 16-17 лет. Только какие-то индивидуумы, способные конкурировать.
Я в сборной оказалась в 16 лет. В 17 была 12-ой, 18-ой на чемпионате мира. Но это исключение было. А когда подняли до 19, у меня появился шанс побеждать в юниорском возрасте и хорошо выглядеть во взрослом.