 Александра Балабаева
Александра Балабаева
Санный спорт. Итоги сезона
На Олимпиаде в Сочи российские саночники добыли два серебра. Тогда этому результату слегка расстроились. Сейчас ему бы порадовались. На прошедшем чемпионате мира наши разжились всего одной бронзой, которая досталась Татьяне Ивановой. Призер Олимпиады-1988 Юрий Харченко рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем», что совсем не удивлен такому результату.
— В вашей родной Ленинградской области есть условия для саночников?
—  Раньше у нас были юниорская трасса в Токсово, трасса с тремя или  четырьмя виражами в Можайске и еще одна под Ломоносовом. А сейчас что  происходит? Зачем строить спортивный объект, когда проще возвести  25-этажный дом. Президент областной Федерации санного спорта Валерий  Дудин заявлял, что построят недорогую трассу, но ведь на это нужны  деньги. Не думаю, что у правительства Ленинградской области найдутся  10–20 миллионов евро. Хотя если нашему государству нужен санный спорт,  то нужно строить объекты. Если нет, то пойти по другому пути — сделать  спорт массовым и развивать дворовый спорт, чтобы все занимались  физкультурой.  
— Давайте теперь о сборной России. С этого сезона ее возглавил легендарный Альберт Демченко.
—  Судя по результатам и тому, что говорят тренеры сборной, Демченко  убирает из команды неугодных ему людей и профессионалов. Например,  Евгения Белоусова, призера Олимпийских игр в Сараево. Причем из-за  личной неприязни. А в сборную берет родственников или друзей. Результаты  показывают, что наша команда не умеет ездить. Главная проблема —  маленькая скамейка. В наше время было по-другому. Прокатал сезон без  результатов — сразу выгоняли.  
— А у Виктории Демченко, дочки трехкратного серебряного призера Олимпиад, есть талант саночницы?
—  У нее такая же проблема, как у отца, — медленный старт. Пока есть  проблемы с «физикой». Женщинам вообще трудно тренироваться. Занятия идут  в ущерб фигуре. И еще возникают проблемы со здоровьем. Взять немок —  каждая вторая катается почти до сорока лет, так они ставят титановые  пластины в позвоночник.  
— На чемпионате мира в Германии Татьяна Иванова в  борьбе за бронзу обогнала хозяйку трассы Татьяну Хюфнер на 0,001  секунды. Это успех для сборной России?
— Скорее немки плохо  выступили. У Германии сейчас такие же проблемы с составом, как у нас. О  чем говорить, если швейцарка Матрина Кохер заняла второе место на  чемпионате мира, да еще в Кенигзее! Если бы мне раньше об это сказали, я  бы не поверил. Наша команда может хорошо ехать в Сигулде, там уже  сделаны тысячи заездов. Такая же ситуация в Сочи. Уже слона можно  научить кататься. На всех остальных трассах большие проблемы. Тренеры  сборной России, к сожалению, не могут объяснить спортсменам, как  правильно ездить. Жаль, что у нас нет двух составов. Нет трасс и  массовости, которые были раньше. Проблема санного спорта, скелетона и  бобслея — в будущем может дойти до того, что эти виды спорта выведут из  олимпийской программы. 
— Что же делать?
— Нужно объединить эти  федерации, как уже сделано в Германии, и проводить совместные командные  соревнования. Бобслеем занимаются с 14–15 лет. Кто более техничен, потом  мог бы перейти в саночники, кто физически крепкий — в бобслей, кто  быстро бегает и худой по комплекции — в скелетон. Сейчас же в бобслей и  скелетон берут спортсменов из легкой атлетики. Для разгоняющих это  хорошо, но недостаточно, ведь у них нет базы саночников. Есть и еще одна  проблема. Трасс настроено много: в Турине, Нагано, Альбервилле, но на  них никто не катается. Возьмем, например, Парамоново, где потратили 62  миллиона долларов. Собранная как компьютерная модель по проекту  Шахназарова трасса с неправильными входами и выходами на виражах уже  требует реконструкции. Для чего тогда выделялось столько средств? В  таких условиях тяжело тренироваться, а проводить соревнования вообще  опасно. 
