• «Барселона» потеряла девственность

    13.09.06 12:21

    «Барселона» потеряла девственность - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Футбол, коммерция, бизнес… Руководство испанской «Барселоны» доказало, что в футболе есть место и благотворительности, достигнув беспрецедентного соглашения с международными организациями ООН и ЮНИСЕФ. В результате этого соглашения в первом еврокубковом матче сезона игроки каталонского клуба, защищающего добытый в Париже континентальный титул, вчера впервые в истории команды вышли на игру в футболках, на которых красовался рекламный логотип. Еще несколько десятилетий назад такое вообще нельзя было себе представить – «чистота» сине-гранатовой майки считалась священной, и даже размещение на ней названия фирмы-производителя (сначала Meyba, потом Kappa и еще позже Nike) вызывало нешуточные дискуссии.

    Исторический договор

    Споры о возможности использования командной футболки в качестве рекламной площади активизировались в начале нового века – когда пошли разговоры о том, что «Барселона» не может адекватно конкурировать с ведущими европейскими грандами, не задействуя такой важный (и при этом по большому счету даровой!) экономический рычаг. Жоан Лапорта, нынешний президент клуба, в своей предвыборной кампании 2003 года прямо обещал поставить вопрос о рекламе на майках профессиональной футбольной секции клуба (у других секций – баскетбольной, гандбольной и прочих – реклама на майках есть уже несколько лет) и после своего избрания получил согласие генеральной ассамблеи «Барселоны» на поиск генерального спонсора. После этого слухи связывали клуб с компаниями и брендами уровня Viagra, Hyundai, Nike (который должен был заплатить за то, чтобы оставить футболку «чистой»), Microsoft и т. п. Ближе всего руковод-ство клуба оказалось к подписанию спонсорского договора в 2005 году – сначала было практически достигнуто соглашение с китайским правительством о рекламе Олимпиады-2008 в Пекине. Затем само руководство «Барсы» отвергло предложенные ему сетевой букмекерской компанией Betandwin 17 млн евро в год. Лапорта посчитал, что финансовое состояние клуба настолько хорошее, что дополнительные вливания от сомнительных по своим моральным качествам букмекеров вовсе не требуются.

    В результате вместо продолжения поисков подходящего спонсора руководство сине-гранатовых решилось на беспрецедентный в истории футбола шаг, призванный поднять престиж «Барселоны» на новый уровень. Сначала было сделано программное заявление о том, что реклама на футболках будет благотворительной, а в июле было объявлено о достижении договоренности о партнерстве с детским фондом ООН – ЮНИСЕФ, логотип которого и будет размещен на майках Роналдинью и компании. Правда, подписание соглашения было отложено по форс-мажорным причинам: Лапорте внезапно пришлось участвовать в предвыборной кампании, в результате которой он как единственный кандидат продлил свой президентский мандат до 2010 года. И все же исторический договор был официально оформлен в начале сентября, чтобы успеть к первому матчу «Барселоны» в Лиге чемпионов против «Левски».

    В духе клубного девиза

    В течение пяти лет «Барса» обязуется выплачивать 0,7 процента своего бюджета в пользу детских программ ЮНИСЕФ в Африке, Азии и Латин-ской Америке. Взамен клуб разместит на футболках логотип Фонда. Соглашение должно будет пересматриваться ежегодно на случай, если каталонцы все же решат найти официального спонсора или поддержать какую-нибудь другую благотворительную программу под эгидой ООН.

    Интересно, что в Барселоне и Мадриде по-разному подошли к освещению этого события. Для каталонской прессы, как и для руководства «Барсы», этот шаг – нестандартная, но вполне логичная попытка вывести клуб на иной уровень узнаваемости и международного престижа (очень в духе официального девиза сине-гранатовых: «больше чем просто клуб»). Столичные журналисты тем временем посмеиваются над Лапортой: мол, президент клуба не смог выполнить свои обещания и найти коммерческого спонсора для команды, в результате чего каталонцам пришлось еще и приплачивать за то, чтобы у них на футболках красовался чей-то логотип.

    Кстати, с сегодняшнего дня в официальных магазинах «Барселоны» болельщики также могут стать обладателями сувенирных футболок с «рекламой» ЮНИСЕФ. Все-таки коммерция в футболе также очень важна.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»