YouTube ВКонтакте Facebook Twitter Instagram YouTube ВКонтакте Facebook Twitter Instagram RSS Мобильная версия


«Атмосфера вокруг главного тренера ''Зенита'' меня беспокоит». Спортивный психолог защищает Семака А также поддержал Азмуна и защитил Лунева

Сергей Семак
Фото: ФК «Зенит»

«Зенит» и непосредственно главный тренер Сергей Семак находятся в непростом положении. Участие в Лиге Европы болельщики сине-бело-голубых признали неудачным. В девяти гостевых матчах в еврокубках в этом сезоне не удалось одержать ни одной победы. В чемпионате у «Зенита» отрыв от «Краснодара» в пять очков, но фанаты все равно чем-то обеспокоены. И действительно, смущает не идеальная реализация Сердара Азмуна, неуверенная игра Андрея Лунева. В беседе со спортивным психологом Вадимом Гущиным корреспондент «Спорта День за Днем» попытался ответить на все насущные вопросы.

– В трех матчах Азмун не реализовал четыре выхода один на один. Раньше его результативность именно в таких моментах была лучше. Что не так?
– Одно дело забивать в «Рубине», другое – в «Зените». В Казани за тебя не болеет весь город, не набиваются полные трибуны, каждый гол – это праздник для команды. Там психологическое давление гораздо ниже, чем в «Зените». Там он чувствовал себя более раскованно. Это первый фактор. Часто случается, что результативный нападающий переходит из средней команды в топ-клуб и забивает значительно меньше голов.

– Второй фактор?
– Это давайте назовем «фактор Салаха». Следите за «Ливерпулем»? Он здорово играет, отдает передачи, действует с мячом – сказать, что он в плохой форме или не отдается игре, нельзя. То же самое относительно Азмуна. По самоотдаче к нему нет ни одной претензии. Но забивать голы – это творческий процесс. Нужно вдохновение. Чтобы судьба немного помогла. И чем мы больше обращаем внимание на то, что у него что-то не получается, тем больше над ним нависает социальное давление.



Есть две позиции на поле, подвергающиеся такому давлению – это вратарь и нападающий. Цена их ошибки намного выше, чем у любого другого члена команды. Они находятся под большим давлением. Если вратарь не спас, то команда пропустила, если нападающий не забил, то не забил никто. В этих позициях необходимо правильное психологически боевое состояние. Видимо, оно сейчас не в лучшее.

– Подождите, Азмун ведь забивает в других моментах, но именно выходы один на один ему не удаются, хотя в большинстве этих моментов у него было достаточно времени для реализации момента. В чем проблема?
– Это то, что комментаторы часто называют стопроцентным моментом. Мне всегда весело от этого. Стопроцентных моментов не бывает. Шансы бывают маленькими или большими, но не стопроцентными. Когда игрок чувствует, что обязан забить, то напряжение возрастает. В таком случае этот футболист с большей долей вероятности смог бы забить дальним ударом, чем с выхода один на один. Здесь выходит на первый план мастерство. Кто реализует больше этих самых стопроцентных моментов: техничный или хладнокровный игрок? Конечно второй. Потому что тут надо не выполнить какой-то экстремальный технический трюк, а внимательно посмотреть – где вратарь, его опорная нога и пустое место в воротах. Голкипер беззащитен в таких ситуациях, а нападающий должен хладнокровно оценить ситуацию и быстро принять решение. Но они не успевают, так как находятся под большими эмоциями и напряжением.

– Вы упомянули позицию вратаря. Андрей Лунев тоже играет неуверенно с того момента, как Игорь Акинфеев объявил о завершении карьеры в сборной России. Вратарь «Зенита» взял на себя слишком много ответственности – первый в сборной, первый в петербургском клубе?
– Не думаю, что игра Лунева связана с решением Акинфеева. В отличие от клуба, в сборной у него есть серьезные конкуренты. Станислав Черчесов, как вратарь и тонкий психолог, понимает, что возлагать ответственность на голкипера нужно аккуратно.

– А в «Зените»?
– Все строго наоборот. Есть Михаил Кержаков, но он не является реально сильным конкурентом на позицию Лунева. И потом вся команда играла под давлением.

Недавно ошибся Мануэль Нойер в матче «Бавария» – «Ливерпуль». Он совершил ошибку, которую с его опытом и классом обычно не допускают. Нойер теперь плохой вратарь? Нет. Просто в этой ситуации каждый гол «Ливерпуля» убивал шансы «Баварии». Вратарь, конечно, был под очень большим давлением – пропускать было нельзя.

– Что этот пример значит?
– В этих случаях мы говорим об одном и том же – о риске не сделать то, чего от тебя все ждут. Это особенно обостряется в критические моменты, когда Кубок, когда пропускать нельзя или надо забивать. В обычных матчах чемпионата эти игроки ведь выглядят намного лучше. Этим и отличается хороший вратарь от великого, хороший нападающий от великого.

В России ни великих вратарей, ни великих нападающих сейчас нет. Это очевидно. Черчесову приходится работать с хорошими игроками, профессиональными, добротными, но никак не великими.

– Кажется, у Семака похожая ситуация.
– Конечно! Я не понимаю давления, которое оказывается на Семака.

– Считается, что он должен выиграть чемпионат, Кубок России и далеко продвинуться по плей-офф Лиги Европы.
– Еще Аршавин сказал: «Ваши ожидания – это ваши проблемы». Это в шутку. Если серьезно, то «Зенит» имеет дело с молодым тренером, которого можно сломать избыточными ожиданиями, и лишиться человека, который может работать в клубе годами. Тогда придется снова тасовать тренеров каждый год. Но мне кажется, что стоит дать Семаку кредит доверия, который дали в прошлом году Черчесову. Зенитовская публика немного перегрета и переоценивает возможность этого состава команды. Сергею Богдановичу надо дать поработать. Но нет! Мы хотим результат здесь и сейчас! Почему мы проигрываем? Ах, да это игра «Уфы»!

– Правда-правда.
– Но игра «Уфы» – это когда тренер из средних игроков выжимает максимум. Но в «Зените» приходится работать со звездами. Пусть и относительными. Но у Семака такого опыта нет. Так вы подождите, когда он его наберется, или увольте сразу. Зачем издеваться? Чего вы ждете от него и зачем радостно показываете пальцем на каждую его ошибку?

Под таким же страшным давлением находится Олег Кононов в «Спартаке». Ничего хорошего в этом нет.



Можно по-разному относиться к президенту ЦСКА Евгению Гинеру, мне он, например, не нравится, но его отношение к своим кадрам, умение дать молодому тренеру или игроку карт-бланш, проявить доверие и оставить все проблемы внутри, подкупает. Этого руководству «Спартака» и «Зенита» не хватает. Хотите ли вы получить своего молодого, умного и перспективного тренера? Или вы хотите каждый год менять его? Хочется задать вопрос даже не руководителям, а болельщикам. Чего вы хотите? Чтобы Сергей Богданович сразу дал результат и выиграл титулы? Так не получится. И даже если бы удалось, то, скорее всего, себе во вред – у него могла создаться иллюзия, что он все уже умеет. Дайте ему набить шишки, совершить ошибки. Это нападающему нельзя ошибаться в возрасте Азмуна, а Семак – юный тренер. Психологическая атмосфера вокруг главного тренера «Зенита» меня сейчас беспокоит. Да, он не великий тренер, даже не отличный, просто хороший пока. Но он и сам это понимает. Осталось это понять болельщикам. Будьте подобрее!

Использовано фото: ФК «Зенит»

Оцените материал:
-
8
24
+
Поделиться: поделиться ВКонтакте поделиться Facebook поделиться Одноклассники
Загрузка...
9 комментариев
Написать комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий к материалу Вам необходимо авторизоваться.

svistok – 16.03.2019 20:13

Ответ на комментарий пользователя svistok

Господину sbavli: "Общаться с профессиональными футболистами я начал с 1971 года. И этот пассаж: "если есть хоть маленький шанс - цепляйся до последнего" слышал не раз от неудачников. Он сродни более древнему российскому пассажу: "Хорошо играть надо 2 раза в сезоне: первый раз после сборов, чтобы ставили в основу. Второй раз перед окончанием сезона, чтобы продлили контракт". У тренеров и руководителей клуба совсем иной подход, если они мыслят категориями БОЛЬШОГО УСПЕХА, а не однодневными вылазками. Сегодня лишь "Краснодар" счастливо соединяет в себе таких руководителей с таким тренерским составом. Хозяин клуба понимает, что здоровый ребенок не может родиться раньше 9 месяцев, а сильный футбольный клуб не может сформироваться в одночасье. Поэтому "Краснодар" последовательно творит себя, пройдя путь от любительской команды в премьер-лигу, затем закрепившись в ней основательно, затем создав инфраструктуру для больших побед, затем развивая академию для того, чтобы в будущем насытить клуб своими выпускниками-патриотами, затем постепенно пробуя силы в еврокубках. Очередная задача команды закрепиться основательно в зоне УЕФА чемпионата России, наиграв те самые свои козырные схемы, против которых любому сопернику будет тяжело. На решение этой задачи уйдет еще, как минимум 1 сезон. И только после этого перед командой встанет очередная задача - бороться за победы в чемпионате РФ. Учитывая тот факт, что все предыдущие задачи команда решала последовательно и успешно, а сегодня, по мнению подавляющего большинства футбольных экспертов, показывает самый привлекательный и осмысленный футбол в России, можно быть уверенным, что и с задачей становления собственного стиля команда справится в поставленные сроки. Сегодня же пока "Краснодар" не может демонстрировать свой лучший стиль на протяжении всего матча, против кого бы не играл. Это говорит о том, что становление собственного стиля игры еще не завершено, т.е. что задача находится в процессе решения. Поэтому "Краснодар" в этом сезоне объективно не является претендентом ни на "золотые", ни на "серебряные" медали. Что же касается Ваших ссылок на успех команд-однодневок, то эти примеры, как раз убеждают в том, что "Краснодар" выбрал правильную стратегию развития. Команду-однодневку можно привести к победе легко. Но потом последует неминуемый провал и развал команды. Вы вспомнили "Анжи", но можно продлить этот ряд, назвав "Спартак-Аланию" из Владикавказа, московское "Динамо", казанский "Рубин".

4152939 – 16.03.2019 15:57

Смена тренера каждый год вобще очень порочная практика(если только команда не стоит на вылет). Поэтому разочаровывали решения об увольнениях как Луческу, так и Манчини.

4152939 – 16.03.2019 15:56

Семаку нужно дать работать минимум до лета 2020, тут и говорить не о чем.

несемак – 16.03.2019 10:48

Ответ на комментарий пользователя svistok

Как увас , у свистка все гладко. Вот в этом сезоне "Краснодар" займет третье место, а потом потренируется и в следующем сезоне - второе. "Охватить все цели разом.. и еще построить игру команды".. Так в том-то и дело, что и целей уже нет и игры нет и не предвидится. Вы видимо из кагорты контролирующих
. Вы что серьезно полагаете, что спорт развивается и в частности футбол последовательно и поступательно? Никто не знает, что будет на следующий сезон. Никто не знает, что придумает руководство и какие тренеры0 игроки останутся. Всерьез рассчитывать на российское планирование могут только киселевы и кремлевские мечтатели..

sbavli – 16.03.2019 01:26

Ответ на комментарий пользователя svistok

svistok, вы очень удобно для себя все выстраиваете. Краснодар, по-вашему, сейчас отступает. Я с вами полностью согласен, правда, вижу тому иные причины. И дальше вы гарантируете прогресс в будущем. Оно сокрыто от наших глаз. Гляньте, как вы осторожны: "Зато в следующем сезоне команда будет иметь реальную возможность бороться за 1-2 места и показывать более ровную игру в еврокубках" А сейчас нет реальной возможности бороться за 1-2 места, когда валится и менял тренера Спартак, проблемы в Зените, ЦСКА обновился больше, чем наполовину...
Не пробовали общаться с профессиональными спортсменами? Они вам объяснят, что если есть хоть маленький шанс - цепляйся до последнего. А в будущем... Вы знаете, как усилятся конкуренты? Где будет Мусаев? Да и Галицкий, кстати. В наш футбол уже приходили люди не бедные: Прохоров, Потанин, Керимов... Где они? Где Москва? Где Анжи, ТОТ Анжи?
Почему Краснодар сейчас сливает, скажем, Оренбургу? Может потому, что ТАК строит, взяв главным строителем тренера без дня опыта в профессиональном футболе В ЛЮБОМ КАЧЕСТВЕ? А не по вами изобретенным в качестве индульгенции причинам?

Old_men – 15.03.2019 20:52

ХХХ, с чего взята Ваша уверенность, что "Зенит уже такая команда, что болельщики уже могут требовать ..."? Какова правомерность какого-либо требования фанатов? (Прошу заметить - требуют всегда именно фанаты, но не болельщики.)
Таким как Вы, мистер ХХХ, уже не раз было сказано, что "ваши ожидания - это ваши проблемы".

xxx – 15.03.2019 19:31

Ответ на комментарий пользователя svistok

конечно от Краснодара ничто не требуют,это Зенит времен Петржелы - красивый,быстрый футбол,свои воспитанники,нарастающая популярность по России.. сравнивать Краснодар с Зенитом - по меньшей мере глупо..Зенит уже проделал тот путь,который предстоит пройти Краснодару.. и,на минуточку,Галицкий мог пригласить Семака,но не сделал этого..----------------такое ощущение,что "психолог" не Семака успокаивает,а что то пытается внушить болелам..и что нужно болелам понять,что командной игры не ждите,ибо Семак - юный тренер??)) в том то и дело,что Зенит уже такая команда,что болельщики уже могут требовать,как и в Юве,Реале итд..

Old_men – 15.03.2019 17:45

Локо-Шеф поставил команде задачу быть в пятерке лучших, Гинер отделывается фразами о победе в каждом матче, Краснодар потихоньку эволюционирует, а у руководства питерцев традиционно троцкистские лозунги, но с этим ничего поделать невозможно - все таки "город трех революций".

svistok – 15.03.2019 17:24

Согласен с психологом, но не во всем. В том, что Семаку надо дать возможность поработать - ДА! Семак строит новую команду, при этом не сворачивает с курса главной цели - добиться чемпионства страны. И команда лидирует в чемпионате. Охватить все цели разом и при этом еще успеть выстроить игру новой команды - нереально. И умные болельщики должны это понимать. Возьмите "Краснодар". Там строится команда нового типа. При этом,ни хозяин команды, ни болельщики не требуют от тренера Мусаева побед "Здесь и сейчас". Теоретически "Краснодар" мог бы сегодня напрячься и бороться за "Золото". Но все понимают, случись это, команда развалится через год. Есть у психологов такой термин "синдром психоэмоционального выгорания". Поэтому "Краснодар" в этом сезоне будет играть так же ненапряжно, как в прошлом и займет в итоге третье место (подчеркиваю не ВТОРОЕ, а третье). Зато в следующем сезоне команда будет иметь реальную возможность бороться за 1-2 места и показывать более ровную игру в еврокубках. Команда создается на года, а не для разового употребления.

Войти по логину
sportsdaily.ru
У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Зарегистрироваться по E-mail
Уже есть логин? Входите!
Восстановление пароля
Сообщение отправлено на ваш email адрес
Назад