Ирина Привалова завершила профессиональную карьеру десять лет назад, когда дисквалификация Всероссийской федерацией легкой атлетики (ВФЛА) могла привидеться только в страшном сне. Сейчас с нюансами нейтрального статуса олимпийская чемпионка знакома лично: ее дочь, 16-летняя Мария Привалова прыгает в длину и тройным. И конечно, она хочет побеждать под своим национальным флагом. Так же, как в свое время делала ее мама. Корреспондент «Спорта День за Днем» встретила Ирину Привалову в Павловске, где проходили забеги на две версты у мужчин и женщин в рамках празднования 130-летия отечественной легкой атлетики. Разговор начался с главного вопроса: восстановят ли в декабре членство ВФЛА в IAAF.
Как Ласицкене догнать Шарапову и Ефимову
— Сомневаюсь, что всю сборную допустят, — призналась Ирина Привалова. — Хотелось бы на это надеяться, но, думаю, будет какое-то поэтапное восстановление. Изначально, наверное, восстановят юниорскую сборную. Потом молодежь. Хорошо, если к Олимпийским играм восстановят всех. Потому что так вот сразу… обычно так не делается. (Президент ВФЛА Дмитрий Шляхтин, напротив, утверждал, что если восстановят, то всех сразу. — «Спорт День за Днем».)
— Вашу дочь Марию тоже коснулась нынешняя ситуация.
— Она переходит в юниорский возраст, поэтому связываю такие надежды. Сейчас ребята выступали на чемпионате Европы, все команды ходят в национальной форме, а они как неприкаянные. Чувствовали себя некомфортно. Когда ездили на взрослый чемпионат Европы болеть за своих спортсменов, тоже было это ощущение: человек выигрывает и вместо того, чтобы пройти с флагом, разворачивается и уходит. Вокруг сидели зрители, немцы, они все это прекрасно понимали. (На чемпионате Европы – 2018 по легкой атлетике, который проходил в Берлине, россиянка Мария Ласицкене выиграла золото в прыжках в высоту. В мужских соревнованиях российские спортсмены, выступающие под нейтральным флагом, завоевали три серебряных и две бронзовых медали. — «Спорт День за Днем».)
— Почему Мария Ласицкене не так популярна в России, как пловчиха Юлия Ефимова или теннисистка Мария Шарапова?
— Она не медийный человек, сконцентрирована на выступлениях. Понимает: если будет разбрасываться и начнет себя раскручивать, потеряет в спорте. Когда нас восстановят, и она будет выступать на Олимпиаде, станет не менее популярной, если не более. У нее есть все предпосылки к этому.
Тренеры не предлагали нам есть таблетки
— Сенатор Вячеслав Фетисов предлагал замораживать на несколько лет часть выплат от государства олимпийским чемпионам и призерам. Не попался за это время на допинге — получи остальное. Должны ли спортсмены, у которых все же обнаружили запрещенные вещества, возвращать машины и деньги?
— Сложный вопрос. Допинг-контроль, он ведь тоже часто… Взять, к примеру, этот мельдоний. Простейший препарат, который ничему не помогает. Я вообще не могу понять, по каким признакам его включили в список запрещенных препаратов. Только если потому что он производится в бывшем СССР. (Мельдоний впервые синтезирован в Латвийской ССР, после распада Союза перерегистрирован в Латвии. — «Спорт День за Днем».) В этом случае нет смысла играть на руку тем, кто очень «любит» Россию. Поэтому думаю, не стоит этого делать.
— За вашу карьеру вам предлагали принять допинг?
— Нет. Чтобы пришел тренер или руководитель и сказал: «На вот, съешь это», такого не было. Поэтому все разговоры о том, что это государственная политика, это все бред.
— Есть другая проблема. Футбол активно теснит легкую атлетику. В «Лужниках» убрали беговые дорожки, на «Санкт-Петербурге» они вообще не были предусмотрены. Это проблема, или нужно просто смириться с современными реалиями?
— Да, это большая проблема. Если бы наши футболисты еще так же хорошо играли. А то один раз сыграли благодаря диким усилиям всего государства. (Имеется в виду выход в четвертьфинал ЧМ-2018. — «Спорт День за Днем».) Легкая атлетика — это 50 видов. Здоровье нации. Футбол — это всего лишь одиннадцать бегающих человек. Которые еще показывают нам театральное действие, когда падают, травмируют друг друга. Поэтому, конечно, на это смотреть очень огорчительно.
— Порой это действительно так.
— Мы как Иваны, не помнящие родства, убираем легкую атлетику. В Берлине сохранили в неизменном виде стадион после Олимпиады 1936-го года, а мы сделали «Лужники» футбольным стадионом. (В 2013-м году в «Лужниках» состоялся чемпионат мира по легкой атлетике. — «Спорт День за Днем».) Мы же дико футбольная страна, много раз были чемпионами мира. Когда проходит Олимпиада и разыгрывается 80 комплектов наград в легкой атлетике, не надо удивляться, почему у нас так мало медалей. Они у нас появляются не благодаря, а вопреки.
Получить штрафной флажок очень легко
— Можно ли сравнить сегодняшнюю ситуацию, в которой оказались российские спортсмены, с той, которая произошла сразу после распада СССР? На Олимпиаде-1992 у наших спортсменов не было национальной формы, флага, гимна…
— Был тогда небольшой неприятный момент. Но мы, по крайней мере, знали, что это временно. Это все прошло в течение месяца. Все стало устаканиваться. Хотя осадок остался. Поколение, которое вырастает сейчас, находится в более сложных условиях. Чтобы получить статус нейтрального спортсмена, ты должен стоять в международном пуле, где тебя в любой момент берут на допинг-контроль. Даже не в этом дело — ты с 15-16 лет, после того как попал в этот пул, постоянно должен отмечать свои перемещения. Получается, мы в неравных условиях. Потому что другие спортсмены понятия не имеют, что это такое.
— Ваша дочь сейчас с этим сталкивается?
— Да. И сайты эти постоянно часто зависают, не могут грузиться. Перемещение не отображается. Как нашего прыгуна в высоту сейчас отстранили. В принципе по той же самой причине. Где-то не отметился. Получил один флажок, второй, третий. (Серебряного призера ЧМ-2017 Данилу Лысенко, выступающего под нейтральным флагом, отстранили на неопределенный срок из-за подозрения в нарушении антидопинговых правил. — «Спорт День за Днем».)
— Говорили, что это от его безответственности?
— Парню 21 год. Он постоянно ездил на соревнования. У моей дочки был такой случай в феврале. Она приехала в Санкт-Петербург на соревнование. Не знала, где будет жить, какая гостиница. Пока разбиралась с этим, благополучно забыла, что не отметилась. В этот же день или через несколько к нам домой пришли из допинг-контроля. Так она получила один флажок. После этого Мария дико сконцентрирована, плюс еще я постоянно контролирую. Чуть было не получила второй флажок, потому что отметилась, а потом увидела, что ничего не отобразилось. Поэтому получить флажок очень легко. Чтобы его избежать, надо быть дико сосредоточенным. И еще, чтобы тебе помогали тренеры и родители.
Использованы фото: EPA/Vostock-photo; РИА «Новости»