По итогам чемпионатов мира лучший бомбардир получает «Золотую бутсу». Наверное, сегодня мало кто из болельщиков вспомнит, что «Бутса» ЧМ-1994 имеет питерские корни. Хочется верить, что в преддверии мирового форума в России она вернется в город на Неве.
Первая — из Саудовской Аравии
С Олегом Саленко в середине восьмидесятых в Питере связывали большие надежды. Однако бомбардир от Бога, дебютировавший в главной команде города в шестнадцать лет, вскоре вынужден был покинуть «Зенит», где в тех условиях не мог прогрессировать. Уехал в киевское «Динамо», потом играл в испанских «Логроньесе» и «Валенсии», шотландском «Рейнджерс», турецком «Истамбулспоре», польской «Погони». Из-за травм рано завершил карьеру. И все-таки главным турниром для Саленко стал чемпионат мира в США.
Впрочем, первая «Золотая бутса» в коллекции Олега оказалась пятью годами раньше. На юниорском чемпионате мира в Саудовской Аравии питерский бомбардир забил пять мячей, забил бы и больше, вот только наша сборная неожиданно сошла с дистанции в первом же раунде плей-офф.
— Настоящий кошмар мы тогда пережили в матче с Нигерией, — вспоминал Саленко. — Расслабились, ведя в счете 4:0, пропустили один гол. Ну и что? Ну два. А потом уже началось фатальное невезение. Обстучали все штанги и перекладины в дополнительное время. С пяти метров не могли забить и… проиграли в серии пенальти. Выходили бы в полуфинал на сборную США, а дальше Португалия, которую обыгрывали всегда. Заранее почувствовали себя чемпионами, и это сыграло с нами злую шутку. Должны были побеждать. Команда у нас была очень сильная, сыгранная. И тренер классный — Борис Игнатьев. За полгода до этого выиграли чемпионат Европы.
После бомбардирских успехов на юношеском и юниорском уровнях специалисты не сомневались, что Саленко заблистает и в составе национальной сборной. Однако ждать пришлось долгих пять лет. В 1990-м великий тренер Валерий Лобановский не взял форварда, находящегося к тому же в превосходных кондициях, на ЧМ в Италию. Павел Салырин вспомнил о своем ученике — а именно Павел Федорович пригласил шестнадцатилетнего Олега в «Зенит» — за полгода до старта американского мундиаля. Накануне в сборной случился громкий скандал, футболисты написали письмо против РФС и Садырина, два десятилетия спустя меньше всего хочется вспоминать ту историю. Саленко остался верен Садырину! Более того, на том чемпионате могли блеснуть воспитанники питерской СДЮШОР «Смена» — Саленко и Дмитрий Радченко.
Пожалел Стоичкова
— Сейчас, по прошествии многих лет, встречаясь с Димой Радченко, мы вспоминаем, что перед чемпионатом наигрывались в паре и по замыслу тренеров должны были составить ударный тандем. Павел Федорович был мягким человеком и пообещал тем из «отказников», кто вернется, место в составе. Садырин остался верен своему слову, поэтому на том чемпионате, если не ошибаюсь, все двадцать два футболиста из заявки выходили на поле. А ведь у нас наигрывалась команда. Если бы Федорыч поступил жестче, то и результат мог бы оказаться другим, — с горечью признается Саленко.
Увы, сборная покинула Америку после трех матчей группового турнира. В заключительном матче наши разгромили Камерун (6:1), а Саленко установил рекорд чемпионатов мира — пять мячей в одном матче! Еще один раз питерский воспитанник отличился в игре со шведами. Как тогда хотелось, чтобы команда Садырина продолжила путь на ЧМ, а Саленко продолжил голевые свершения! Увы, мы оказались чужими на этом празднике. Тем не менее после того, как российская сборная покинула чемпионат, нам оставалось держать кулаки за «голевое воздержание» Христо Стоичкова. И все-таки болгарин догнал Саленко. Оба форварда забили по шесть мячей. Впрочем, Олег спокойно воспринял «Бутсу» на двоих.
— На церемонии в Лиссабоне, когда нас награждали, разговорились с Христо, — продолжает вспоминать Саленко. — Он тогда играл в «Барселоне», а я в «Валенсии». «Я тебя пожалел, ведь мог бы забить еще», — такие слова произнес Стоичков. Пришлось ответить болгарину: «Это ты, Христо, благодари судьбу, что Россия дальше группового турнира не прошла». Оба мы от души рассмеялись… Конечно, в мои планы входило сыграть еще на чемпионатах мира или Европы. Ведь еще двадцати пяти лет не исполнилось, но в дальнейшем уже не сложилось.
Пообщался с Полтавченко, раздал автографы
Организаторы Мемориала Гранаткина в 2013 году поступили мудро, пригласив Олега на открытие традиционного питерского турнира юношеских сборных. Сразу прослеживалась связь времен и поколений. Накануне ЧМ-2018 это очень важный момент. Саленко тоже был участником Мемориала Гранаткина — в морозном Ленинграде (термометр тогда опускался до отметки минус сорок по Цельсию) января 1987 года. Форвард «Зенита» по привычке забрал приз лучшему бомбардиру, забив восемь мячей и пять (!) в игре со шведскими сверстниками. Спустя двадцать шесть лет Олег Анатольевич вышел на ковер Спортивно-концертного комплекса в компании губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и бывшего президента РФС Николая Толстых. Произвел первый удар по мячу, получил порцию аплодисментов, а затем отправился в фойе СКК и был шокирован…
— Очень удивился, что меня помнят! Был растроган до глубины души, — говорит Саленко. — Не только болельщики со стажем выстроились в очередь, но и дети подходили. Наверное, полчаса раздавал автографы. Затем пообщались с губернатором Георгием Полтавченко и Николаем Толстых. Я им высказал свое мнение: главное накануне чемпионата мира в России — это развитие детско-юношеского футбола. Если его поднять, обязательно появятся успехи на уровне сборной. И тренерам детским нужно помогать в первую очередь!
Сегодня трофеи по-прежнему хранятся в киевской квартире Саленко. Жаль, что пока так и не открылся музей «Зенита», для которого «Золотая бутса» лучшего бомбардира чемпионата мира могла бы стать едва ли не самым ценным экспонатом. Тем более Саленко никогда не терял контакт с родным городом, в Петербурге растет его старший сын.
— Обе «Бутсы» дома лежат. С возрастом начинаешь понимать, что чего-то добился в этой жизни. Я готов передать свою «Бутсу» только в Петербург. Очень хотелось бы, чтобы на новом стадионе на Крестовском открылся музей и там нашлось бы место для моего трофея, чтобы юные футболисты видели, что воспитанник питерской футбольной школы может стать лучшим бомбардиром чемпионата мира! «Бутса» могла бы стать не только раритетом, но и поддержкой детскому футболу. Начинать-то нужно с истории. Это же не только мое достояние, но и всего российского футбола. У меня сын живет в Питере. Думаю, ему приятно будет прийти в музей и сфотографироваться с «Золотой бутсой» отца. Надеюсь, и меня в 2018-м пригласят на матчи чемпионата мира.