«Спорт» вспоминает все самое значимое в завершившемся футбольном сезоне. У каждой из букв русской азбуки свои герои и события...
Восхождение в премьер-лигу Сергей Юран совершил вместе с «Шинником», с которым триумфально прошел сквозь бури и штормы турнира в первом дивизионе.
Межсезонье перед вступлением в высший свет получилось для ярославцев нервным. Другие уже вовсю готовились, Юрану же оставалось только гадать: снимется его команда с чемпионата или руководство клуба сумеет решить финансовые и прочие проблемы. Даже Виталий Мутко тогда выражал большое сомнение, что «Шинник» пройдет лицензирование.
В итоге все разрешилось благополучно, но упущенное время Сергею Николаевичу пришлось наверстывать форсированными темпами. Тем более что календарь на старте у дебютанта был — врагу не пожелаешь. ЦСКА, «Локомотив», «Зенит», а в промежутке между играми с «монстрами» — самый дальний выезд во Владивосток.
Начала команда вроде бы неплохо — стартовая ничья с армейцами (1:1) давала определенный повод для оптимизма. Однако потом последовала серия осечек, Юран сорвался и во всеуслышание объявил о судейском заговоре против Ярославля. Убеждали тренера, что это не так, всем миром. После седьмого тура собралась Экспертно-судейская комиссия, на которой досконально разбирались моменты, обозначенные разгневанным наставником. Сам он на «разборе полетов» не присутствовал. В Москву отправился генеральный директор Александр Рожнов. Члены комиссии предвзятости арбитра в матче «Амкар» — «Шинник» (2:0) не обнаружили, Рожнов вернулся в Ярославль, приехал на тренировочную базу и объявил Юрану об увольнении. Позже на официальном сайте ярославцев появилась формулировка: «За неудовлетворительные результаты и поведение, дискредитирующее клуб».
Аккурат перед майскими праздниками молодой тренер остался без работы. Чуть раньше «Химки» отправили в отставку Славолюба Муслина, так что предугадать, где Юран продолжит карьеру, было несложно. Ровно через месяц новое назначение стало свершившимся фактом. Контракт с подмосковной командой, также стоявшей на вылет, был подписан до конца года. Юран засучил рукава и принялся подбирать футболистов, способных, на его взгляд, решать задачи. В основном в «Химки» пришли спартаковцы, в том числе харизматический лидер красно-белых Егор Титов.
— Для меня главное решить задачу сохранения места в премьер-лиге, — говорил Юран. — На какой срок заключен контракт, большого значения не имеет. Выполню условие — продлю соглашение.
Сергей Николаевич заблуждался. Несмотря на то что химчане, проявляя под его началом чудеса мужества и самоотверженности, избежали вылета, тренеру снова указали на дверь. Юран до последнего не верил, что в Подмосковье могут так с ним поступить, и когда слухи обрели реальную почву, был подавлен и опустошен. Тем не менее он с успехом завершил обучение и в конце года сдал экзамены на лицензию категории PRO. Символично, что темой доклада, с которым Юран выступал на защите, была организация предсезонной подготовки. Возможно, эти знания Сергею Николаевичу скоро пригодятся.
Артисты, выходя на сцену, дабы добавить себе куража, иной раз опрокидывают стопку-другую.
Из зала не заметить и не унюхать. На футбольном поле — другое дело, но тоже ведь всегда можно оправдать амбре приемом лекарства или использованием мази.
В этой связи вспоминается один забавный случай, происшедший пару лет назад на матче дублеров. Гости везли с собой несколько бутылок водки — то ли администраторы решили расслабиться вечерком, то ли еще зачем-то, но стеклянную тару завернули в форму, которую должны были надеть резервисты. При перелете сорокаградусная жидкость все же обильно пролилась. Дублеры обычно сразу из аэропорта отправляются на стадион, времени хватает только на легкий перекус и разминку. Так было и в тот раз. Приезжая команда облачилась в трусы и футболки с подмоченной репутацией и отправилась на поле. Первый тайм она уверенно выиграла. Нужно было слышать, как тренер хозяев распекал своих подопечных в перерыве: «Они всю ночь бухали, от них разит на километр, а возят вас, как малых детей!»
Возможно, ярославцы тоже стали жертвой заблуждения, когда предложили арбитру Игорю Захарову «дыхнуть в трубочку». Но история получила громкий резонанс. Тому было как минимум две причины.
Во-первых, незадолго до матча «Шинник» — «Терек» (27 июня) отличился белорусский арбитр Сергей Шмолик. Его пришлось после финального свистка уводить под белы рученьки, дабы не рухнул по дороге в подтрибунное помещение. Шмолика потом пожизненно дисквалифицировали, несмотря на то что он убеждал общественность, будто был трезв как стеклышко, а передвигаться самостоятельно не мог, потому что заболела спина.
Во-вторых, еще не утихли страсти вокруг «судейского заговора» против «Шинника». Под этим углом зрения инцидент виделся многим, как попытка Ярославля отомстить «людям в черном», выставив их в неприглядном свете.
Захаров на алкогольную экспертизу поначалу согласился, несмотря на то что делегат матча Юрий Чеботарев и глава инспекторского комитета РФС Алексей Спирин, находившийся на прямой связи с местом событий, делать этого не рекомендовали.
— Никакие процедурные моменты в подобных случаях регламентом не предусмотрены, — пояснил «Спорту» Спирин. — Нет нормативных документов, разрешающих подвергать судей наркологической или алкогольной экспертизе.
Стороны вроде бы пришли к консенсусу, но когда приехала медсестра, представлявшая непонятную структуру, Захаров сдавать анализ отказался.
Арбитру предлагали подать иск о защите чести и достоинства, но он делать этого не стал. После долгих разбирательств КДК оштрафовал генерального директора «Шинника» Александра Рожнова на 100 тысяч рублей и запретил ему находиться на скамейке запасных во время ближайших двух матчей. Оскорбленный судья требовал публичных извинений, однако таковых не последовало, и «дело Захарова» благополучно покрылось пылью забвения.
Иржи Ярошик — футболист уникальный: выигрывал золотые медали в четырех странах — сначала стал чемпионом в родной Чехии, потом в России, Англии и Шотландии. Улыбчивый полузащитник запомнился российскому болельщику благодаря яркому выступлению за ЦСКА, откуда перебрался в набиравший обороты «Челси».
Последним перед «Крыльями Советов» местом работы Ярошика был «Селтик». Здесь Иржи играл с перебоями — то стабильно выходил в основном составе, то надолго усаживался на скамейку. Естественно, такое положение вещей чеха не устраивало.
Еще прошлым летом поползли слухи о возможном возвращении игрока в Россию. Сам Ярошик в интервью «Спорту» такой возможности не исключил.
— Почему бы и нет, — сказал он. — Языком я владею, в вашей стране моя семья чувствовала себя комфортно. Загадывать не стану, но если мной заинтересуются российские команды, с удовольствием рассмотрю предложение.
Предполагалось, что полузащитник пополнит боевые порядки «Москвы». Он приезжал, посмотрел вживую пару матчей команды, познакомился с Леонидом Слуцким, но контракт так и не подписал. В межсезонье Слуцкий переехал в Самару, и Ярошик стал одним из первых, кого тренер позвал в свою новую команду.
Достался футболист волжанам недорого — всего за миллион евро. Примерно столько же составляет его годовая зарплата, а пользу чех принес несомненную — выходил в стартовом составе в 22 из 30 матчей, забил два гола. Бывало, у «Крыльев» возникли проблемы в обороне, и Ярошик с успехом закрывал позицию центрального защитника. А еще Иржи освоил роль переводчика. Когда в Самару перебрался Ян Коллер, Ярошик помог давнему партнеру по пражской «Спарте» как можно быстрее освоиться.