Не прошло и двух недель с начала зимней паузы в российском футболе, как грянула новость: в «Спартаке» новый спортивный директор. Старого увольнять не стали, просто спустя год работы англичанину Полу Эшуорту придумали другую сферу деятельности – теперь он технический директор. А искать новичков, переподписывать контракты и пристраивать старых футболистов будет португалец Томаш Амарал. Его первый рабочий день – 1 января.
Кто такой Амарал и как он попал в «Спартак»
32-летний выпускник Лусофонского университета гуманитарных и технических наук (Лиссабон) был ассистентом тренера, отвечавшим за видеоанализ, в «Фаренсе», «Браге» и «Белененсеше» U15, а также скаутом в «Авеше», «Гранаде», «Эйбаре» и «Вальядолиде». С июля 2019 года занимал должность старшего скаута в «Бенфике». При нем «орлы» по разу стали чемпионами Португалии и обладателями Суперкубка Португалии, а также дважды доходили до четвертьфинала Лиги чемпионов. В сезоне-2019/20 именно лиссабонцы не пустили петербургский «Зенит» в плей-офф Лиги Европы, в последнем туре группового этапа ЛЧ разгромив команду Сергея Семака со счетом 3:0.
Какая связь со скаутом? Прямая. В том числе благодаря работе Амарала «Бенфика» воспитывала в своих молодежных командах и приобретала в других клубах футболистов, которые давали результат, а затем за суммы с большим количеством нулей продавались за границу. К самому дорогому трансферу «Бенфики» в истории Амарал отношения не имеет, он пришел через несколько дней после ухода Жоау Феликса в «Атлетико» за 127 млн евро.
Зато Амарал приложил руку к другим успешным кейсам. Например, Энцо Фернандес был куплен у «Ривер Плейта» за 44 млн евро, а через полгода и всего 29 игр за «орлов» продан в «Челси» за 121 млн евро. Хотя, понятно, что большой буст произошел из-за победного для Аргентины ЧМ-2022. Дарвин Нуньес был куплен у «Альмерии» за 34 млн евро, а меньше чем через два года продан в «Ливерпуль» за 80 млн евро. Были трансферы и с более скромными цифрами, где, в большинстве своем, выгодно продавались местные воспитанники. Проколы тоже случались. За Юлиана Вайгля дортмундской «Боруссии» было отдано 20 млн евро, но спустя 115 игр пришлось соглашаться на 7 млн евро от менхенгладбахской «Боруссии».
При Амарале «Бенфика» практически не подписывала игроков старше 30 лет. Исключение – свободный агент Анхель Ди Мария. Но в данном случае мнение скаута абсолютно не нужно, все плюсы и риски и так на поверхности. Несмотря на свой еще «зеленый» по футбольным меркам возраст (32 года) новый спортдир «Спартака» имеет связи во многих странах. В том числе, в Восточной Европе. Он не боялся настаивать на трансферах тех же украинцев. Так в «Бенфике» оказались нападающий Роман Яремчук и вратарь Анатолий Трубин. Но чаще всего Амарал смотрит в сторону Южной Америки: бразильцы, аргентинцы, колумбийцы и венесуэльцы постоянно попадали на карандаш «орлов».
Последние годы в России лучше всех южноамериканский рынок «шерстил» «Зенит». Не всегда напрямую из местных чемпионатов, как было в случае с Малкомом, но все же. Приглашение Амарала, возможно, вернет утраченные позиции красно-белым. Самое время ждать появления новых Веллитона, Робсона и Алекса.
– Игроков я оцениваю не только по строчкам в резюме, возрасту или росту: для меня важнее их текущие футбольные качества и потенциал. Помимо португальского, я говорю на испанском и английском языках. Но и по-русски знаю несколько слов, а моя русская жена, уверен, поможет мне как в изучении языка, так и в адаптации в новой стране! – рассказал Амарал официальному сайту «Спартака».
Почему Рибалта не пришел в «Спартак»
Вместо Амарала за трансферы красно-белых вполне мог отвечать Хавьер Рибалта. Тот самый, что с лета 2018-го по весну 2021 года работал в «Зените». Он прилетал в Москву на переговоры, а, значит, был заинтересован в возвращении в РПЛ. Будь иначе, испанец не рискнул бы пойти на подобную встречу. Речь не о сине-бело-голубом прошлом, а о месте России в общеполитической повестке и возможности подмочить себе репутацию из-за культуры отмены.
Нет четкого ответа, почему «Спартак» выбрал португальца, а не испанца. В пользу Рибалты говорил факт его предыдущей работы в РПЛ. Он знает местные подводные течения, ему не пришлось бы тратить время на перестройку. За два с половиной года не так много всего в российском футболе произошло, чтобы лишиться этого козыря при переговорах. Отсутствие еврокубков, сложности с оплатой трансферов, репутационные риски, как аргумент отклонить предложение от клуба РПЛ – пожалуй, только это.
Тем более Рибалте не надо было напоминать, при ком «Зенит» совершил множество звездных трансферов. Маркизио, Барриос, Малком, Дуглас Сантос, Вендел, Ловрен – «Спартак» был бы счастлив заполучить хотя бы кого-то из них, не говоря уже обо всех. Как итог – два чемпионских титула, Кубок и Суперкубок России, стабильная игра в Лиге чемпионов. Достижения на коротком отрезке, которых у красно-белых также давно не было.
Говорят, что стороны не договорились «из-за концепции развития клуба». Возможно, Рибалта хотел большей власти, ему не нужен был под боком Эшуорт. Или не хотел тратить время на «Спартак»-2, возрождение которого планируется в будущем году. Еще один инсайд: желание сразу же расстаться с Гильермо Абаскалем. Несмотря на статус земляка. Но в «Спартаке» посчитали, что смена и спортивного директора, и главного тренера по ходу сезона поставит крест на шансах зацепиться за трофей уже этой весной. Вот летом уже можно рассмотреть вариант с увольнением Абаскаля, если все пойдет не по плану.
У Амарала русская жена – тоже аргумент в пользу португальца. Он молод, в «Спартаке» ему дают первый в жизни большой шанс. Все это сводит к минимуму желание самого Амарала уже через год начать собирать чемоданы после приглашения из топ-чемпионата. А вот Рибалта вполне мог «кинуть» красно-белых в погоне за работой в статусном европейском клубе. Похоже, ставка сделана на тех, кто будет с благодарностью принимать предложение от «Спартака». Так было в свое время и с Доменико Тедеско, и с тем же Абаскалем.
В последние годы чемпионами становятся те, у кого сильнее легионеры. Именно они делают разницу. По этой простой логике москвичи и рассматривали только иностранца на должность спортивного директора. Будет ли результат – другой вопрос. Получается не у всех.