• Хиддинк — Going dutch

    29.12.07 16:03

    Хиддинк — Going dutch - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Спорить о том, кто в футбольной России стал главным героем 2007 года, наверное, нет смысла. Конечно, Гус Хиддинк — тренер, заставивший болельщиков поверить в сказку. Разве не чудесами были фантастическая победа россиян над английской сборной в Москве и невероятное спасение в последний игровой день отборочного турнира, когда подопечным Хиддинка вытащили счастливый билет честолюбивые хорваты, нежданно-негаданно обыгравшие на «Уэмбли» хозяев.

    Хиддинк пришел в сборную России уже корифеем, тренером мирового уровня, человеком, чей авторитет заставляет футбольных функционеров соглашаться на то, о чем они прежде и слушать бы не ­стали.

    Тренер — профессия, в которую большинство приходит уже зрелыми, сложившимися людьми. А что мы знаем о Хиддинке-человеке? Где корни этого «гражданина мира»? Как формировался его характер?

    К счастью российских любителей футбола, на днях вышла в свет книга «Хиддинк — Гус всемогущий», в которой можно найти ответы на эти вопросы.

    Автор биографии голландский журналист Мартен Мейер не специализируется на футбольной тематике, но это и стало его плюсом. Тренер не жалует спортивных репортеров, досаждавших ему на протяжении всей карьеры. Мейер же получил «доступ к телу» Хиддинка благодаря тому, что редактировал книгу об истории клуба ПСВ, в котором Хиддинк провел лучшие годы как игрок и сделал себе имя как тренер.

    Повествование Мейера начинается с рассказа о родине Хиддинка — восточной Голландии — и заканчивается австралийским периодом его карьеры. Дополняет книгу глава «Русский Хиддинк» о приключениях голландского коуча в нашей прекрасной стране, написанная журналистом «Спорта» Александром Лукьяновым. Редактором перевода выступил постоянный автор нашей газеты Алексей Дунаевский.

    Оригинальное название книги Going Dutch, и если пытаться перевести его буквально, то сталкиваешься с тем, что первое слово имеет слишком много значений — работающий, действующий, действительный, существующий, процветающий, преуспевающий. Так какой же в понимании автора dutch (голландец) Хиддинк?

    С первых же страниц становится ясно, что Хиддинк — голландец настоящий. Выходец из сельского района, где повсюду пасутся черно-белые коровы, а большинство жителей — «дерь­мовые фермеры», зарабатывающие на жизнь продажей навоза. Третий сын в семье, в которой было еще пять братьев, а отец, работавший сперва учителем, а потом директором школы, до 43 лет играл в местной любительской футбольной команде.

    Автор подробно, может показаться — даже чересчур подробно, рассказывает не только о детстве и юности Хиддинка, но и о его родителях, деде, братьях, соседях, земляках. Но многие детали очень важны. Например, что отец в годы нацистской оккупации участвовал в движении Сопротивления и укрывал евреев, рискуя жизнью. Понятно, почему Хиддинк потребовал убрать с трибуны баннер со свастикой, который руководство «Валенсии», где он тогда работал, позволяло вывешивать на трибуне, считая его приемлемым выражением политических взглядов ультраправых.

    Не менее важно узнать, какую музыку любил слушать Гус, будучи подростком, что было его любимыми забавами, кроме футбола, или что означают его имя и фамилия.

    Хиддинк-футболист не был суперзвездой, и рассказ о его карьере занимает не так много места, хотя он играл в футбол на профессиональном уровне до 36 лет. В формировании личности Гуса особую роль сыграли, по мнению автора (и самого тренера), два момента.

    Первый — «гастроли» в США, выступление за клубы Вашингтона и Сан-Хосе. Как признается Хиддинк:

    «Америка мне очень понравилась. Совершенно другой мир — страна абсолютной свободы. В Америке я раз и навсегда стал гражданином мира, впервые осознав, что значит мыслить глобально. Я понял, что можно быть открытым для многих влияний, не теряя при этом связи со своими корнями».

    Второй момент — работа будущего знаменитого тренера в школе для детей из неблагополучных семей, как сказали бы у нас, для «трудновоспитуемых подростков». Среди учеников Хиддинка были и малолетние преступники, хватавшиеся в приступах ярости за ножи. Этот опыт был очень ценным — однажды Гус признался, что ему до сих пор кажется, что он по-прежнему работает с трудными детьми — профессиональными футболистами.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»