Оргкомитет объединенного чемпионата, о создании которого было объявлено в среду, возглавил президент и главный тренер «Алании» Валерий Газзаев. В наблюдательный совет оргкомитета вошли все, кто продвигает проект, – владелец «Анжи» Сулейман Керимов, президент ЦСКА Евгений Гинер, президент «Зенита» Александр Дюков, глава РФПЛ Сергей Прядкин. От слов боссы топ-клубов переходят к делу? Об этом «Спорт» попросил высказаться экспертов и заинтересованных лиц.
Дуайен тренерского цеха бывшего СССР Герман Зонин с большим интересом следит за развитием событий, связанных с объединением топ-клубов России и Украины.
Коньков что — батька Махно?..
— Герман Семенович, не удивились, когда узнали, что организационный комитет объединенного чемпионата возглавил Валерий Газзаев?
— А почему я должен был удивиться? Газзаев — авторитет, глыба. Он человек грамотный. И российский футбол отлично знает, и украинский. Сумеет собрать команду профессионалов. Все будет упираться в Мишеля Платини. Нужно получить добро от УЕФА, распределить путевки в Лигу чемпионов и Лигу Европы. Других препятствий я не вижу.
— Вы заняли позицию сторонников проекта «чемпионат СНГ». Чем же вас привлекла идея объединяться?
— Российский чемпионат, мне кажется, себя исчерпал. Сплошные «договорняки», полупустые стадионы. Нужен новый импульс в развитии. Нужно собрать серьезную лигу со всего бывшего СССР. Вспомните, какой у нас был чемпионат!
— Ностальгия, конечно, хорошее чувство. Но не слишком ли мы идеализируем чемпионат СССР? Хотите сказать, в нем не катали «договорняки»?
— Играли такие матчи. Но на поток они не были поставлены, как сейчас.
— Каким вам видится объединенный чемпионат? Российско-украинским или с привлечением команд других республик бывшего СССР?
— Опять же вопрос упирается в УЕФА. Но мое видение: нужно привлекать и белорусский БАТЭ, другие сильные клубы.
— А много ли их, Герман Семенович, за пределами России и Украины?
— Уверен, потенциал футбола в наших странах серьезный. Просто он все эти годы варился в собственном соку.
— Вы допускаете, что объединенный чемпионат может родиться без участия украинских клубов?
— Не допускаю, разумеется!
— Но зачем нашим соседям ломать собственный чемпионат? В чем логика и здравый смысл?
— Во-первых, никто не говорит, что нужно что-то ломать. А во-вторых, я не думаю, что Газзаев, Миллер, Гинер, Керимов не обговаривали эти вопросы с украинскими коллегами. Они умные и ответственные люди, если уж «ввязались», то уверены в своих силах!
— Тем не менее позитива с украинской стороны что-то пока не заметно... Президент ФФУ Анатолий Коньков скептически отреагировал на разговоры о чемпионате СНГ…
— Толю Конькова я хорошо помню. Он играл у меня в сборной СССР. Он высказал свое личное мнение. Есть же в Украине руководители клубов: Ринат Ахметов, Игорь Суркис… Коньков же не один будет решать, он же не батька Махно (смеется).
Не попадет «Спартак» в квоту — не будет играть
— Допустим, хотя я в это не очень верю, украинские топ-клубы готовы будут интегрироваться. По какому принципу формировать объединенный чемпионат? Газзаев считает, что распределение мест в лиге российских и украинских клубов должно быть на паритетных началах. Ваша позиция?
— Газзаев говорит правильно. Должны играть сильнейшие! Возьмите таблицу чемпионатов России и Украины. Кто занимает первые места? ЦСКА, «Анжи», «Зенит», «Шахтер», «Днепр», киевское «Динамо», «Металлист». Никому не должно быть гарантировано пожизненное место в суперлиге.
— Позвольте, но как же, например, объединенный чемпионат без московского «Спартака»? Болельщики истосковались по матчам красно-белых с киевским «Динамо»!
— Не попадет «Спартак» в квоту от России — не будет играть. Спортивный принцип, понимаете!
— Понятно. Если уж «Спартаку» место не гарантировано, что говорить о других клубах по обе стороны границы. К примеру, ваша любимая луганская «Заря» (в 1972-м под руководством Зонина команда из областного центра выиграла чемпионат Союза. — «Спорт») вряд ли в обозримом будущем пробьется в украинскую квоту.
— Но мы же говорим, что национальные чемпионаты никто отменять не собирается. Я не знаю, как они могут называться — высшая лига, первая лига. Но смысл в том, что каждый клуб будет стремиться играть в объединенном чемпионате. Будет развивать инфраструктуру, комплектовать команду.
— К слову, о комплектовании. Лимит на легионеров в гипотетическом турнире актуален?
— Ни в коем случае! Никаких лимитов!
— Не думаете, что перед молодыми российскими игроками, которых и сейчас-то не особо жалуют, в объединенной лиге опустят шлагбаум?
— Я не вижу взаимосвязи. Смог же у меня в ростовском СКА пробиться в «основу» молодой Сашка Заваров!
— Ну в те годы за железным занавесом никакой лимит был не нужен…
— Тем не менее в объединенном чемпионате легионеров стало бы меньше. Клубам просто было бы невыгодно завозить в Россию или на Украину второсортных африканских или южноамериканских игроков.
— Идем дальше. Судейство — больной вопрос что в СССР, что в России, что на Украине. Кто же мог бы судить матчи объединенного чемпионата?
— На этот вопрос должен ответить судейский комитет, который надо создать. Но арбитры смогут прогрессировать. Ответственность возрастет.
— А может, для надежности на матчи россиян с украинцами приглашать судей из Европы?
— Глупость! Должны судить наши — россияне, украинцы. Что, у нас все судьи продажные? Не поверю!
— Тогда заключительный вопрос: когда же разговоры о создании чемпионата перейдут в плоскость конкретных действий?
— Все зависит от руководителей клубов и Платини. Конкретные сроки назвать трудно. На будущий год или в 2014-м. Не знаю. Однако уверен, никуда мы не денемся от объединенного чемпионата!