• Анатолий Давыдов: Если не будет «Зенита»-2, куда девать ребят? На завод?

    Интервью с директором Академии «Зенита»

    02.03.18 10:20

    Анатолий Давыдов: Если не будет «Зенита»-2, куда девать ребят? На завод? - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Вообще-то Анатолий Давыдов пришел в 1975 году в «Зенит» из тульского «Металлурга» (предшественника нынешнего «Арсенала»). Об этом мало кто помнит сегодня на берегах Невы, потому что Анатолий Викторович давно и прочно ассоциируется у всех с единственным городом и единственной командой, он — питерский зенитовец. Чемпион СССР, один из лидеров той незабываемой команды. Тренер, завоевавший с клубом первый трофей в его российской истории — Кубок страны. Это уже на уровне рефлекса у руководства «Зенита», хоть оно и меняется иногда: когда трудно, зовут Давыдова. Он приходит, не может же он отказать «Зениту», молча впрягается в работу и выручает, тащит. Иногда на пьедестал.

    Анатолий Давыдов — рекордсмен «Зенита» по числу сыгранных матчей. Выходил на поле вместе с сыном Дмитрием. И конечно, давно уже символ клуба.

    Вот сейчас у «Зенита» великолепная академия. Но ее воспитанников в главной команде особо не видно. Надо исправлять эту ситуацию? Надо. Значит, зовут Давыдова.

    В кабинете. Без свистка

    — Анатолий Викторович, вы уже освоились в своем кабинете?
    — В кабинете — да, а вот в свои профессиональные обязанности продолжаю вникать (улыбается). Знакомлюсь с тренерами, начинаю какой-то подсказ. Размышляю о перспективах.

    — Для вас новое назначение стало неожиданностью?
    — Конечно!

    — Как вам предложили стать директором академии «Зенита»?
    — Позвонили руководители клуба. Все это, повторю, было довольно неожиданно. Я ведь тренер-практик. Привык со свистком общаться с игроками, стараться помочь им расти и развиваться. А тут в жизни что-то меняется. Но и в этой роли надо выступить достойно. Здесь множество различных нюансов, вплоть до юридических.

    — Вы уже обзавелись своей командой на новом месте?
    — Я еще не со всеми службами близко познакомился, но мне достаточно много помогают Максим Львович (Митрофанов. — «Спорт День за Днем»), Федор Луннов, Сергей Морозов. В академии есть опытные тренеры: Андрей Горлов, Сергей Гордеев, Василий Костровский. Я чувствую их поддержку.

    — На сколько лет у вас контракт?
    — Пока на год.

    — С возможностью его продления?
    — Наверное.

    — Это было ваше решение?
    — Я, как правило, редко спрашиваю по зарплате. В этот раз, правда, спросил (улыбается). Когда мне предложили принять «Зенит» после Бышовца, Виталий Леонтьевич Мутко уточнил: «Тебя все устраивает?» — «Да, мне дали потренировать первую команду. Это гордость». — «Что, больше ничего не интересует? А зарплата?» — «Ой, а я и забыл про нее. Сколько дадите?» (Смеется.) После Дика Адвоката было то же самое. Я даже не поднимал вопрос зарплаты. Как-то он у меня в сторону ушел. Был Адвокат, а тут доверили местному специалисту. Здесь не до зарплаты.

     

    — Раньше тренеры академии ездили на стажировку в европейские клубы. Сейчас эта практика сохраняется? На ваш взгляд, она нужна?
    — Нужна, конечно! Я тоже ездил к Арсену Венгеру в «Арсенал». Учиться никогда не поздно.

    — Уже давно ведется спор о том, что важнее: результаты команд академии или количество заигравших выпускников?
    — Результат должен присутствовать, но это не панацея. Для академии важно найти игрока-самородка и развить его. Один игрок в год для «основы»? Это громко сказано. Ни в одной команде мира нет такого, чтобы каждый год появлялись свои футболисты.

    — Есть такая версия, что академии мешает отсутствие конкуренции в матчах первенства Петербурга. У вас наилучшие условия для занятий, родители ребят и сами мальчишки рвутся к вам, все лучшие по возрастам под одним крылом, а единственный соперник — СДЮСШОР «Зенит».
    — Подождите немного, дайте разобраться. Мы сейчас стараемся не забирать ребят, чуть засветившихся в наших филиалах. Даем им годик-другой почувствовать себя лидерами. Это их стимулирует. И тренер к лидерам всегда внимательнее относится.

    — Матчи со СДЮСШОР «Зенит» носят для вас принципиальный характер?
    — Конечно, зачем это скрывать?! Школа работает на хорошем уровне, там много хороших, интересных футболистов.

    — Академия по-прежнему планирует проводить детские турниры?
    — Безусловно, и довольно много. Здесь и семинары для тренеров будут. У нас сейчас очень хорошие возможности.

    — Хенк ван Стее ввел ноу-хау в академии «Зенита»: каждый тренер ежегодно получал новую команду и работал с ней очередной учебный год. Отмените это решение?
    — Ежегодная смена наставника — это не очень серьезно. Минимум два-три года тренер должен поработать с командой определенного возраста. Это будет обсуждаться.

    Сказал Радимову: «Ты не кипи»

    — Владислав Радимов и Александр Кержаков сейчас кураторы команд академии. Что входит в их обязанности?
    — Они контролируют развитие игроков.

    — Почему вдвоем?
    — Такова стратегия клуба и прерогатива президента «Зенита». Радимов и Кержаков контролируют переход и развитие молодых футболистов, собирают информацию от тренеров и рекомендуют, кто может перейти из команд 2000 и 2001 годов рождения в «молодежку», из «молодежки» в «Зенит»-2 или кого можно порекомендовать в главную команду. У Радимова и Кержакова есть свое мнение. Достаточно веское. Все-таки они разбираются в футболе.

    — Согласны.
    — Но решения принимаем все вместе, а не просто что куратор сказал: этот игрок туда, а этот туда.

    — Радимов признался, что больше никогда не будет тренером. Погорячился?
    — Конечно. Он уже вкусил тренерской профессии. Когда я в 2009 году возглавил «Зенит», Радимов был начальником команды. Так я ему сказал: «Все, хватит, надевай спортивный костюм и давай потихоньку помогай мне». Он согласился. Поначалу ему было тяжело, но он перестроился. Потом я забрал Радимова в молодежный состав «Зенита». Он там два года пробыл со мной, после чего начал работать самостоятельно. А его нынешние слова — эмоции. Мне Дима тоже говорил: «Пап, я никогда в жизни не буду тренером. Смотрю на тебя — это ужас какой-то». — «Будешь. Куда ты денешься? Я чувствую, что у тебя есть призвание». В результате он стал тренером. Сейчас работает в академии. Я и Владу сказал: «Не кипи».

    — Вы еще вернетесь на тренерскую скамью?
    — Я не говорил, что больше никогда не буду тренировать (смеется). Вообще сложно перестроиться: сначала от игрока к тренеру, а потом от бровки уйти в другую жизнь.

    Втихаря смотрел, чтобы не пропустить звонок руководства

    — Вы поработали полгода в «Зените-2». Мирча Луческу скептически отзывался о вторых командах. Есть что ему возразить?
    — Почему мы должны под кого-то подстраиваться? Давайте представим, что не будет «Зенита»-2. Только «молодежка». Выпускники академии не подходят для главной команды. Куда их всех девать? Где задействовать нашу молодежь? На заводе? Так они не обучены.

    — Вы застали несколько поколений молодых зенитовцев. Нынешние любители гаджетов чем-то отличаются? Тяжело с ними находить общий язык?
    — Если человек обучаем, умеет слушать и выполнять, то нет. Я достаточно легко находил общий язык с футболистами. Хотя был очень требовательный. И не только со свистком. Я же еще и педагог, и психолог. Занимаюсь воспитанием футболистов.  

    — В «Зените»-2 были какие-то запреты? Может, на телефоны на тренировках?
    — На тренировках само собой (улыбается). Я и то втихаря смотрел, чтобы не пропустить звонок руководства. Причем отключаю звук. Увижу звонок от Сергея Саныча (Фурсенко, президент «Зенита». — «Спорт День за Днем») — отвечу. Но если на собраниях у кого-то зазвонит телефон или на разборе игры — это непорядок. Такие правила везде, не только у нас.

    — Вас не задевает, когда молодой футболист приезжает на тренировку на «Бугати»?
    — Где бы я ни работал, всегда говорил ребятам: «Да, у тебя красивая машина, а какая задача по жизни? Есть какие-то обязанности на этом свете? Подари папе машину. Хочешь жить один — купи себе квартиру. Или помоги родителям расшириться. Отдай им свой долг».

    — Резонно.
    — А эти «железки» еще постоянно дешевеют. Год прошел — минус 15 тысяч долларов. За два года набегает 30 тысяч. Это квартира! Может, лучше об этом сначала подумать? Говорил футболистам: «Вы же хотите встречаться с девушками. Не в парадной же будете с ними сидеть».

    Подрастает тренер Анюков

    — Вам не жалко было оставлять «Зенит»-2?
    — Жалко, конечно. Там была проведена огромная работа, мы сыграли 25 матчей, почувствовали наконец вкус к игре и поняли, что такое первый дивизион, потому что там много особенностей. А специфика нашей команды в том, что я привлек очень многих ребят из «молодежки». Они попали в ФНЛ, минуя второй дивизион, это очень сложно. Вчерашним школярам пришлось столкнуться с достаточно амбициозными коллективами, в которых полно опытных футболистов. Проделанная подготовка должна сейчас сказаться, да и Костя Зырянов придаст импульс.

    — Не боязно доверять команду Зырянову, ни дня самостоятельно не работавшему?
    — Все мы когда-то начинаем. Мне тоже было непросто принять «Зенит» у Анатолия Федоровича Бышовца (осенью 1998 года. — «Спорт День за Днем»). У Кости есть все данные для того, чтобы стать отличным тренером. Я ему давно говорил: пора заканчивать и брать свисток.

    — Кстати, о наследстве, оставленном Зырянову. Вы выделяли форварда Андрея Панюкова. Он очень неплохо проявил себя на сборах у Роберто Манчини, но сейчас снова вернулся к Зырянову.
    — Это способный нападающий, он мне еще в столичном «Динамо» очень нравился. У него хорошая реализация, а у нас Андрей прибавил и помог «Зениту»-2.

    — Когда-то Владислав Радимов жаловался, что в «Зените»-2 ему иногда приходилось выпускать вратарей в поле, не хватало футболистов. У вас не возникало таких проблем?
    — У нас футболистов хватало. Мы и сами рекомендовали некоторых ребят главному тренеру «Зенита». Манчини приглашал на сборы Панюкова, Никиту Каккоева, Кирилла Капленко, Дмитрия Плетнева, защитника Илью Скроботова. Последний очень хорошо себя проявил. На него претендовал «Локомотив», но я уговорил отца Ильи не форсировать события.

    — Сейчас во второй команде появился вратарь Михаил Кержаков. Это ей во благо?
    — Конечно! Я уверен, что и Саша Анюков еще поиграет в «Зените»-2 и тоже станет тренером, как Костя. Это достойные люди, их опыт пойдет только на пользу. Не стоит воспринимать вторую команду как некую ссылку.

    — Вы видите Анюкова тренером?
    — Почему нет? С его-то опытом! Да, не всем дано, своеобразная профессия, ей нужно учиться. Время покажет, но Саше, думаю, дано.

    — 24-летний Егор Бабурин только третий вратарь «Зенита». Вам не кажется, что мы так теряем способного парня?
    — А ему никто не сказал, что у него нет шанса стать вторым и даже первым! Люди по-разному созревают. Бабурин еще молодой вратарь, который уже два года играет на хорошем уровне. Лидер по натуре, руководит обороной, с хорошей реакцией. Не паникует после ошибки, как бывало у него в совсем ранней молодости. Егор — очень перспективный вратарь.

    — Ему не стоит пока уезжать? У Бабурина ведь был вариант с «Крыльями Советов».
    — Миша Кержаков тоже в свое время уехал по совету Миши Бирюкова. И правильно сделал. Поиграл в премьер-лиге. Получил опыт.

    — Максим Карпов отправился в Хабаровск. Может, лучше было отдать его в «Зенит»-2? СКА вряд ли сохранит прописку в премьер-лиге.
    — Мне кажется, хорошо, что Максим уехал. Я ему говорил: «Ты ничем не хуже, чем Кутепов из «Спартака». Только он играет, а ты еще сидишь на лавке. И виноват в этом не тренер, а ты в первую очередь». Когда Карпов выходил играть за «Зенит»-2, то я не чувствовал, что он лидер. Это плохо. Он ведь тренируется в «Зените», значит, должен быть выше игроков «Зенита»-2 по своему футбольному образованию, тактике и самоотдаче на поле.

    — Логично.
    — Может, переезд в Хабаровск его немного встряхнет. Полетает часов по семь-восемь. В такие команды, как правило, люди идут, чтобы зарабатывать деньги, а не валять дурака. Если будешь играть вполсилы, тебе, образно говоря, где-нибудь в душе набьют рожу (улыбается).

    До первой команды — сто метров

    — Все ваши предшественники в этом кресле вспоминали Игоря Денисова как одного из последних воспитанников «Смены», ставших футболистами основного состава «Зенита». И все обещали изменить эту ситуацию. Ребята, которые учатся в академии, не теряют веру в свои силы из-за того, что ни один из воспитанников уже много лет не попадает в родной клуб? Хотя ваши ученики отнюдь не затерялись в российском футболе. Но ведь не в «Зените».
    — Это, разумеется, ни в коей мере не говорит об отсутствии в академии талантливой молодежи. Возможно, помешали некоторые недоработки. Сейчас Максим Митрофанов озвучил кое-какие интересные мысли по развитию молодежного департамента: по методикам работы, по отбору мальчишек. Все систематизируется. Это должно дать свои плоды. Хочу отметить, что никто не загоняет тренеров в какие-то рамки.

    — За всю историю «Смены» было два феномена, ярко заигравших уже в 16 лет: Олег Саленко и Владислав Радимов.
    — Такие люди часто не рождаются. Можно еще вспомнить Андрея Аршавина, но вообще северяне позже раскрываются. В академии «Краснодара» тоже нет 16-летних звезд.

    — Андрей Аршавин однажды признался, что он не пробился бы в нынешний «Зенит», где много легионеров. Легкое кокетство с его стороны?
    — Андрей очень здорово играл, но ему не хватало общескоростной выносливости. Хотя при этом у него были очень сильные индивидуальные качества: взрывной, прекрасный уход с места, никогда не боялся идти в обводку. Нашему футболу этого не хватает. Если нападающий находится на углу штрафной площади, перед ним только один защитник, а он убирает мяч под себя — это ненормально. «Зенит» никогда так не играл. Всегда были наглые скоростные атаки по флангам. С каким-то куражом.

    — Что вы ждете от «Зенита» в этом сезоне, где ему осталось отыграть десять матчей чемпионата России и встречи плей-офф Лиги Европы?
    — Успешной борьбы в чемпионате России. У «Локомотива» можно отыграть восемь очков, ничего страшного. «Железнодорожники» имеют хорошую команду, но у меня такое впечатление, что они достигли своего предела. У «Зенита» к финишу чемпионата должен сложиться коллектив единомышленников, и, я уверен, Роберту Манчини удастся этого добиться. Мы уже успели соскучиться по европейским трофеям (улыбается).

    — В этом году — десять лет победам «Зенита» в Кубке УЕФА и Суперкубке УЕФА.
    — Новый стадион как раз для того, чтобы привозить в Петербург ведущие клубы и обыгрывать их!

    — Еще нас ждет чемпионат мира. Говорят, что ребят, занимающихся в академии, собираются массово приводить на матчи мундиаля в Петербурге. Чуть ли не «вираж» стадиона «Санкт-Петербург» собираются им отдать.
    — Да, для наших ребят запланировано достаточно много пропусков. Они смогут посмотреть большой футбол. Это их будущее, их мотивация, которая обязательно должна быть немного завышенной. Пока я работал в «Зените»-2 и «молодежке» «Зенита», говорил своим ребятам: «До первой команды — сто метров. С нижнего поля базы на верхнее. Но как пройти эту стометровку? За счет чего? Сколько надо труда и таланта?»

    — Академия «Зенита» — тренировочная площадка во время чемпионата мира. Это отразится на вашей работе?
    — Я пока не знаю, как это будет выглядеть. Наш тренировочный процесс от этого вряд ли нарушится. Мы же не можем все команды отправить в отпуск или куда-то вывезти на сборы.

    В тему: все руководители академии «Зенита»*

    Дмитрий Бесов: директор СДЮШОР «Смена» (1967 — весна 2005)

    Тарас Безубяк: директор СДЮШОР «Смена» (лето 2005 — лето 2006)

    Василий Костровский: директор СДЮШОР «Смена» (лето 2006 — август 2009)

    Хенк ван Стее: президент академии «Зенита» (сентябрь 2009 — декабрь 2014)

    Владимир Казаченок: директор учебно-тренировочного центра академии «Зенита» (январь 2014 — март 2017)

    * До 2009 года называлась школа «Смена».

    Личное дело

    Анатолий Давыдов

    Родился 13 ноября 1953 года в Туле

    Воспитанник тульского футбола

    Амплуа: левый защитник

    Карьера игрока: «Металлург» (Тула, 1971 — 1975), «Зенит» (Ленинград/Санкт-Петербург, 1975 — 1988, 1997), «Лада» (Тольятти, 1989, март — октябрь), «Крылья Советов» (Куйбышев, 1989, октябрь — ноябрь), «Поннистус» (Финляндия, 1990, 1992 — 1995), «Локомотив» (Ленинград, 1991), «Фошань Фосиди» (Китай, 1996)

    В «Зените» (официальные матчи): 456 матчей (385 — в высшей лиге чемпионатов СССР/России), 11 (10) голов

    Достижения: чемпион СССР — 1984, бронзовый призер чемпионата СССР — 1980

    В списках 33 лучших футболистов сезона: № 2 — 1979, № 3 — 1982

    Самый возрастной футболист, выступавший в высшем дивизионе чемпионата России. Свой последний матч («Зенит» — «Черноморец» — 0:0) провел 3 сентября 1997 года в возрасте 43 лет и 295 дней

    Карьера тренера: играющий тренер, тренер (1997—1998), исполнял обязанности главного тренера команды (1998, сентябрь — октябрь), главный тренер «Зенита» (1999 — 2000, апрель; 2009, август — декабрь), тренер «Зенита»-2 (2000, с апреля), главный тренер «Зенита»-дубль (2001), «Металлурга» (Липецк, 2002 — 2005), «Сибири» (2005 — 2006), «Текстильщика» (2007), молодежной команды «Зенит» (2008—2009, август; 2010, январь — 2013, май), «Томи» (2013, июнь — сентябрь), «Зенита»-2 (2017, июнь — декабрь)

    Достижения: обладатель Кубка России — 1998/99, бронзовый призер чемпионата России — 2009

    Советник президента «Зенита» по спортивным вопросам, работал в селекционном отделе ФК «Зенит» (2013 — 2017)

    С 27 декабря 2017 года — директор Академии ФК «Зенит»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров