Частенько приходится слышать про хоккеистов завистливое: «У них не жизнь, а сказка! Деньги, слава, красивые женщины…» Илью Ковальчука, например, уже давно в честь богатыря Ильей Муромцем прозвали. Капитан армейцев былинно-сказочному имиджу соответствует: недавно он снялся в фильме «Двенадцать месяцев». И, по слухам, сыграл свою роль – Июля – весьма неплохо. Интересно, на какую же сказку похожа жизнь наших игроков? И кого в ней больше: злодеев или добрых волшебников? Вот мы и решили узнать, сюжеты из каких новогодних фильмов и сказок подбрасывает «клюшкарям» под елку жизнь. Итак, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил да был богатырь Александр Юдин. Он и рассказал нам свою новогоднюю историю…
Как Александр менял клюшки на удочки
— Александр, какая ваша любимая новогодняя сказка?
— «Двенадцать месяцев», — ответил Юдин, одобряя тем самым выбор Ковальчука. — Она и познавательная — о временах года, и поучительная одновременно: побеждают люди, которые приносят другим пользу.
— Случалось ли в вашей хоккейной жизни, чтобы люди заставляли кого-то делать глупости, как та мачеха, отправившая падчерицу зимой за подснежниками?
— Что ж, бывало и такое. Могу рассказать вам историю, которую мне поведали ветераны. В общем, под Новый год сидели они на сборах, и у них кончилась водка. На улице мороз — минус 25 градусов. Они и говорят молодому игроку: «Сгоняй в магазин». Тот взмолился, дескать, денег нет, холодно и так далее. Короче, они его в окно со второго этажа в пижаме с двумя клюшками в руках выкинули.
— Зачем с клюшками? Для баланса?
— Чтобы он их на водку выменял (смеется). Конечно, пить на сборах никто не разрешал, и все же спиртное тайком проносили. Помню, пришел молодой — ветераны матрас поднимают, а там целый бар: «Пшеничная», «Столичная»… И два сырка плавленых.
— Не многовато ли закуски?
— Раньше народ выносливый был. Как-то накануне матча с ребятами выпили бутылок семь водки, а наутро как ни в чем не бывало вышли на лед.
— Так ведь можно, как главный герой фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», и города перепутать, не то что ледовые арены. Вместо Сокольников и матча «Спартака» в Ледовом на игре СКА оказаться… Кстати, вам доводилось заблудиться в другом городе или перепутать самолет?
— Когда фильм смотришь, кажется, что полстраны было в подобной ситуации. Но мне не приходилось попадать в такие истории. Потому что у меня все четко по плану: ничего не путаю, не теряю… Плюс зрительная память отличная: где бы ни оказался, обратную дорогу вмиг без компаса найду. Никому не дам себя запутать! Но на моей памяти случаи разные были с напившимися. И самолеты они путали, и из самолета ребят буквально на руках выносили, а потом на тележках везли. Раньше людей, которые сами идти не могли, разрешали «подвозить» таким образом.
— Боюсь представить, какое наказание ждало провинившихся…
— Если бы Борис Петрович Михайлов меня в таком состоянии застукал… Помню, накануне сборов в Финляндии мы так хорошо покутили, что я вместо клюшек взял с собой удочки! Пришлось у одного парня одалживать клюшки и создавать из них настоящее произведение искусства, чтобы от моих не отличить было. Потому что если бы тренер заметил, то мне — хана. Так бы и остался там пожизненно.
Как Александр на необитаемые острова ездил
— В сказках главным героям порой приходится сталкиваться с невыполнимыми заданиями. Например, Золушке мачеха наказала за ночь три мешка пшена перебрать. Тренеры давали вам невыполнимые или невероятно сложные поручения?
— У Бориса Петровича очень хорошее воображение. Он мог придумать что угодно! Один раз меня так нагрузил, что даже Петр Ильич Воробьев посочувствовал. Вначале я не должен был играть, поэтому меня запрягли на тренировке по полной: сперва по льду круги бегать заставили, потом по возвышенности «в гору — под гору», затем прыжки… Но когда до матча осталось три часа, Михайлов сказал: «Я супчика поел и решил, что Саша будет играть».
А у меня, как говорится, ног уже не было. Начался матч, и первые два периода мог только у ворот стоять, опираясь на клюшку. Но при мне шайбу соперники забросить так и не сумели. Тогда Борис Петрович сжалился. «Ладно, — говорит. — Иди, переодевайся. Надоел».
— А среди хоккеистов вам такие трудолюбивые люди, как Золушка, встречались? Добившиеся уважения «потом и кровью»?
— Яркий пример — Костя Горовиков. Всю жизнь пахал, тренировался, работал. К тому же он режимщик: не курит, не пьет. Да и растяжка у Костика как у Ван Дамма. В итоге он добился своего — стал чемпионом мира и одним из лучших нападающих нашей лиги.
— Русскому человеку непросто устоять в праздники против зеленого змия?
— Того же Костю с толку не собьешь. Даже на свадьбе за него жена из туфли шампанское пила. Помню, мне при помощи Горовикова удалось провести Михайлова. Петрович меня решил проверить. Сказал: если выпьешь или хотя бы запах будет, оштрафую, как Марата Давыдова, — на пять тысяч долларов.
— И вы его провели?
— Поехали с Горовиковым вдвоем на необитаемые Сейшельские острова. Там он пил парное молоко, а я — виски. А когда вернулся, Борис Петрович сказал тем, кто за глаза болтал про меня всякое: «Юдин не пьет: он на необитаемый остров с непьющим человеком поехал! Ведь двое когда пьют, им, как на льду нападающим, обязательно третий нужен». После этой истории подозрения с меня были сняты, и все отстали.
— Новогодняя сказка «Щелкунчик» всем прекрасно известна. А на вашей памяти встречались игроки, которые были неказистыми, угловатыми, а потом превратились в «прекрасных принцев»?
— Знаю такого — Дацюк! Он прихрамывал, у него, как и у Харламова, была травма ахилла. Зато оба могли под любым углом на скорости виражи закладывать. Иногда шучу: хотите так же поворачивать на скорости? Тогда вам, как Харламову, надо сухожилия подрезать. В общем, Дацюк худенький был, прихрамывал. В него никто особо не верил, кроме Крикунова, которому и удалось раскрыть талант Павла.
— Помните всеми любимый мультфильм «Новый год в Простоквашино»? Любите так же за городом праздники справлять?
— Нет. Всегда Новый год встречаю в Петербурге. Ведь как встретишь его, так и проведешь. А кто в деревню едет, тот потом весь год с дояркой живет и навоз разбрасывает.
Как Александр миллионером был. В Чикаго
— А за океаном с размахом этот праздник не отмечают. Там главное — Рождество…
— Вспоминаю, с нами за океаном забавная история приключилась. Однажды мы отправились в Америку. Играли там турнир-междусобойчик — «Динамо», «Спартак», сборная... Самолет задержали. У нас у всех были зеленые пальто да красные пиджаки, и местные, когда мы проходили мимо, думали: это русская мафия. Представьте: идут по аэропорту двадцать человек в прикидах а-ля новые русские. В общем, самолет задержался, и мы вшестером — Ивашкин, Коротков, Евтюхин, Макаров, Семенов и я — решили съездить в ближайший чикагский магазин. Поймали какого-то чернокожего таксиста, и он хотел завести в Гарлем, но не рискнул. Вернулись мы, как следует затарившись пивом. А какой же Новый год без елочки? Но поскольку нам елку, стоящую в аэропорту, продавать отказались, мы всех растолкали и, встав возле нее, пили пиво и отмечали родной праздник. На нас смотрели, как на героев фильма «Красная жара». Самолет должен был улетать только утром, и мы расположились в сторонке, продолжив шумно отдыхать. Даже не заметили, что сидим прямо возле полицейского участка! Но все обошлось. Тем более что через некоторое время нас, согласно страховке, отвезли ночевать в гостиницу.
Там мы решили приколоться над местными. Пришли в бар — бармены насторожились: кто вы, мол, такие? Я отвечаю: «К вам приехал русский миллионер Александр Юдин», и начал перед их изумленными лицами разбрасывать девальвированные сторублевые бумажки. Они обрадовались и принялись наливать нам коктейли. Помню, «пошоуменил» тогда на славу. В итоге американцы захотели продолжить общение с русским миллионером и стали приглашать меня к себе в гости. А в ответ на мою щедрость в виде разбросанных сторублевок стали пихать в карманы доллары. Покидал заведение сытым, пьяным и с двумя тысячами долларов. Ребята только удивлялись: «Саша, как ты с ними разговаривал? Ты ведь даже английского не знаешь!» Потом прилетел в Москву с подарками дефицитными, которые нигде купить было нельзя.
— Тема денег — вечная. В фильме «Зигзаг удачи» герой Леонова выиграл на «общажные» деньги в лотерею. Получить денежки тут же нашлось много желающих. А вам доводилось выигрывать по-крупному?
— Только в карты в девяностые годы. Однажды выиграл 800 рублей. Тогда на эти деньги можно было купить кожаную куртку. Но потом играть перестал. Предпочитал модный в то время бридж. У меня брат есть — он старше меня на три года, но внешне мы не похожи. Никто не знал, что мы родня, вот и разыгрывали с ним разные хитрые комбинации. В карты же честно никто не играет.
— Почему теперь не картежничаете?
— Дело рисковое. Лучше держаться от карт подальше. Порой из-за этого даже люди пропадают. На хоккейной базе к картам не прикасался: играл только в шашки, нарды и бильярд. Всегда тренеров обыгрывал, пока мне Якушев не рассказал одно правило: главного тренера обыгрывать нельзя, а то не попадешь в состав (смеется).
— А какие ставки делали?
— Я придумал, что играть будем только на сок. В итоге у меня столько скопилось этого напитка!
Как Александра Михалев обманул
— В фильме «Джентльмены удачи» у главных героев были клички — Хмырь, Косой и Доцент. В хоккее прозвища смешные друг другу часто придумывают?
— В Череповце играл в паре с Волковым и все время пел ему, заходя в раздевалку, что он «злой и страшный волк и в поросятах знает толк». Как раз там же веселая история приключилась. Когда подписывал контракт, у меня значился пункт: после игры могу выпить два пива. При подписании говорю Михалеву, мол, имею право выпить пивка. Он человек с юмором, отвечает: «Пиши, Саша, пиши. Но вообще-то у нас все водку пьют, а тебе по контракту ее теперь нельзя».
— Можно ли нынешних хоккеистов назвать «джентльменами удачи»?
— Думаю, нет. Когда все только начиналось, мужики в хоккей играли правильные, простые, с определенным кодексом чести — как на льду, так и в жизни. Люди встречались настоящие, с большой буквы. Сейчас все вокруг поменялось. Много стало какой-то «голубизны». К сожалению, все это и в хоккей просачивается.
— В сказке «Морозко» красивую, трудолюбивую, добрую Настеньку хотели со света сжить и увезли в лес замерзать. Понимаете, к чему клоню?
— В свое время у нас было столько хороших хоккеистов — на три сборные хватило бы, а теперь с трудом на одну набирают. Тогда же, чтобы выбрать лучших из лучших, увеличивали нагрузки. Под ними могли выжить только «роботы». Раньше было так: «выжил» — играешь, «не выжил» — заканчиваешь с хоккеем. Порой так набегаешься, что колени заклинивало. Хоккеист же должен уметь, не выпуская из рук штанги, обогнать биатлониста, легкоатлета и лыжника, прыгнуть с ней в воду, вынырнуть да еще и гол забить. Из настоящего игрока можно гвозди делать: когда его хотят ударить — от него, как от металлической балки, железо со звуком «дзынь» должно отскакивать.
— А с вами-то под Новый год чудеса случались?
— Они со мной постоянно случаются, я ведь Чудо-Юдо (смеется). Вот сейчас у меня полная машина подарков! А вообще, раз у нас такой рассказ получается в стиле «С легким паром»… Как-то одного игрока «подшить» хотели перед Новым годом. Так он взмолился: «Не «подшивайте», а то ко мне Дед Мороз не придет!»
— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Вообще же пить вредно, и мы желаем всем вести здоровый образ жизни. А что бы вы пожелали болельщикам СКА?
— Пора нам, ребята, наконец становиться чемпионами, а то москвичи смеются. Надо бы и Питеру над ними поржать.