• Президент Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников: «Допинг нужен тем, кто не верит в себя»

    29.12.10 17:00

    Автор: Спорт день за днём

    Международный турнир по плаванию «Кубок Владимира Сальникова» стартовал накануне в Северной столице. В интервью «Спорту» легендарный пловец, 4-кратный олимпийский чемпион и многократный мировой рекордсмен, а ныне президент Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников подвел итоги года и поделился прогнозами на будущее.

    — Результаты чемпионата мира по плаванию на короткой воде оказались предсказуемы или были какие-то сюрпризы? Например, рекорд мира в исполнении нашей мужской эстафетной сборной?
    — Мировой рекорд — событие, на которое всегда надеешься. Даже когда шансы на его установление минимальны или отсутствуют вовсе. Однако на этом чемпионате конкуренция была очень высока, что рождало фантастические скорости. Поэтому рекорд стал своеобразным восклицательным знаком, увенчавшим наши победы. За свою команду болеешь несмотря ни на что, и зачастую надежды превосходят реальные возможности спортсменов. Но в Дубае вышло так, что результаты ребят полностью оправдали ожидания.

    — Правда, женская половина сборной отстала от мужчин — девушки были близки к пьедесталу, но так на него и не попали.
    — Дело в том, что Юлия Ефимова и Анастасия Зуева до сих пор не вышли на пик спортивной формы. Это связано и с периодом длительной реабилитации после травм, которые преследовали их в прошлом сезоне. Поэтому я и не рассчитывал, что они вдруг взлетят на верхнюю ступеньку пьедестала. При благоприятном исходе можно было ожидать призового места, но реально они выступили в свою силу — катастрофы я не вижу. Между прочим, наши эстафетные команды на каждой из трех дистанций обновили рекорды страны — как в предварительных, так и в финальных заплывах. Так что прогресс налицо.

    — Пошел ли на пользу сборной России тот факт, что на чемпионат Европы и на чемпионат мира отправились практически два разных состава?
    — Это свидетельствует о положительных тенденциях в развитии российского плавания. Сегодня мы можем собрать две команды, способные выступать на самом высоком уровне. Естественно, нормативы для попадания на чемпионат мира были выше, и туда отправились лучшие из лучших. Хотя несколько спортсменов участвовали и там, и там.

    — Как известно, в этом году пловцам запретили выступать в синтетических костюмах, тем не менее вопреки прогнозам скептиков рекорды все-таки есть…
    — На самом деле начинался год тяжело, и европейский чемпионат обошелся без рекордов. И только сейчас на чемпионате мира китаянки в эстафете 4x200 установили рекорд. По-видимому, это стало последней каплей. Я очень рад, что некоторые мировые достижения были обновлены уже в этом году, ведь многие специалисты утверждали, что такого не произойдет вплоть до Олимпиады 2012 года.

    — С чем связан такой прогресс?
    — Спортсмены сумели довольно быстро перестроиться. Синтетика давала преимущество атлетически сложенным пловцам, с большей мышечной массой, рассчитывающим прежде всего на силу. Сейчас мы вернулись к старым ценностям, многим пришлось изменить тренировочный процесс и уделить больше внимания технике. Гидродинамика как была, так и остается важным фактором, поэтому те, кому удалось сделать определенные наработки, уже в конце года воплотили их в результат. Для меня очевидно, что в плавании скорости будут расти, и мы с вами станем свидетелями еще не одного рекорда, в том числе и в исполнении нашей команды.

    — Насколько актуальна для российского плавания проблема допинга?
    — Она актуальна для всех видов спорта и для всех команд. Однако нам удается успешно ей противостоять. Думаю, во многом это заслуга специалистов, работающих с командой. Если человек не рассчитывает на собственные силы, он начинает задумываться: а что реально может помочь? Думаю, грамотная работа на тренировках и правильная методика восстановления позволяют избавиться от навязчивых мыслей по поводу различных стимуляторов. Тут вопрос в том, насколько человек готов признать, что у него есть собственные ресурсы. Когда спортсмен теряет веру в себя, тогда и начинается поиск каких-то мифических снадобий, которые вряд ли ему помогут. Пока что нашим пловцам веры хватает, более того, она крепнет.

    — Во многих видах спорта уже давно серьезно задумались над тем, как повысить зрелищность, привлекательность для телеаудитории. В плавании появляются новые, более эффектные дисциплины?
    — Да, например, на Юношеских олимпийских играх в этом году была впервые проведена смешанная эстафета, зрители восприняли ее с интересом. Однако пока новая дисциплина не появилась в официальных программах чемпионатов мира и Европы, это не более чем смелый эксперимент. Дело в том, что любое новшество такого рода сталкивается с проблемой: для зрителей такие дисциплины интересны, а для спортсменов — не очень, ведь победа на подобной дистанции никак не отражается на рейтинге.

    — Но неужели вашей федерации не интересно, чтобы плавание попало на телевидение и начало вам же приносить деньги? Ради этого приходится чем-то жертвовать...
    — Плавание сейчас и так транслируют по телевидению, хотя мы на этом не зарабатываем. Мы сейчас плотно сотрудничаем с телеканалом «Россия 2», подписан договор, согласно которому в следующем году все российские соревнования будут транслироваться. Мы сознательно идем на эти расходы, так как это позволит популяризировать наш вид спорта.

    — Очевидно, что главный старт для сборной по плаванию — Олимпиада в Лондоне через полтора года. Можете ли вы огласить уже сейчас хотя бы примерный медальный план?
    — Мы способны завоевать 5–7 медалей разного достоинства. Что это будут за медали и сколько их будет точно — на этот вопрос сейчас вам никто не ответит. Исходя из текущего рейтинга, у нас есть 12–14 пловцов, способных претендовать на призовые места в Лондоне. В следующем году, думаю, к ним добавится еще человек пять. Ну а результаты… Поживем  — увидим.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»