• Александр Хаванов: «Канадский официант – сначала об игре, а потом меню»

    15.05.11 17:10

    Автор: Спорт день за днём

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    Бывший защитник «Сент-Луиса» и «Торонто» – о внимании канадских болельщиков и проблемах руководства клубов.

    Телекомментатор и аналитик, в недавнем прошлом – защитник сборной России Александр Хаванов провел четыре сезона в американском клубе «Сент-Луис Блюз» и год отыграл в Канаде, в «Торонто Мейпл Ливс». Поэтому он может сравнить и оценить специфику жизни и работы хоккеиста в Канаде и США.

    C:  В 2000 году вы перебрались в НХЛ. Вспомните свои ощущения, когда сыграли первый матч в Канаде за «Сент-Луис».
    Я уже точно не помню, где провел первую игру в Канаде. Но там везде отношение к хоккею уровня НХЛ как к одному из самых важных событий в городе. Это всегда первая полоса местных газет. Для примера: на недавней игре плей-офф в Нэшвилле были аккредитованы 140 журналистов, и 50 из них представляли канадские издания. Это характеризует отношение к хоккею. Не как к виду спорта, а как к явлению в масштабах страны. А из первых игр мне запомнилась встреча в самом конце ноября 2000 года в Торонто. Когда мы уступали 0:5 в начале третьего периода и победили в овертайме 6:5 (Хаванов тогда забросил две шайбы, в том числе пятую, переведшую игру в дополнительное время. – C). Утром в день матча поразило, что у отеля игроков «Сент-Луиса» ждало около полусотни любителей автографов. Гостиница находилась рядом с дворцом, и мы шли на тренировку пешком. Для таких популярных ребят, как защитник сборной Канады Эл Макиннис, добраться до арены было серьезной проблемой. Поэтому звезды в Канаде предпочитают пользоваться такси, даже если расстояния совсем небольшие. Есть болельщики, которые дежурят у гостиницы практически круглосуточно и могут подловить когда угодно, хоть после ужина. Правда, в отелях стараются не допускать нашествия людей. «Торонто», приезжая в Ванкувер, каждый раз меняло гостиницы, чтобы игроков не «пасли» болельщики.

    C:  В 2005 году вы подписали контракт как раз с «Мейпл Ливс». Почувствовали разницу по сравнению с «Сент-Луисом»? В отношении общественности, прессы.
    Разницу почувствовал сразу (смеется). Контракт я подписал, находясь в Москве, и мне немедленно позвонили шесть канадских журналистов.

    C:  А такой ажиотаж давит или, наоборот, заводит, мотивирует?
    Я не ощущал необъективности со стороны болельщиков и журналистов. Но там даже сходить поесть не можешь, чтобы с тобой не заговорили про хоккей. Когда выигрываешь – это приятно, есть желание пообщаться с людьми. После поражений ситуация противоположная: хочется отвлечься, хочется положительных эмоций. Каждый игрок решает этот вопрос сам для себя. Ты должен стать на позицию человека, который задает тебе вопрос в супермаркете или в книжном магазине. Я для себя решил, что раз он задает вопрос, то для него это очень важно. Или ему важно высказаться. В конце концов, это моя работа, и я должен нести за нее ответственность.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    C:  А были такие, кто выплескивал на вас отрицательные эмоции?
    С подобным не сталкивался. Там люди незлые. Что бы ни происходило, они понимают: это не первый и не последний неудачный сезон. Но даже в очень хорошем ресторане официант может сначала расспросить тебя о вчерашней игре и только потом подать меню. И такие случаи весьма часты. В нашем доме внизу продавалось мороженое. Из-за дочери Алены мы туда часто заходили. Хозяйка этого магазина всегда садилась с нами поговорить о хоккее и угощала мороженым. Бывают, конечно, моменты, когда совсем не хочется обсуждать игру, но избежать этого разговора невозможно, так как вокруг люди, которых именно это больше всего интересует.

    C:  Желтая пресса следит за игроками, за их личной жизнью? В той же Англии футболистов и тренеров совсем достали...
    Насколько я могу судить, в Англии футболисты ведут себя довольно весело. А хоккеистов в Северной Америке профсоюз хорошо готовит к тому, чтобы те не создавали поводов для подобного рода публикаций. Хоккеисты, на мой взгляд, достаточно умные люди, чтобы не попадать в истории. Многие женаты, у многих есть дети. Надо быть уж полным лопухом, чтобы сделать нечто привлекательное для желтой прессы. Я лично не помню скандальных статей: к личной жизни игроков там относятся достаточно спокойно.

    C:  С жизнью хоккеистов разобрались. А насколько там комфортные условия для работы клубных менеджеров? Нужно ли давать результат немедленно? Велико ли давление общественности на них?
    Конечно, им в Канаде тяжелее, чем в США. Каждый обмен, каждый контракт не просто констатируется, а анализируется огромным количеством квалифицированных журналистов. Их мнение важно, к нему прислушиваются. Генеральному менеджеру при подписании игрока задаются очень конкретные вопросы, и от них никуда не уйти. В Штатах интересуются в основном звездами, а в Канаде любыми клубными изменениями.

    C:  Верно ли, что руководители и тренеры нынешних канадских клубов слабее коллег из американских команд? Пусть и с натяжкой, но именно это кажется причиной того, что с 1993 года ни один канадский клуб не выигрывал Кубок Стэнли.
    Канадские команды разные. Есть клубы-олигархи, которые все себе могут позволить. Это «Торонто» и «Ванкувер». Есть команды со сложившейся философией и манерой игры – «Калгари», «Эдмонтон» и «Монреаль». Есть новая команда – «Оттава». Она пока еще занимается самоидентификацией. Но меня действительно удивляет, что среди столь разных команд никто не сподобился на Кубок. Тем более сейчас, в условиях потолка зарплат, выравнивания возможностей. Я бы не назвал менеджмент канадских клубов плохим. Он просто вынужден идти на поводу у обществен­ности. Имеются сложившиеся требования к формированию команды, к типажу игроков, что ограничивает выбор. Такие ограничения не способствуют достижению результата. Того же Брэда Ричардса канадские клубы не могли выменять себе потому, что им трудно было бы объяснить этот трейд своим болельщикам. Каждый клуб по своим при­чинам не мог. Получается, у менедж­мента нет пространства для маневра. Хотя некоторые вещи трудно объяснить. Я тут с удивлением обнаружил, что в «Эдмонтоне» у нападающего Шона Хоркоффа контракт в 6 миллионов долларов. Он, конечно, хороший хоккеист, но это зарплата игрока уровня Патрика Кэйна и Джонатана Тэйвза. Данкан Кит и Брен Сибрук в «Чикаго» играют с такими контрактами по 30 минут и приносят результат. По всей видимости, над руководством довлеют некие стереотипы, которые заставляют идти на подписание подобных согла­шений.

    C:  Какой канадский город самый повернутый на хоккее?
    Монреаль, безусловно.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №17 (11 – 17 мая 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров