• Вячеслав Малафеев: После игры в Раменском хотел подарить Домингесу вратарские перчатки

    В десятилетие первого зенитовского золота в чемпионатах России «Спорта День за Днем» встретился с Малафеевым

    09.11.17 23:52

    Вячеслав Малафеев: После игры в Раменском хотел подарить Домингесу вратарские перчатки - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    38-летний Малафеев приложил руки ко всем четырем чемпионствам «Зенита» российского разлива. 442 матча, сыгранных за команду во всех турнирах, — второй результат в истории клуба. Пятнадцати матчей не хватило, чтобы превзойти рекорд Анатолия Давыдова. В любом случае Вячеслав — символ «Зенита» новейшей эпохи. Поэтому корреспондент «Спорта День за Днем» в десятилетие первого зенитовского золота в чемпионатах России встретился с Малафеевым и узнал… Какой матч перевернул ход сезона? Как повлиял на обстановку в коллективе конфликт между Радимовым и Риксеном и мог ли Вячеслав оказаться на месте Домингеса в легендарном эпизоде на последней минуте игры последнего тура с «Сатурном»?

    О спорте не забываю

    — Десять лет назад «Зенит» оформил первое чемпионство в российской истории. Насколько быстро пролетело для вас это время?
    — Десять лет — огромный период. Мне сложно оценить, насколько это было давно. С одной стороны, время пролетело чрезвычайно быстро, с другой — эти годы вместили в себя очень много событий — и грустных, и радостных. Мне кажется, у многих людей за всю жизнь не бывает столько. Могу лишь сказать, что моя жизнь с тех пор действительно кардинально изменилась.

    — Если бы после матча в Раменском вам сказали, что вы закончите карьеру в 37 лет и станете успешным бизнесменом, поверили бы?
    — Я бы просто принял данную информацию к сведению. Наверное, каких-то конкретных целей в этом направлении я не ставил, потому что тогда всем сердцем отдавался футболу. Мыслей о завершении карьеры и раздумий, чем буду заниматься, не возникало в принципе.

    — Сейчас ваша жизнь не так тесно связана с футболом. Нет ли мысли поучаствовать в ветеранских матчах «Зенита»? Увидим ли мы вас на футбольном поле?
    — Да, возможно, сейчас я не так часто соприкасаюсь с футболом, хотя стараюсь выбираться на стадион и смотреть матчи «Зенита» и сборных. О спорте не забываю и регулярно тренируюсь: велосипед, пробежки по парку. Увлекаюсь EMS — это когда под воздействием определенного электрического тока выполняются разные упражнения, от приседаний до подтягивания на турнике, что позволяет проработать практически все группы мышц. Занимаюсь смешанными единоборствами. Словом, стараюсь тренироваться практически каждый день, чтобы постоянно находиться в тонусе. Ветеранские матчи? Признаться, на эту тему особо не задумывался, да и приглашений особо нет, поскольку в Петербурге ветеранские команды давно сформированы, а ездить в Москву удается далеко не всегда.

     

    В сезоне-2007 постоянно находился в тонусе

    — Давайте вспоминать. За десять лет страна и мир сильно изменились. Например, сейчас мало кто помнит, что в зимнее межсезонье накануне старта того сезона «Зенит» встречался с «Шахтером» Мирчи Луческу. И именно после той игры окончательно решился вопрос о переходе Анатолия Тимощука.
    — Если честно, детали стерлись из памяти (встреча завершилась вничью 2:2. — «Спорт День за Днем»). Помню только, что с «Шахтером» играли регулярно. Луческу вспоминаю отдаленно — как и приход Тимощука.

    — Как повлиял на атмосферу в команде конфликт Риксена с Радимовым на сборах в Испании?
    — Конфликт ни одному, ни другому особой пользы не принес. Мне кажется, и Влад, и Фернандо в тот момент боролись за свой авторитет в новой команде. Коллектив же после той истории понял, что для главного тренера все равны. Дику Адвокату было не важно, кто ты, откуда родом и какими регалиями обладаешь. Все надо было доказывать на футбольном поле. Но в целом у руководства клуба и главного тренера отношение к такого рода историям было сугубо отрицательным.

    — В золотом сезоне «Зенит» ни разу не смог выиграть у «Спартака»: в пассиве «Зенита» три поражения — два в чемпионате и одно в Кубке — и ничья. При этом именно «Спартак» был основным конкурентом в борьбе за чемпионство. Почему матчи с красно-белыми сложились неудачно?
    — Признаться, противостояния со «Спартаком» не отложились в памяти. Да, матчи со спартаковцами влияли на турнирное положение, но «Зенит» в течение сезона выступал более стабильно. Возможно, мы не очень удачно играли с лидерами, но регулярно брали очки у середняков. Поражения от «Спартака»? Видимо, у каждой неудачи были свои причины, назвать которые сейчас сложно. Видимо, мы были сильным раздражителем для «Спартака», да и принципиальность этих противостояний никто не отменял. Могу лишь сказать, что впоследствии «Зенит» сполна отыгрался за те неудачи! (Улыбается.)

    — Адвокат крепко наказал Александра Анюкова и Игоря Денисова за историю в отеле перед домашней игрой со «Спартаком». Какие выводы вы тогда сделали лично для себя?
    — Думаю, Адвокат был вынужден так поступить. Жаль, что конфликт стал достоянием прессы — с точки зрения авторитета игроков это было не в их пользу. Лично мне не надо было делать никаких выводов. Я прекрасно отдавал себе отчет в возможных последствиях.

    — Еще одна неудача в чемпионате — августовское поражение от «Динамо» 2:4. Многие тогда считали, что «Зенит» уже не сможет конкурировать со «Спартаком» и ЦСКА. Становилось ли тогда, в августе, особенно тревожно?
    — Вы знаете, я помню ту игру с «Динамо». Да, проиграли 2:4, но негативные мысли лично меня не посещали. Приходилось постоянно быть в тонусе, быть сконцентрированным на протяжении всего предыгрового цикла. Напряжение по ходу сезона не уходило и не отпускало.

    — Есть мнение, что прорыв «Зенита» случился после разгрома «Динамо» в Кубке России — 9:3. Это действительно так или то была лишь отдельно взятая удачная игра?
    — Такие матчи бывают. Эту игру можно сравнить с 1:7 с тем же «Динамо» в Москве в 2003-м. Наши команды не сильно отличались по уровню мастерства и наличию звезд, матчи всегда проходили в ожесточенной спортивной борьбе. Тогда же в Кубке у нас получалось практически все. Подобные встречи вселяют уверенность и придают силы. Возможно, для части команды тот разгром действительно стал трамплином к успеху.

    — После какой игры вы окончательно поняли, что можно реально бороться за чемпионство? После победы над ЦСКА, над «Москвой»?
    — До последней игры, до финального свистка в Раменском не отпускала мысль, что кто-то может опередить тебя. Победы над ЦСКА и «Москвой» были очень важными и принципиальными, но сказать, что именно они открыли дорогу к чемпионству, было бы неправильно. У нас было много очень важных матчей, каждые три очка стали огромным шагом к общей победе.

    — Вы в том сезоне практически поровну играли с Камилом Чонтофальски — 26 игр у вас, 22 — у вашего словацкого коллеги (во всех турнирах). Не возникал ли психологический дискомфорт из-за отсутствия ярко выраженного первого номера?
    — Если говорить об играх именно в чемпионате России, то я играл больше (19 матчей провел Малафеев, 13 — Чонтофальски. — «Спорт День за Днем»). В целом же мы играли приблизительно на равных. Мне кажется, это положительно сказалось и на чемпионской гонке, и впоследствии, в 2008 году, когда мне приходилось в условиях серьезной конкуренции держать себя в тонусе. Борьба психологически мотивирует. Кто ее выигрывает, тот становится сильнее.

    «Зенит»-2007 и «Зенит»-2017 сыграли бы вничью

    — Каково было ваше эмоциональное состояние во время игры с «Сатурном», когда из-за одной ошибки вся работа могла пойти насмарку?
    — Цена ошибки всегда очень высока. Не только в этом конкретном матче, но и в целом. Помню, в Раменском мы испытывали колоссальное напряжение. Было холодно, матч имел колоссальное значение, мы должны были сохранять концентрацию каждую секунду. Я прекрасно понимал, что любая ошибка может стать фатальной и оказать роковое влияние на исход всего чемпионата. Но опять же такой опыт лишь закаляет и делает тебя сильнее.

    — Что произошло в эпизоде на по­следней минуте, когда Домингес вынес мяч с линии ворот после удара Гьяна? Вы могли среагировать на тот удар, если бы не Домингес?
    — В том эпизоде произошло чудо. Но оно и должно было произойти. Если бы это был не Домингес, на пути мяча непременно встал кто-то другой. Возможно, и я! (Улыбается.) Все, что происходит, идет свыше — значит, так и должно было случиться. Без доли удачи — даже в голе Радека Ширла — в футболе не бывает. Тогда же мяч летел над головой Домингеса, но он смог выпрыгнуть с места так высоко, что спас команду! Словом, масса вещей повлияла на итоговый, положительный для нас результат.

    — Говорили ли вы что-нибудь Домингесу по окончании матча?
    — После игры я хотел подарить ему свои вратарские перчатки! Хотя они ему были, в принципе, не нужны, раз он так прекрасно отбивает мяч головой! (Смеется.)

    — Какую историю из сезона-2007 вы помните до сих пор?
    — С теого времени произошло много событий. В памяти сохранилось празднование, буря эмоций на футбольном поле и за его пределами, но какую-то одну житейскую или спортивную историю выделить сложно.

    — Как бы сыграл «Зенит»-2007 против нынешнего состава сине-бело-голубых?
    — Сложно сказать. Могу лишь утверждать, что игра была бы интересной и непредсказуемой. «Зенит» Манчини — интересная команда, которая, безусловно, сильнее нас нынешних, но если говорить о виртуальном матче между «Зенитом»-2007 и «Зенитом»-2017, то, скорее всего, была бы ничья. Как минимум (улыбается).

    — Ворота «Зенита» сейчас успешно защищает Андрей Лунев. Чем, на ваш взгляд, объяснить его феномен?
    — Многими моментами, начиная от его изначальной школы и заканчивая характером. Трудолюбие. Доля везения. Луневу воздается по заслугам. Плюс успешно играет команда — это, поверьте, вселяет дополнительные силы и эмоции. Не стоит забывать и о конкуренции, которая заставляет Андрея постоянно выкладываться по максимуму.

    Чемпионат России — 2007. 30-й тур

    «Сатурн» (Раменское) — «Зенит» (Санкт-Петербург) — 0:1

    «Сатурн»: Кински — Евсеев, Нахушев, Петраш, Гогуа (Гьян, 55) — Игонин (к) — А-й Иванов, Немов, Лоськов (Лебеденко, 75), Каряка — Кириченко (А. Еременко, 64)

    «Зенит»: Малафеев — Анюков, Шкртел, Ломбертс, Ким Дон Чжин — Тимощук (к), Зырянов, Ширл — Домингес, Текке (Погребняк, 31), Аршавин

    • Гол: Ширл, 14
    • Предупреждения: Евсеев, 78; А. Еременко, 80 / Тимощук, 43; Погребняк, 59
    • Судья: Юрий Баскаков (Москва)

    11 ноября. Раменское. «Сатурн». 16 000 зрителей

    В тему

    Память

    Не дожил только Сарсания

    Единственный, кто, к сожалению, не дожил до десятилетия чемпионства «Зенита», — спортивный директор Константин Сарсания. Именно он собирал эту команду вместе с двумя единомышленниками: президентом Сергеем Фурсенко и главным тренером Диком Адвокатом. Наверное, будет правильно, если на предстоящем празднике на минуту стихнут овации и воцарится тишина. В память о Константине Сергеевиче.

    Золотой голос

    Экс полузащитник «Зенита» Радек Ширл: Бывает, накатывает ностальгия

    Автором победного гола в ворота «Сатурна» 11 ноября 2007 года стал чешский полузащитник, никогда не отличавшийся особой результативностью. «Тренер Адвокат просил нас бить при первой возможности. Вот я и ударил», — привык скромничать Радек.

    — У меня дома есть диск с записью того матча. Иногда смотрим, когда кто-то приходит в гости. Бывает, накатывает ностальгия, тогда ищу в Интернете фрагменты той игры, смотрю, как мы радовались после матча. Это же была огромная радость…

    Как выглядит сегодняшний «Зенит»? Сложно сказать, я ведь не все игры вижу. Вот смотрел проигранный матч «Локомотиву». К сожалению, пришел к выводу, что не знаю никого из игроков. Ни в лицо, ни имен таких не слышал. Это говорит о том, что я уже старый (смеется). Вот видел, правда, что Гарик Денисов играл за «Локо». А еще, конечно, Кришито — я же с ним пересекся на несколько месяцев при тренере Спаллетти.

    О том, что принял решение вернуться в Чехию, не жалел — мне не хотелось играть за рубежом нигде, кроме «Зенита». Немного обидно было из-за другого — что не получилось сработаться с Лучано Спаллетти. Если бы он мне прямо не сказал, что я не буду играть, то сидел бы и ждал своего шанса. А так у нас состоялся разговор с глазу на глаз, и он высказал мне свое мнение… Иначе все могло бы измениться, знаете же, как бывает в футболе — сегодня ты не играешь, а завтра попадаешь в состав. При правильном отношении к делу, конечно. Но раз Спаллетти сказал, что я не нужен, сидеть на трибуне и страдать от безделья не хотел.

    Сейчас с огромной радостью возвращаюсь в Петербург, получил приглашение от клуба на матч с «Тосно». Русский язык не забыл, говорить на нем не боюсь. Когда был здесь год назад с частным визитом, решал все вопросы сам, никаких проблем в общении с кем бы то ни было не возникало. Так что и сейчас никаких опасений нет… Я чувствую себя в Петербурге как дома.

    По ту сторону баррикад

    Экс капитан «Сатурна» Алексей Игонин: Матч с «Зенитом» был сродни финалу чемпионата мира!

    Волею судьбы воспитанник петербургского футбола Алексей Игонин 11 ноября 2007 года бился против своей бывшей команды.

    — Незадолго до золотой игры с «Зенитом» мы отобрали очки у главного конкурента петербуржцев «Спартака», — вспоминает Игонин. — Так что, получается, руку к чемпионству «Зенита» я тоже приложил! C нетерпением жду приглашения на празднования десятилетия от клуба! (Смеется.) Еще тогда ходили разговоры — «Сатурн», мол, не станет оказывать «Зениту» серьезного сопротивления. Но все видели — мы бились изо всех сил. Многие футболисты гордятся медалями, кубками и личными достижениями, но есть игроки, для которых главными в карьере становятся именно подобные матчи. Сейчас, думаю, не все вспомнят футболистов «Сатурна», впоследствии разъехавшихся по второстепенным европейским чемпионатам, но уверяю вас — для них матч с «Зенитом» был сродни финалу чемпионата мира! Мы выходили на игру с запредельной мотивацией, поскольку хотели доказать, что преисполнены настоящего спортивного духа. И, мне кажется, нам это удалось.

    Стимулирование третий стороной? Вроде по футбольным каналам было распространено заявление футболистов «Спартака», якобы готовых отдать нам премиальные за победу в чемпионате в случае успеха «Сатурна» в матче с «Зенитом». Но вы же понимаете — в таком матче дело было далеко не в этой виртуальной истории. Нам было просто важно сражаться за свое доброе имя. Это, поверьте, гораздо ценнее, чем какие-то гипотетические премиальные.

    По ходу матча «Зенит» нас вообще не переигрывал — это была равная, эмоциональная игра, в которой для одной команды очень многое стояло на кону, а другая билась за свою репутацию. Тот матч показался мне настолько длинным и насыщенным, сотканным из бесконечных единоборств и тактических противостояний, что события эндшпиля стали словно из какой-то другой игры. Даже десять лет спустя эпизод, когда Домингес выбил мяч из пустых ворот, я выношу за скобки. Только представьте — всего несколько мгновений могло развернуть ход футбольной истории. Не стань тогда «Зенит» чемпионом, возможно, не было бы ни Кубка УЕФА, ни Суперкубка Европы, ни стремительного прогресса клуба на внутренней арене. Я хорошо помню: подача углового, Гьян выпрыгивает и наносит, казалось бы, неотвратимый удар головой… Но Домингес находился именно там, где ему было предписано быть на установке, — на линии ворот, защищая один из углов. В итоге аргентинец сделал ровно то, что от него требовалось, — подстраховал голкипера. И только благодаря статусу игры его спасение вошло в историю российского футбола.

    Конечно, я поздравил зенитовцев. Все-таки надо уметь разделять события на футбольном поле и за его пределами. Хотя, признаюсь, в какой-то момент очень хотелось просто как можно скорее дистанцироваться от чужого праздника (улыбается).


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров