Александр Бурмистров: «Мерседес» за победу на ЧМ-2014 продать рука не поднимается

Александр Бурмистров: «Мерседес» за победу на ЧМ-2014 продать рука не поднимается

«Чикаго» звал, но срываться не стал». Большое интервью с нападающим «Шанхая» Александром Бурмистровым

Ветеран «Шанхайских драконов» и 8-й номер драфта НХЛ в интервью для «Спорт День за Днем», где много о жизни, и мало о спорте, рассказал, как в 17 лет оказаться в чужой иноязычной семье, мотивации раннего отъезда в Канаду, а также объяснил за счет чего его выбрали на драфте НХЛ выше Евгения Кузнецова и Владимира Тарасенко.

Александр Бурмистров напомнил мне о бакинской юности. Пока мы согласовывали дату и время проведения интервью, Бурмистров присылал сообщения, написанные латиницей. Слова русские, буквы – нет. Выглядело это так:

– Dobryi den. U nas trenirovka в 16 chasov zakanchivaetsa, v 17 mozhno budet nachat intervyu.

Когда мобильные телефоны только-только появлялись, в Баку так писали все. Лимит одной смс, написанной латиницей, вмещал больше знаков, а, значит, если текста много, обходилась дешевле. Некоторые мои друзья за несколько десятилетий так и не избавились от манеры писать «Privet. Kak dela?».

– У меня эта привычка в Канаде сформировалась, – усмехается Бурмистров. – Когда переехал – а это 2009 год – мне дали кнопочный Blackberry. Помните такой? Он был без русской раскладки. Чтобы поддерживать связь с друзьями, семьей, стал писать русские слова латиницей. В результате, привык так, что, как ни старался, переучиться не могу. В русской раскладке я о-о-очень долго буду искать буквы. А тут всё на автомате.

– За компьютером тоже без кириллицы обходитесь?

– С клавиатурой голова по-другому начинает варить. Но вообще подобную работу я жене доверяю обычно.

Burm2.jpg

Бурмистров – пионер китайского хоккея Петербурга. Именно он стал первым новичком «Шанхайских драконов» – клуба, который уехав летом из Мытищ, замахнулся на свой ренессанс в новом городе. Планировалось, что опытный форвард станет матерым вожаком формировавшейся в авральном режиме команды. Информации за годы в игре Александр накопил немало.

Из родной Казани он уехал в 17. После года в Хоккейной лиге Онтарио попал на драфт НХЛ, где был выбран под сочным 8-м номером! Это ниже Джеффа Скиннера (7), но выше Микаэля Гранлунда (9). Из числа россиян Бурмистров в 2010-м был вне конкуренции. Топового Владимира Тарасенко «Сент-Луис» забрал 16-м, а «Вашингтон» Евгения Кузнецова – 26-м.

Уже в следующем сезоне воспитанник «Ак Барса» вместе с Николаем Антроповым и Дастином Бафлином выступал за «Атланту». Ещё через год переехал с ней в Виннипег – примерно так же, как сейчас «Куньлунь» в «Шанхай».

После двух сезонов в «Джетс», Александр вернулся в Казань – аккурат к Олимпиаде-2014, где тоже мог сыграть. Не так уж далек он был от состава. Но та сборная провалилась, зато с последующего ЧМ уезжала в статусе лучшей, к чему 22-летний Бурмистров имел непосредственное отношение: в команде Олега Знарка он отыграл турнир в четвертом звене с двумя Евгениями – Кузнецовым и Дадоновым.

Сейчас Александру – 34. Ровно половину жизни назад началось его странствие в мире большого хоккея, и по итогам этих лет ему определенно есть что вспомнить.

«Пробиться в “Ак Барс” было нереально»

– Александр, в Канаду вы укатили в 17 лет. Не страшно было штурмовать новую страну в одиночку, да еще без знания языка?

– Так выбора у меня не оставалось. Пробиться в «Ак Барс» – нереально. Команда только-только после первого в истории Кубка Гагарина. Я выступал за второй состав. Вернее, проводил за него домашние матчи, а на выезды ездил с основой. Но там либо на трибуне сидел, либо на лавке как лимитчик.

За «Ак Барс»-2, выходя против мужиков, я набрал под 60 очков, но и с таким результатом понимал, что в главную команду мне не пробиться. А в этом возрасте нужно развиваться, двигаться наверх. Института аренды в КХЛ тогда не существовало. Недостаток игровой практики я добирал в юниорской сборной, у которой тогда было много турниров.

– А потом махнули в Хоккейную лигу Онтарио.

– После юниорского ЧМ, где мы взяли серебро, появились предложения из Канадской хоккейной лиги. Я неплохо провел ЮЧМ, стал одним из лучших бомбардиров, чем спровоцировал интерес к себе. Юниорские лиги Северной Америки, конечно, не являлись пределом моих мечтаний, но с агентом решили пусть на всякий случай драфтуют. Далее случилась вот какая история. В 17 лет меня вызвали на летнюю серию игр против молодежной сборной США. Из-за нее я пропустил предсезонные сборы «Ак Барса». А вы помните уровень «Ак Барса» 2009 года...

– Если коротко, в 2010 году он снова взял Кубок Гагарина.

– Именно! Для полноты картины добавлю, что пять хоккеистов его состава приняли участие в ванкуверской Олимпиаде.

– Трое сыграли за Россию – Алексей Морозов, Данис Зарипов, Илья Никулин, двое за Финляндию – Ярко Иммонен, Нико Капанен.

– И это при том, что ещё несколько человек из Казани готовились со своими сборными, но в итоговый состав не прошли. В общем, закрепиться в таком коллективе в 17 лет было и так сродни подвигу, а тут ещё без предсезонки. Ну, в общем, оценив имевшиеся данные, я решил: еду в Канаду. Помню, провели со сборной последний матч серии в Лейк-Плэсиде, я сел в машину генерального менеджера «Барри Кольтс» Грега Карригана, который приехал за мной, и мы поехали в мою новую команду.

Burm_Main.jpg

– А заодно – и в новую жизнь.

– Эта жизнь поначалу складывалась очень непросто. Незнание языка раздражало. Помню, после десяти матчей я шел в топ-3 по очкам в команде, пошли все эти подколы от канадцев. Я понимал, что говорят про меня, но не понимал что именно. В один день нервы сдали. Звоню агенту: «Всё, я домой!». Агент – успокаивать. Обрисовал картину мира после такого шага: «Если ты уедешь сейчас, больше сюда не вернешься. А если здесь не выдержал, в НХЛ ты никого не заинтересуешь, мимо драфта пролетишь».

– Прониклись?

- Да, эти слова меня перенастроили. Начал иначе воспринимать ситуацию. Провел еще десять матчей, дела шли в гору: набирал очки, команда побеждала. За сезон мы тогда только шесть матчей проиграли. До финала плей-офф дошли. А чуть позже весьма кстати для меня в Барри приехала «Сабвэй Суперсерия».

– Серия матчей между российской сборной и сборными канадских лиг.

– Да. Я тогда отвел душу — наобщался с пацанами, ментально подпитался. Потом на молодежный ЧМ поехал, там тоже наговорился. При этом всё это время я трижды в неделю занимался английским с преподавателем, жил в англоязычной семье, и к Новому году более-менее заговорил. Под конец регулярки общался в команде уже без переводчика.

– Кстати, когда живешь в семье – а это частая практика для уезжающей за океан молодежи - за что-то платишь?

– Не за что. Тебя кормят, поят. Меню расписано на неделю вперед. В понедельник знаешь, что будет на обед пятницы. Тратишь только на свои хотелки: одежду, развлечения. Всё остальное получаешь от семьи, а ей всё компенсирует клуб.

Моя зарплата составляла порядка 300 долларов. 50 я скидывал с остальными на бензин: игроки с машинами по дороге на стадион захватывали с собой троих-четверых. Я жил в классной семье. Очень к ней прикипел. Настолько, что когда в НХЛ грянул локаут, ездил к ним на 2-3 дня. Летел до Торонто, оттуда за 50 минут на машине до Барри. Всегда с теплом вспоминаю о них.

«Богосян — машина, таких атлетов еще поискать!»

– По прошествии лет не считаете, что рано сорвались из России?

– Точно нет. Повторюсь: у меня других вариантов не было. В «Ак Барс» не пробиться – катался бы лимитчиком по минуте за матч. Во Второй лиге ребята старше на три-четыре года и значительно выше уровнем. Приезжаешь, к примеру, в Нефтекамск или Глазов, смотришь на соперника, и там дядьки, которые хоккеем семьи кормят. Они своего не уступят. Из ребят моего возраста в КХЛ в тот момент немногие пробились. Вова Тарасенко за «Сибирь» выходил, Макс Кицын за «Кузню» и Женька Кузнецов за «Трактор».

– Парадокс, что они в 17 лет играли в КХЛ, а на драфте НХЛ выше ушли вы.

– Просто их команды КХЛ были послабее «Ак Барса». Казань дважды подряд Кубок Гагарина брала. Состав – лучшие россияне, лучшие легионеры. Попробуй залезть в такую компанию!

– За год в Америке вы доросли до НХЛ, начали играть за «Атланту». Среди одноклубников были именитые Эвандер Кейн, Фредрик Модин, Блэйк Уилер, Эндрю Лэдд, Дастин Бафлин, Николай Антропов. Вы набирали очки в лучшей лиге мира, посещали легендарные стадионы Нью-Йорка, Детройта, Монреаля, Торонто. У 19-летнего пацана не пошла голова кругом от новой жизни?

– Было круто! В адаптация сильно помогали одноклубники. Причем – все. Коля Антропов вообще поселил к себе. Месяц у него в доме жил, много времени вместе проводили, с детьми его игрался. Ощущения тогда действительно невероятные переживал. Классная школа жизни! Три часа в день проводишь в раздевалке, остальное время 21/7 предоставлен себе. В поездках – завтрак, обед и ужин от клуба. Не в день игры обеспечиваешь себя сам. С графиком НХЛ не забалуешь - 82 игры регулярки. Бывало по два матча за два дня. Мысли только о хоккее и восстановлении.

К тому же, я выступал в Атланте, а это не Торонто, где хоккеиста на каждом углу узнают. Местные, когда им говорили, что в городе есть команда НХЛ, удивлялись: «У нас есть бейсбол, баскетбол, американский футбол… А хоккей… Не, не слышали о таком». Перед кем тут понтоваться?

– С Андреем Зубаревым и Артуром Кулдой в основном время проводили? Они почти сверстники ваши, в отличие от Антропова.

– Андрей и Артур большей частью за «Чикаго Вулвз» выступали, фарм-клуб «Атланты», а он базировался не близко. В 2011 году Зубарева под конец сезона вызвали в основной состав. Уровень НХЛ, считаю, он выдержал, в АХЛ тоже хорошую планку держал. Его проблема заключалась в том, что «Трэшэрс» имели много дорогостоящих защитников на односторонних контрактах — Дастин Бафлин, Тобиас Энстрём, Рон Хэйнси, Джонни Одуйя, Зак Богосян. Сезон они проводили без травм, не давая возможности Андрею заявить о себе в НХЛ. Со своим двусторонним соглашением он не мог никого вытеснить.

– Кстати о легенде армянского хоккея! Давно интересовал вопрос, Богосян вообще барев дзес по-армянски?

– Ни слова! Корни у него армянские, но языка не знает вообще. Обычный американец. Веселый очень. В раздевалке настроения всегда добавлял. Стейки любил жарить на природе. По телосложению – машина, одни мышцы. Таких атлетов ещё поискать! Постоянно в зале, неустанно работал над собой. Не стеснялся перчатки сбрасывать даже против профессиональных бойцов.

Помню, когда он только-только начинал в НХЛ, второй или третий матч проводил, мы приехали к «Вашингтону» в гости, а там негостеприимный Дональд Брашир, которого вся НХЛ опасалась. Тот подъезжает в Заку, начинает провоцировать, и Богосян не побоялся ответить. Ему 18 лет – пацан, Брашир вдвое старше – 36-летний авторитетный тафгай. Чтобы не испугаться такого боя, требуется огромная храбрость. Зак в него вступил. С Богосяном мы потом ещё несколько лет вместе играли за «Виннипег».

«Кубок Стэнли навсегда останется мечтой»

– Три года назад, на фоне долгого нахождения без контракта, агент вдруг озвучил ваше желание вернуться в НХЛ – на третий круг. И это в 31 год... Мне то заявление показалось агентскими играми по привлечению внимания к клиенту.

– Напрасно. Предложение из Америки действительно было. Даже два. «Чикаго» звал – под перестройку своего состава, и еще кто-то... уже не вспомню. Размышляли, правда, об этих предложениях мы недолго. Решили остаться дома.

– Денег мало давали?

– О них речи даже не зашло. Просто в ходе семейного разговора поняли, что не хотим уезжать в другую страну.

– Женатому человеку сложнее сорваться с насиженного места, чем когда тебе 17-20 лет?

– У меня такая жена – куда угодно за мной поедет. В моем случае это точно роли не играло. Просто у нас на тот момент устаканилась жизнь в России. Бросать всё и срываться за океан не хотелось. Хотя Кубок Стэнли всегда был мечтой. И в мечтах навсегда останется…

Burm_vn3.jpg

«В детстве поставил себе задачу купить «Бентли»

– Перед матчами «Шанхайских драконов» на парковке «СКА Арены» я часто вижу зеленый «Бентли» с казанскими номерам. Кажется, я знаю его владельца.

– Да, моя.

– Зачем такая дорогущая и прожорливая машина?

– Это мечта. Мечта детства. Когда игрался в машинки, в моем «гараже» среди прочих были «Феррари», «Ламборджини» и «Бентли». «Бентли» мне нравился настолько, что еще в детстве поставил себе задачу купить, когда вырасту, такую настоящую. И в 2020-м, когда появилась такая возможность, я махнул рукой: «Один раз живу» - и взял.

– Считали, сколько в год тратите на её обслуживание?

– Ничего особенного, поверьте. Бензинчика чуть больше, конечно, кушает, чем большинство автомобилей, – 632 лошади все-таки... – но ничего критичного. Я в целом не так много на ней езжу. В Казани всё рядом, живу близко к арене. В Москве, когда за «Спартак» выступал, квартировал прямо за «Мегаспортом». За весь сезон тогда раза четыре сел за руль — когда в «Лужники» нужно было ехать на тренировку. Все остальное время - пешком. Если хотел в центр, прыгал в метро или брал жёлтое такси. В условиях московских пробок получалось гораздо быстрее. В Питере на «СКА Арену» езжу, но мы от нее тоже недалеко живем.

– Выходит, статус вашего «Бентли» – «шоб была».

– Ну да. После нее, кстати, я успокоился в плане автомобилей. Сейчас жена в основном ездит на «Бентли», ей нравится.

Rat_Bentky.jfif

– А «Мерседес», подаренный за победу на ЧМ-2014, продали?

– Нет-нет – в семье, батя на нем ездит. Продать рука не поднимается. До сих пор. Хотя ей уже 12-й год. Жалко... Это же память на всю жизнь! Подарок президента за победу на моем первом взрослом чемпионате мира! Не знаю, смогу ли когда-нибудь его продать.

– В каком он состоянии?

- Отличном! Папа что-то менял, конечно, но в целом всё очень хорошо. Когда в «Металлург» перешел, вещи на том «Мерседесе» из Казани перевозил. Он большой, вместительный: чемоданы, баул – всё влезло. Так что он вполне себе бодр.

Досье

Александр Бурмистров. Хоккеист, амплуа – центральный нападающий.

Родился 21 октября 1991 г. в Казани.

Воспитанник: «Ак Барс» (Казань).

Драфт НХЛ: 2010 год, «Атланта Трэшерз» – 1-й раунд, 8-й номер.

Выступал за: «Ак Барс» (Казань), «Ак Барс-2», «Барри Кольтс» (ОХЛ), «Атланта Трэшерз», «Виннипег Джетс», «Аризона Койотис», «Ванкувер Кэнакс», «Салават Юлаев» (Уфа), «Металлург» (Магнитогорск), «Спартак» (Москва), «Динамо» (Москва), «Шанхайские драконы».

Обладатель Кубка Гагарина в составе «Ак Барса» (2018).

Карьера в сборной России: серебряный призер юниорского ЧМ-2009, участник молодежного ЧМ-2010, чемпион мира-2014 среди взрослых, бронзовый призер ЧМ-2016.


Источники
Фото: ХК «Шанхай»; Даниил Ратников