 Ольга Добрянская
Ольга Добрянская
Триатлон
В Петербурге прошел спектакль «Прикасаемые» — первая в мире постановка, где одновременно задействованы и слепоглухие, и зрячеслышащие актеры. На Малой сцене БДТ был приглушенный свет, а на сцене — люди, в которых практически ничего не выдает их непростую судьбу. По очереди они начинали рассказывать истории своих жизней, а зал, затаив дыхание, ждал продолжения. В какой-то момент было сложно удержаться от слез, но находящиеся на сцене давали тебе понять — сложности закалили их, они нашли в себе силы жить и радоваться этому.
Например, Алексей Горелов. Раньше он работал слесарем, но затем стал терять зрение и был вынужден открыть в себе новые грани. Сначала появился театр, а затем триатлон! Сразу после спектакля корреспонденты «Спорта День за Днем» пообщались с Алексеем через Наталию Тимофееву, тифлосурдопереводчицу, осуществлявшую тактильное взаимодействие. «Леша — первый человек, кому я начала переводить тактильным жестовым языком. После пары недель плотных репетиций с непривычки до слез болела кисть. Мне казалось, что рука Леши поверх моей весит несколько килограмм», — призналась Наталия. Теперь Горелов и другие актеры «Прикасаемых» стали для нее одними из самых близких людей.

— Впервые я принял участие в триатлоне в прошлом году, — начал вспоминать Алексей. — Но я не выполнял все три части, только ту, что на велосипеде. Не был уверен в себе. Я ведь и велосипедом раньше никогда не занимался. Сначала был плавательный этап, а я ждал своей очереди и крутил велотренажер. Мне говорили: «Быстрее, быстрее, еще быстрее!» После финиша все удивились, ведь я показал неплохой результат — 27 километров за 30 минут (улыбается).
— После этого вас взяли в команду на соревнования Iron Star в Сочи?
—  Да. Договорились, что на мне будет велосипедный этап. Но на этот раз  надо было ехать не на месте, а вдоль какой-то реки. Специально готовился  каждый день к этому старту, но потом узнал, что тренер добавил мне еще и  плавание! Как быть?! Я ведь давно не плавал столь длительную дистанцию — 750 метров.
— Серьезная дистанция.
— Плавать я умею, но столько! 25 метров —  хорошо, а тут 750?! Я не был уверен в себе, но согласился. Добавились  тренировки в бассейне один раз в неделю. Меня учили правильно двигать  руками, я же не профессионал. В июне поехал в Сочи. Сильно волновался,  поэтому решили, что, если я не уверен в себе, можно отказаться,  предупредив лидера — человека, с которым я должен был плыть.
— В итоге решились?
—  Да. Плавали мы в море, там были небольшие волны, так что пришлось  собрать всю волю в кулак. Была маленькая пауза, когда лидер меня  остановил, но оказалось, что нам надо просто повернуть и плыть до  финиша. Дальше был следующий этап, во время которого мы с лидером ехали  на тандем-велосипеде. Он увидел, что другие люди отстают от нас, а мы  выходим вперед. На пять километров бежал уже другой человек. Я не  чувствовал страха или усталости — наоборот, прилив сил. 
— Ваша следующая цель?
—  Конечно, добавить бег, чтобы я мог сам выполнять все три вида. На  данный момент я единственный в мире слепоглухой триатлонист, занимающий  столь высокие места. Но в паратриатлон меня не берут. Там пока нет  группы для слепоглухих. Поэтому и в Паралимпиаде я не могу выступить.  Мне не дают этого сделать.

— Получается, что сейчас вы в большей степени актер, нежели спортсмен. Хотите, чтобы было наоборот?
— Карьеру актера я начал три года назад, а спортсмена — в прошлом году.
— Может быть, в детстве у вас были какие-то спортивные достижения, поэтому сейчас столь хорошие результаты?
—  Когда я был маленьким и ходил в школу, меня учили плавать. Больше ничем  не занимался, только много плавал вместе с друзьями в нашей деревне. На  велосипеде любил кататься, а вот бегал мало. Поэтому мне было очень  тяжело, когда в прошлом году впервые попробовал себя на длинной  дистанции. То бежал, то шел, то бежал, то шел... Но месяц за месяцем я  увеличивал дистанцию, дойдя до 10 километров.
— Кто с вами соревнуется?
— И слышащие, и слепые, и с ДЦП.
— А что за команда, членом которой вы являетесь?
— Есть такой благотворительный фонд «Спорт для жизни».
— Расскажите, как технически выглядит ваше участие в соревнованиях. Кто вам помогает?
—  Рядом всегда есть лидер. Во время плавания есть специальная перевязка  на бедре. Когда лидер немного уходит в сторону, она натягивается, и я  сразу подгребаю в нужную сторону. Чувствую тело лидера, его руку, ведь  мы плывем рядом. Если он меня толкает, значит надо повернуть.
— Когда бежите, такая же система?
—  Не знаю, как правильно называется, но есть резинка в виде восьмерки,  которую мы вместе держим. Если какая-то неровность на земле, лидер  активно поднимает мою руку, давая понять, что я должен перешагнуть  препятствие. Если опускает мою руку, значит надо сделать шаг вниз. Если  поворот, то грубо, прямо за плечи, поворачивает меня в нужную сторону.  Мы бежим с ним параллельно.
— А кто является лидером?
—  Профессиональный спортсмен, который, конечно, и видит, и слышит. На  соревнованиях у меня бывал не один лидер, а сразу три. В разных видах  программы.
— Вы не видите и не слышите... О чем вы думаете, когда бежите, плывете, едете?
—  Когда светло, я немножко все-таки вижу. У меня осталось светоощущение.  Во время соревнований думаю о триатлоне, вспоминаю, как впервые пришел в  спорт. Сейчас у меня в театре новый проект, поэтому иногда думаю о  своей роли, вспоминаю слова...
До встречи в Париже
Вместе с командой «Спорт для жизни» Алексей Горелов стал победителем соревнований IRONSTAR OLYMPIC & 226 SOCHI 2017 в эстафете. До этого у него были победы в соревнованиях IRONSTAR, проходивших в Завидово и Сочи. На сцене Алексея можно будет увидеть 4 декабря... в Париже, куда он отправляется вместе с коллегами по спектаклю «In Touch/Прикасаемые».
