• Агентура.ру

    19.02.08

    К агентам и агентствам, работающим под крышами ино­странных федераций, мы наверняка еще в рамках заявленной темы («Спорт» от 27 декабря 2007 года, 19 января и 9 февраля 2008 года) вернемся. Разве, например, не интересно поподробнее ознакомиться с этой стороной жизни НХЛ и НБА, двух крупнейших спортивных лиг мира?.. Но c Америкой успеется, а вот до начала очередного чемпионата России по футболу времени осталось совсем ничего. В течение ближайших трех недель, до середины марта, новости с трансферного рынка будут идти непрерывным потоком. Нелишне, наверное, будет еще раз в общих чертах осознать, кто и как эти самые новости формирует.

    Законы и понятия

    Еще совсем недавно российский трансферный рынок считался совершенно диким и нецивилизованным. Да не считался — был им. До сих пор на слуху многочисленные криминальные эпизоды, крепко связанные в сознании со словами «контракт» и «комиссионные». Не забыты, но и не раскрыты убий­ства Ларисы Нечаевой и Юрия Тишкова. Наверняка ноют в плохую погоду переломанные железным прутом ноги Олега Веретенникова, которому таким образом запрещали уезжать из Екатеринбурга в Волгоград. По-прежнему таинственна фигура Григория Есауленко, пытавшегося подсунуть взятку самому Алексу Фергюсону. Все еще в ходу легенды о «чисто конкретных» пацанах в малиновых (ну в крайнем случае в зеленых) пиджаках и штанах с лампасами, приезжающих в клубные офисы на автомобилях типа «жип широкий» учинять разборки с тренерами и президентами. Все это было, было...

    Сегодня бизнес устроен иначе. На российских просторах практически не осталось заметных игроков, не пользующихся легальным агентским сопровождением. Рынок сформировался и выработал свои законы, он поделен на сферы влияния и активно развивается. ФИФА давно делегировала национальным федерациям право самостоятельного лицензирования агентов (в РФС за это направление отвечает департамент по проведению соревнований). Все меньше остается агентов-одиночек — их вытесняют мелкие и средние агентства (по-настоящему крупных в России пока нет), практикующие диверсифицированный бизнес. Не замыкающиеся, иными словами, только лишь на трансферах и, соответственно, чаяниях выбить из клуба лишнюю тысячу долларов. Профессиональный консалтинг, широкопрофильный менеджмент — вот в каком направлении дрейфует философия темы.

     

    Действующие лица и исполнители

    Несмотря на завесу тайны, окружающую саму сферу деятельно­сти футбольных агентов, люди они вполне доступные. Даже мобильные телефоны чуть ли не каждого из них в Интернете найти можно. Другое дело, что подавляющее большинство агентов по разным причинам не очень-то жаждет пу­бличности. Есть подозрение, что до сих пор жива у агентского братства (речь о цивилизованных, лицензированных специалистах, безусловно) обида на окружающий мир. Ведь унизительное словечко «жучок», в начале 90-х прилипавшее к каждому, кто хотел заниматься этим тяжким бизнесом, до сих пор в ходу. Ну и потому еще, что деньги, как известно, любят расти в тишине.

    Лицензиями на право ведения агентской деятельности на территории Российской Федерации обладают сегодня не менее 89 человек. Что характерно, подавляющее большинство фамилий ровным счетом ничего не скажет даже самому сведущему из читателей. Известными и богатыми в этом бизнесе, как и в бизнесе вообще, становятся единицы; удел большинства — промывка бедного грунта в низших дивизионах (этим несчастным и самоотверженным людям будет посвящена отдельная публикация цикла).

    Звезды агентского бизнеса в России буквально наперечет. Первая и главная из них, конечно же, Константин Сарсания, нынешний главный тренер (и, говорят, реальный хозяин) вышедшего в первый дивизион «Спортакадемклуба». Константин — человек не только предельно профессиональный (и потому успешный), но еще и очень общительный. Умеющий грамотно пиарить и своих клиентов, и себя самого.

    Звезда номер два — питерский агент Павел Андреев и его контора P.A.F.A., ставшие знаменитыми по­сле того, как выбили у Газпрома 12 млн евро на четыре года для Андрея Аршавина. Стремительно набирает силу организованное и раскрученное Германом Ткаченко агентство ProSports Management, перед которым в наступающем сезоне открылись новые горизонты и возможности, связанные с возвращением Ткаченко к активной футбольной деятельности. Давно и прочно занимают свою нишу на рынке Телеспортмаркетинг во главе с известным в недавнем прошлом футболистом Глебом Панферовым и All That Football Сергея Фалькова.

    В этом ряду обязательно стоит назвать таких известных в мире футбола людей, как Виктор Панченко, Дмитрий Градиленко, Александр Бубнов, Борис Чухлов, Сергей Базанов...

    Мифы и реальность

    Когда становятся достоянием широкой общественности цифры подписанных футболистами кон­трактов, их автоматически делят на десять: всегда любопытно узнать, сколько наварил на конкретной сделке конкретный агент. Десять процентов от суммы — усредненные комиссионные, как принято считать. Хотя на самом деле это совсем не так, и отчисления агенту могут значительно колебаться как в одну, так и в другую сторону. Или быть рассчитаны по совсем иному алгоритму. Любители считать чужие прибыли, как правило, не дают себе труда задуматься о том, что агентский бизнес сопряжен с очень внушительными накладными расходами (перелеты-переезды, телефоны-телеграфы, отели-рестораны). Кроме того, думающие не только о сегодняшнем своем благополучии агенты избегают серых схем и, соответственно, платят полагающиеся законом налоги. Наконец, трансферный рынок России еще не настолько зрелый, чтобы все выплаты производились точно в срок и копеечка в копеечку. А здоровье, которое нужно потратить на выбивание честно заработанных денег, как известно, ни за какие доллары не купишь. Мой старый друг, плотно занимающийся агентским бизнесом (не в футболе, в другом виде спорта), постоянно жалуется на недобросовестность партнеров и уверяет, что процент «бракованных» платежей доходит до пятидесяти.

    И не стоит думать, будто главное для успешной работы на трансферном рынке — найти подходящего человека и показать его людям, которые сразу же вытащат из кармана бланк контракта. Нет, главное — глубокое знание специфики вида спорта, его глубинной психологии. По­этому лучшими агентами становятся, как правило, бывшие спортсмены, получившие высшее экономическое или юридическое образование и знающие толк в таких областях деятельности, как предпринимательское право, коммерческие и трансферные сделки, коллективные и индивидуальные договоры, управление финансами, маркетинг, страхование рисков, бухгалтерия и налоги, предпринимательское и торговое право в спорте, стратегическое управление, финансовый менеджмент, реклама и PR.

    Серьезный перечень, не правда ли?

    Дословно

    Константин Сосенко, известный украинский агент

    — Стараюсь помогать своим клиентам во всем — вплоть до решения бытовых проблем: нахожу квартиру или машину подешевле, занимаюсь и более мелкими вопросами. Вообще стараюсь иметь с ребятами максимально доверительные отношения. Иногда мне кажется, что мой мобильный расплавится. Как-то посмотрел статистику — оказалось, последний год говорю в среднем по пять с половиной часов в день. Когда мобильный молчит, считаю себя счастливым человеком. Это значит, что у моих подопечных все хорошо.


    Читайте Спорт день за днём в


    Новости партнёров